Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:26, реферат
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка.
Попытка объяснить феномен того, что на отдельных отраслевых рынках положение у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наводит на мысль, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РОССИЙСКИХ РЫНКАХ
1. ВВЕДЕНИЕ
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка.
Попытка объяснить феномен того, что на отдельных отраслевых рынках положение у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наводит на мысль, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию. Этому феномену Д. Бейн дал название барьера входа, позволяющего действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. Так, в соответствии с его подходом барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок. При этом Д. Бейн рассматривает в качестве потенциальных фирм только те, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.
Позднее Д. Стиглер предложил определять барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих и входящих на рынок фирм. С. Вейцзекер рассматривал барьеры входа как затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти на отраслевой рынок, и не несут действующие.
Н. Демсетц определял барьеры через выявление различий, асимметрии в возможностях, которыми обладают фирмы — инсайдеры и аутсайдеры, прежде всего это более низкие издержки фирм инсайдеров.
В самом общем виде барьеры (или ограничения на вход фирмы на рынок) представляют собой совокупность издержек, связанных с проникновением на отраслевой рынок новой фирмы или же с ее уходом с него.
Барьеры могут возникать в результате действия самых разных факторов. Принято различать два вида барьеров: стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирм, и структурные, или нестратегические, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, факторами объективного характера, в большинстве случаев не зависят от поведения фирмы. К нестратегическим могут быть отнесены три группы барьеров: социально- экономические, правительственные и гражданские.
В экономических системах с развитыми товарными отношениями, где имеет место насыщенность рынка продукцией, социально-экономическим барьером является установившаяся емкость рынка или ограниченность спроса. Факторы, влияющие на высоту такого социально-экономического барьера, как емкость рынка, могут быть сведены к следующим: степень насыщенности отраслевого рынка продукцией; фиксированность платежеспособности населения; интенсивность деятельности на рынке иностранных конкурентов.
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК
Исторически нестратегические барьеры формируются государственными органами с самого начала их возникновения. Наиболее распространенными являются административные, или правительственные, барьеры входа-выхода фирм на рынок. Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определенного вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок или при желании его покинуть.
Административные барьеры являются составной частью инструментария государственного регулирования, которым можно воспользоваться и в итоге повысить состязательность на данном отраслевом рынке, а можно применить напрямую и добиться сужения или исчезновения этого рынка. В краткосрочном периоде они приносят доход в казну государства, но в долгосрочном способствуют сдерживанию экономической активности и формируют базу для коррупций, так как там, где есть возможность что-то разрешать в деятельности субъектов рынка, всегда возникает вполне объяснимое ожидание благодарности.
Кроме введения административных
барьеров любое государство
Чаще всего в качестве административных барьеров выступают:
лицензирование коммерческой деятельности фирм;
выдача разрешений на определенные виды бизнеса;
распределение квот для фирм;
принудительная сертификация продукции, оборудования;
установление норм экологического контроля за состоянием окружающей среды;
всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.
Одним из барьеров является институт лицензирования предпринимательской деятельности (Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности от 4 мая 2011 года N99-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.10.2011 № 283-ФЗ).
В соответствии с этим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности(49 видов)
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии
с настоящим Федеральным
1) разработка,
производство, распространение шифровальных
(криптографических) средств,
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность
по выявлению электронных
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность
по технической защите
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация
взрывопожароопасных производст
13) эксплуатация
химически опасных
Пункт 14 части 1 статьи 12 в части деятельности по тушению лесных пожаров применяется с 1 января 2012 года (статья 24 данного документа).
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
15) деятельность
по монтажу, техническому
16) производство лекарственных средств;
Лицензирование
производства и технического обслуживания
медицинской техники
17) производство
и техническое обслуживание (за
исключением случая, если техническое
обслуживание осуществляется
18) оборот наркотических
средств, психотропных веществ
и их прекурсоров,
19) деятельность
в области использования
20) деятельность
по перевозкам внутренним
Лицензирование деятельности по перевозкам морским транспортом опасных грузов прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности (статья 22 данного документа).
21) деятельность
по перевозкам внутренним
22) деятельность
по перевозкам воздушным
23) деятельность
по перевозкам воздушным
24) деятельность
по перевозкам пассажиров
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
27) погрузочно-разгрузочная
деятельность применительно к
опасным грузам на
Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности (статья 22 данного документа).
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
Лицензирование
деятельности по осуществлению буксировок
морским транспортом
29) деятельность
по осуществлению буксировок
морским транспортом (за
30) деятельность
по сбору, использованию,
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
32) частная охранная деятельность;
33) частная
детективная (сыскная)
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание
услуг по трудоустройству
36) оказание услуг связи;