Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из высказанного основной целью данной работы является исследование правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности, что предопределяет следующие задачи:
- дать представление о задачах правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности;
- проанализировать экономические рычаги регулирования;
- раскрыть источники финансирования природоохранных мероприятий;
- показать основные проблемы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение
1. Задачи регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности
2. Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование
3. Экономические рычаги регулирования
4. Источники финансирования природоохранных мероприятий
5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опд.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Задачи  регулирования природопользования  и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности

2. Экологическое  нормирование, лимитирование и лицензирование

3. Экономические  рычаги регулирования

4. Источники  финансирования природоохранных  мероприятий

5. Экономическое  стимулирование рационального природопользования  и охраны окружающей среды

Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями. В условиях происходящих изменений в социально–экономической сфере и государственно-правовой надстройке требуются новые подходы к экологической политике и законодательству как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Изменения в экологической области на современном этапе получили отражение в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной 31 августа 2008 г. Правительством РФ, где определены цели, направления, задачи и принципы проведения государственной политики в сфере экологии на долгосрочный период.

В настоящее время стратегической целью государственной политики в этой области является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. В связи с этим сохранение и восстановление природных систем должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Для реализации данной стратегии необходимо предпринять определенные организационно-правовые и иные меры, направленные на:

- сохранение  и восстановление природных систем, их биологического разнообразия  и способности к саморегуляции;

- обеспечение  рационального природопользования, недропользования, равноправного доступа  к природным ресурсам ныне  живущих и будущих поколений  людей;

- обеспечение  благоприятного состояния окружающей  среды как необходимого условия  качества жизни населения.

В соответствии с Экологической доктриной РФ основными принципами государственной экологической политики являются:

- устойчивое  развитие, приоритетность для общества  жизнеобеспечивающих функций биосферы  по отношению к прямому использованию  ее ресурсов;

- справедливое  распределение доходов от использования  минеральных и иных природных  ресурсов и доступа к ним;

- предотвращение  негативных экологических последствий  в результате хозяйственной деятельности  предприятий, учет ее отдаленных  экологических последствий;

- отказ  от хозяйственных проектов, связанных  с воздействием на природные  системы, если их последствия  непредсказуемы для окружающей  среды;

- природопользование  на платной основе и возмещение  населению и окружающей среде  ущерба, наносимого предприятиями  в результате нарушения законодательства  об охране окружающей среды;

- открытость  экологической информации о деятельности  предприятий;

- участие  гражданского общества, органов  самоуправления и деловых кругов  в подготовке, обсуждении, принятии  и реализации решений в области  охраны окружающей среды и  рационального природопользования.

Исходя из высказанного основной целью данной работы является исследование правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности, что предопределяет следующие задачи:

- дать  представление о задачах правового  регулирования природопользования  и охраны окружающей природной  среды в хозяйственной деятельности;

- проанализировать  экономические рычаги регулирования;

- раскрыть  источники финансирования природоохранных  мероприятий;

- показать основные проблемы  экономического стимулирования  рационального природопользования  и охраны окружающей среды.

1. Задачи регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности

 

При проектировании новых объектов, реконструкции уже действующих или при принятии решении об их ликвидации необходимо провести оценку возможного их воздействия на окружающую среду. Большие заслуги в разработке методики воздействия на природу и человека принадлежат Научному комитету по проблемам окружающей среды, созданному в Югославии в 1969 году. Его создание преследовало двоякую цель: расширить знания о воздействии человечества на окружающую среду и выявить, каким образом изменения, вызванные этим воздействием, влияют на здоровье и благосостояние людей.

Особое внимание предполагалось сосредоточить на влиянии глобального или, по крайней мере, международного масштаба. Работа Комитета «Оценка воздействия на окружающую среду: принципы и процедуры» была опубликована в 1975 году и получила широкое признание в качестве важного методологического документа.

Начиная с 1975 года оценку воздействия на окружающую среду стали проводить во многих странах. В России в целях реализации ст.41 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» было утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.

Термин «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации.

Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проест при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей.

Главным аспектом в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно указанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:

- приоритетом охраны жизни  и здоровья человека;

- научно обоснованным  сочетанием экологических интересов  общества, обеспечивающих реальные  гарантии прав человека на  здоровую и благоприятную для  жизни окружающую среду;

- рациональным использованием  природных ресурсов с учетом  законов природы, потенциальных  возможностей среды, необходимости  воспроизводства природных ресурсов  и недопущения необратимых последствий  для среды и здоровья человека;

 соблюдением требований  природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности  за их нарушения;

- гласностью и тесной  связью с общественностью в  решении экологических задач;

- международным сотрудничеством  в охране окружающей среды.

Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правового регулирования потребления отдельных природных компонентов: приняты Земельный и Водный кодексы, Закон о недрах, Лесной кодекс, утверждены Закон об охране атмосферного воздуха и Закон о животном мире. Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

- естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

- земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический  фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

 

2 Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование

 

Регуляторами природопользования служат лимиты.

Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов (Статья 19 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»).

Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.

Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды (Статьи 25-34 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»). Эти нормативы носят название ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС - предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые концентрации; ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным комитетов по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:

- виды, объемы  и лимиты хозяйственной деятельности  по использованию природных ресурсов;

- экологические  требования, при которых допускается  использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих  требований (статья 18, часть 3 Закона  Российской Федерации «Об охране  окружающей природной среды»).

 

3. Экономические рычаги регулирования

 

Понятие «регулирование» происходит от латинского слова regula - норма, правило и от немецкого regulieren - регулировать, поддерживать постоянство, стабилизировать некоторую величину, либо ее изменение по заданному правилу. Регулирование является самостоятельным элементом управления экономикой. При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.

Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.

Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой.

Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользователями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.

Законом Российской Федерации «О плате за землю» установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым представлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства; жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

Информация о работе Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды