Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:01, доклад
Согласно определениям, содержащимся в словарях и энциклопедияхАвстрийская школа в экономике (Austrian School of Economics)1 - это одно из основных2 направлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру3.
МАРЖИНАЛИЗМ4 же – это экономическая теория, отводящая первостепенное значение (определяющее влияние) во всех процессах производства и обмена товаров (работ или услуг) предельным экономическим величинам(максимальным или минимальным пределам). В качестве таких пределов в маржиналистических доктринах чаще всего фигурируют «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные издержки (потери)», «предельное плодородие», «редкость», «метод предельных ситуаций»5.
Вот только прибыльность капитала Бём-Баверк в отличие от Менгера объяснял не как «компенсацию упущенной выгоды», а как «разницу в оценке благ настоящих и будущих». Мол, человеческое желание получить все и сразу сильнее желания иметь это в далеком будущем. А, вкладывая капитал, его оценивают по будущему продукту (то есть низко). Когда же продукт получен, он ценится как настоящий, то есть гораздо выше. Отсюда и прибыль - разница между оценкой в настоящем и той оценкой, которая давалась раньше - на будущее. И чем больше времени прошло с момента вложения капитала, тем крупнее разница (прибыль). Это, по мнению, Бём-Баверка и создает эффект прироста капитала в геометрической прогрессии (на какой-то процент ежегодно).
Бём-Баверк излагал все просто и ясно – точно так же, как выступал в суде или убеждал в собственной правоте дряхлого австрийского императора. Примерами, на которых этот «Демосфен ХХ века» объяснял теорию австрийской школы, становились Робинзон Крузо38, проживающий на пустынном острове, и персонаж из анекдотов, постоянно теряющий свои вещи39. «Умри, но лучше Бём-Баверка о теории предельной полезности не скажешь!», - до сих пор повторяют поклонники австрийского красноречия.
Зато ничего принципиально нового
в сравнении со своим учителем
этот очень занятый государственный
деятель не придумал и не сказал.
Даже наоборот допустил целый ряд
искажающих натяжек и упрощений,
ставших предметом справедливой
критики и заслуженных насмешек
Так Бём-Баверк:
- каждый раз приспосабливал взгляды Менгера к текущим событиям, к очередной конъюнктуре рынка, как бы забывая свои предыдущие приспособления;
- для пущей наглядности очень
часто называл «меновую
- в иерархической шкале
- делая уступку математическим методам, признал, что любой неудовлетворенной потребности может быть дана численная оценка (причем денежная) – «цифровое определение величины наслаждений и лишений, позволяющее сравнивать и складывать такую потребность с другими потребностями», и в то же время старательно избегал цифр, формул, графиков;41
- колеблясь между
- подспудно считал объективные факты (особенно такие как «состояние спроса и предложения», «реальные цены на рынке», «уровень благосостояния») тем, что на самом деле определяет мнения о ценности. Более того, Бём-Баверк зачастую определял ценность не интенсивностью потребности (не субъективным мнением) человека, а платёжеспособностью как отдельного потребителя, так и всех потребителей в целом. Хотя последовательная логика австрийской школы не позволяла считать нечто объективное (независимое от мнений) первичнее субъективной оценки.
Зато, соединяя идеи Менгера с идеями его противников (в том числе политэкономов классиков), Бём-Баверк создал систему, где каждый не очень внимательный и не очень последовательный читатель, найдет что-нибудь подходящее для любой экономической проблемы. В результате ряды сторонников австрийской школы увеличились в тысячи раз.
Кроме того, Бём-Баверк запустил в
обращение множество
- мы вычисляем «предельную
- зачем же считать точно – достаточно приблизительно;
- чрезмерная расчетливость
- зачем считать – если можно вспомнить результаты прежних расчетов;
- зачем считать самому – в обществе есть, кому этим заниматься, каждый выполняет свою мизерную долю расчетов;
- и т.д., и т.п.
И Бём-Баверка нисколько не пугала путаность и опровержимость столь наивных аргументов, он хорошо знал из личного адвокатского опыта, что публика и присяжные, огорошенные таким количеством слов, не станут все проверять и опровергать, а подумают: «Так много – значит хоть что-то да верно!»
Впрочем, и сам Бём-Баверк никогда
не заморачивался кропотливым
Фридрих Фрайхерр фон Визер родился в один год с Бём-Баверком, начал печататься раньше, прожил на 12 лет дольше, но всю жизнь оставался в тени своего знаменитого друга и соратника.
Хотя именно Визер своими объемными научными трудами42 придал доктрине австрийской школе подлинно научную весомость. Им же придуманы многие важные термины и даны обстоятельные определения основных понятий австрийской «теории предельной полезности». 42 года он излагал «теорию Менгера» с профессорской кафедры.
Вместе с тем, Визер фактически
не выходил за пределы идей, изложенных
Менгером и Бём-Баверком. Он занимался
их детальной проработкой и
- оценке издержек производства и распределения;
- анализу прибыли в качестве упущенной выгоды (как у Менгера);
- ценности средств производства
(его систему оценки средств
производства по стоимости
- отысканию правильной (разумной)
доли в произведенном продукте,
которая должна доставаться
- нахождению равновесных
- анализу текущей хозяйственной практики и проблем экономического развития (эволюции) национального хозяйства в целом;
- созданию экономической модели
целесообразной организации
Увлечение Визера идеями государственного вмешательства в экономику (централизованным планированием), а также решающей ролью наций и личностей (вождей, пионеров, новаторов) сблизило его сначала с австрийскими социалистами, а потом с фашисткой партией Муссолини и с национал-социалистической партией Гитлера.
Ранее упомянутый В.С. Автономов так определяет роль и значение Визера:«Это «завершение системы», упорядочивание различных идей разных авторов, эклектическое стремление к компромиссам, максимальное расширение объекта исследования, иногда за счет меньшей глубины исследования (особенно по сравнению с Менгером)».
Маржинализм вообще и австрийскую школу в частности многие ученые рассматривают как теорию, давшую ответы на вопросы, не находившие разрешения в рамках классической политэкономии.
Дескать, классики искали корни стоимости в производстве и сводили стоимость к издержкам производства (в первую очередь к количеству затраченного труда). А более внимательное изучение фактов с помощью развившегося в конце XIX века статистического учета показало отсутствие каких бы то ни было зависимостей (пропорций) между количеством издержек производства (труда) и стоимостью произведенных товаров.
Кроме того, регулярные кризисы массового перепроизводства (когда лишними (нереализуемыми) оказывались практически все виды товаров), широкая практика скидок и распродаж опровергали выводы классиков, считавших такие явления редкими аномалиями, а не естественными и весьма распространенными явлениями.
С другой стороны, в конце XIX века во всех науках росло и ширилось внимательное отношение к внутреннему миру человека, к его предпочтениям и мнениям. Поэтому «австрийская школа в экономике», считающая субъективное мнение основой всех экономических процессов, не могла не появиться. Ведь классическая политэкономия вообще абстрагировалась от того, почему и с какой силой люди стремятся потреблять то или это. Вкусы и привычки потребителей принимались как данность, не требующая дополнительного изучения в рамках экономической науки, оперирующей общесоциальными категориями, описывающей состояния рынка в целом.
И австрийская школа, действительно, дала экономической науке много полезных знаний о человеческих потребностях, а также методику более детального изучении спроса и предложения, анализа иерархии, структуры и динамики предпочтений потребителей.
Австрийской
школе многие благодарны еще и за то, что
она стала«эволюционистским преодолением революционной
трудовой теории стоимости марксизма»49, считавшего стоимость
– «овеществлением общественно-необходимого
труда» и призывавшего насильственно «
Однако зацикленность на субъективных мнениях делает «австрийскую школу» весьма однобокой доктриной. В рамках этой школы практически невозможно:
- анализировать
объективные факторы,
- выявлять
закономерности, которые присущи
экономике в целом и не