Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из высказанного основной целью данной работы является исследование правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности, что предопределяет следующие задачи:
- дать представление о задачах правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности;
- проанализировать экономические рычаги регулирования;
- раскрыть источники финансирования природоохранных мероприятий;
- показать основные проблемы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение
1. Задачи регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности
2. Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование
3. Экономические рычаги регулирования
4. Источники финансирования природоохранных мероприятий
5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опд.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

- экономическое  стимулирование природоохранной  деятельности объектов;

- виды  экологических правонарушений, в  том числе применительно к  деятельности предприятий, их ответственность  как источников повышенной опасности  для окружающей среды и населения, их виды и признаки, а также  статью о порядке и условиях  возмещения вреда, причиненного  здоровью граждан неблагоприятным  воздействием природной среды, вызванного  деятельностью предприятий.

В-третьих, необходимо обеспечить согласованность головных законов об охране и использовании отдельных объектов природы между собой и их соответствие Федеральному закону “Об охране окружающей среды”.

В-четвертых, следует внести необходимые изменения в федеральные законы о земле, недрах, водах и иных природных ресурсах:

- Земельный  кодекс РФ следует дополнить  нормами, содержащими:

а) цели и задачи земельного законодательства, принципы, вытекающие из его главной задачи, а именно:

- обеспечение  рационального использования и  охраны, нормирование размеров владения  землей с учетом целевого назначения, недопустимость владения землей  без ее использования, устойчивость (стабильность) землепользования, оптимальное  сочетание частных и общественных  интересов в использовании земель  и распоряжения ими, сочетание  интересов и прав землепользователей с правами других природопользователей; комплексное использование земель, сочетание землепользования с охраной окружающей среды;

б) земельно-правовые и эколого-правовые требования при приватизации, совершении сделок с землей (недопущение самовольного изменения их целевого назначения); сохранение установленного режима их использования; отсутствие земельного спора о принадлежности участка; соблюдение минимальных размеров площади земель, необходимых для данного целевого использования; недопущение нарушений агротехники, экологических, санитарных, градостроительных, противопожарных и иных специальных требований, правовые требования по охране и рациональному использованию смежных природных объектов;

д ) виды земельных правонарушений;

ж) основания и порядок возникновения прав на землю, в частности у предприятий, имеющих лицензии на право пользования недрами.

Необходимо предусмотреть виды правонарушений в Федеральном законе “Об охране атмосферного воздуха”, в Федеральном законе “О животном мире” применительно к особенностям отдельного объекта природы и деятельности предприятий. В соответствии с ними будут определяться составы административных проступков и уголовных преступлений, что обеспечит их соответствие экологическому законодательству, соблюдение экологических требований предприятиями в этой сфере.

Целесообразно сократить количество правительственных и ведомственных актов. Они не всегда достаточно отражают содержащиеся в законах экологические требования, что не обеспечивает необходимый уровень и комплексность правового регулирования природоохранительной деятельности предприятий;

Важно учесть требования по охране окружающей среды и ее объектов в нормативных актах гражданского, хозяйственного, налогового, финансового, административного и иного законодательства, регулирующих деятельность горно-металлургических предприятий. В первую очередь нужно провести экологизацию ведомственных и локальных актов предприятий, регулирующих совершенствование технологии, выпуск продукции, а также материальное стимулирование.

Для реализации целей и задач проекта важное значение имеет совершенствование регионального экологического, природоресурсного законодательства. Концепция регионального экологического законодательства должна основываться на Концепции устойчивого социально-экономического развития территории, Концепции развития экологического законодательства РФ, Экологической доктрине РФ и согласована с принятием в перспективе Концепций развития законодательства РФ о недрах, иных природных ресурсах и учитывать социально-экономические и экологические условия региона.

Составной ее частью должна быть программа законопроектных работ с определением перечня вновь подготавливаемых правовых актов, очередности их принятия, этапов разработки, источников финансирования.

Следующим шагом должна стать разработка головного закона регионального экологического законодательства. Этот головной закон должен основываться на Концепции регионального экологического законодательства, федеральных законодательных актах об охране окружающей среды и ее объектов. В нем должны быть закреплены экологические требования и правовые меры в этой сфере с учетом условий и особенностей субъекта Федерации. Для подготовки таких головных актов необходимы модельные законы.

В ближайшее время необходимо разработать в регионах головные законы по охране недр и иных природных объектов. Эти нормативные акты должны основываться на федеральных законах об охране и использовании недр, земель, вод, лесов и иных природных объектов, на головном законе регионального экологического законодательства. Это облегчит определение их структуры и содержания, обеспечит единство и взаимосвязь указанных правовых актов.

Необходимо также сформулировать требования по охране окружающей среды, недр и других природных объектов, права и обязанности, виды правонарушений с учетом специфики этих объектов в деятельности в имеющихся головных актах регионального законодательстве, в том числе Тюменской области, Уральского региона.

При совершенствовании законодательства о недрах и иных природных ресурсах, охране окружающей среды необходимо обеспечить оптимальное сочетание федерального и регионального уровней для обеспечения единства правового регулирования. Это важно для природоохранительной деятельности предприятий. Так, необходимо возложить на Федерацию проведение общих для всех ее субъектов мер по охране окружающей среды в горной промышленности, а на ее субъекты – разработку на базе федерального законодательства, исходя из потребностей общества и с учетом местных социально-экономических, экологических и иных условий, свои экологические требования и меры.

При сокращении числа договоров, заключаемых между Российской Федерацией и ее субъектами, возрастает разграничение полномочий между ними в федеральном законодательстве. Субъекты РФ могут осуществлять свои полномочия за исключением полномочий федеральных органов и органов местного самоуправления.

Совершенствование экологического законодательства и его реализация в рассматриваемой сфере неразрывно связаны с функционированием системы организационно-правовых мер с учетом их взаимосвязи с мерами экономического, идеологического характера и мерами юридической ответственности, образующих единый механизм, направленный на снижение загрязнения окружающей среды и ее объектов.

В настоящее время особое внимание следует уделить мерам организационно-контрольного характера, которым принадлежит первостепенное значение, что обусловлено ролью государственного управления в области охраны окружающей среды и особо актуально в переходный период. При этом в рассматриваемой сфере необходимо повысить эффективность таких традиционных мер, как экологическое нормирование и лицензирование, экологический контроль, экологическая экспертиза. Так, экологический контроль служит важнейшей гарантией выполнения правовых экологических требований и осуществления планов по охране окружающей среды. Поэтому в законодательстве нужно предусмотреть порядок согласования, утверждения, осуществления предприятиями планов по охране окружающей среды.

Экологическая экспертиза служит средством поддержания экологического правопорядка в деятельности предприятий, реализации экологических прав граждан. Ее проведение соответствует таким принципам охраны окружающей среды, как приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду, а также положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию о необходимости сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природоресурсного потенциала.

Кроме того следует обеспечить применение в этой сфере новых мер организационного характера, оказывающих результативное воздействие на горно-металлургические предприятия в переходный период. К их числу, в частности, относятся:

- оценка  воздействия предполагаемой деятельности  на окружающую среду (ОВОС). В переходный  период ей принадлежит важная  роль в недопущении экологически  вредной деятельности в промышленности, новых источников вредного воздействия  на природную среду, а также  предупреждении неприемлемых для общества экологических, социально-экономических и других последствий.

ОВОС играет важную роль в содействии развитию предпринимательства, поскольку позволяет предвидеть негативные последствия производственной деятельности, тем самым избежать впоследствии излишних затрат на их устранение.

Поэтому, учитывая передовой опыт стран ЕС, следует закрепить в специальном нормативном акте цели, принципы, порядок и условия проведения ОВОС, которое регулируется в основном ведомственными актами;

- экологическая  сертификация направлена на соответствие  продукции обязательным требованиям  по обеспечению рационального  природопользования, охраны окружающей  среды, защиту здоровья и генетического  фонда человека. Она касается  обеспечения безопасности промышленной  продукции для жизни и здоровья  потребителя, окружающей среды, предотвращения  причинения вреда имуществу потребителя.

Это связано с осуществлением закрепленного в ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, то есть права на то, чтобы эта продукция при обычных условиях ее использования, хранения, транспортировки и утилизации была безопасна для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды и не причиняла вреда его имуществу. Система экологической сертификации только начинает применяться в Российской Федерации, поэтому здесь особо важен опыт ЕС по ее регулированию;

- экологический  аудит направлен на проверку  и оценку состояния природоохранительной  деятельности горно-металлургического  предприятия, ее соответствия экологическим  требованиям. Это важное средство  обеспечения экологических прав  граждан, рационального природопользования, решения экологических и социально-экономических  задач с концентрацией средств  на приоритетных направлениях  деятельности предприятия.

Экологическое аудирование становится составной частью программ охраны окружающей среды, роль его возрастает в условиях рыночных отношений и необходимости защиты прав инвесторов предприятия. Для внедрения экологического аудита в рассматриваемую сферу необходимо создать достаточную правовую основу, в частности, принять специальный федеральный закон, определить полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по подготовке кадров аудиторов, их аттестации, лицензированию аудиторских организаций, а также усилить его взаимосвязь с мерами организационного и экономического характера.

Важная роль в реализации эколого-правовых требований предприятиями и организациями принадлежит мерам экономического характера, которые в Российской Федерации используются в настоящее время недостаточно. В связи с этим в Российской федерации необходимо в ближайшее время внести изменения в экологическое, хозяйственное и налоговое законодательство по расширению мер экономического характера в природопользовании и охране окружающей среды, которые постепенно начинают применяться. Так, определением Конституционного суда РФ от 10 января 2002 года была восстановлена плата предприятий за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Таким образом, совершенствование федерального и регионального законодательства, регулирующего деятельность в сфере природопользования и охраны окружающей среды, потребует значительного переходного периода, в течение которого с учетом социально-экономических, технологических, иных условий должны быть приняты новые законы и иные правовые акты, а также внесены необходимые изменения и дополнения в существующие нормативные акты.

природопользование природная охрана регулирование

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основными функциями управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

  1. нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;
  2. организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование;
  3. мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранительного законодательства.

В настоящее время одной из основных проблем развития России является нарушенная структура экономики, превалирование ресурсодобывающей промышленности. Нормативно-правовая база обеспечивающая этот сектор экономики недостаточно развита, для того чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов и охрану окружающей среды. Исходя из этой ситуации первоочередной задачей перехода России к устойчивому развитию является формирование экологического законодательства и создание условий применения его норм.

Основными методами управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основное содержание, являются административные и экономические. Если для первых характерными являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое стимулирование их деятельности по рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Информация о работе Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды