Административные барьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка.
Попытка объяснить феномен того, что на отдельных отраслевых рынках положение у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наводит на мысль, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию.

Вложенные файлы: 1 файл

2 административные БАРЬЕРЫ ВХОДа.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

37) телевизионное  вещание и радиовещание;

8) деятельность  по изготовлению экземпляров  аудиовизуальных произведений, программ  для электронных вычислительных  машин, баз данных и фонограмм  на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

9) деятельность  в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная  деятельность (за исключением указанной  деятельности, осуществляемой негосударственными  образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

41) космическая  деятельность;

42) геодезические  и картографические работы федерального  назначения, результаты которых  имеют общегосударственное, межотраслевое  значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);

43) производство  маркшейдерских работ;

44) работы по  активному воздействию на гидрометеорологические  и геофизические процессы и  явления;

45) деятельность  в области гидрометеорологии  и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных  изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская  деятельность (за исключением указанной  деятельности, осуществляемой медицинскими  организациями и другими организациями,  входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

 

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению  объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации;

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности (статья 22 данного документа).

49) деятельность по проведению  экспертизы промышленной безопасности.

 

Лицензионные требования устанавливаются  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии  и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов  по месту осуществления лицензируемого  вида деятельности, технических  средств, оборудования и технической  документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии  и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии  и лицензиата требованиям, установленным  федеральными законами и касающимся  организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные  указанными в части 4 статьи 1 настоящего  Федерального закона федеральными  законами.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Для сравнения, в предыдущей версии Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности   от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ закона, статья 17 «Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии»  включала 101 пункт, т.е. перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию,  сократился.

Другой вид барьеров связан с  сертификацией. Сертификация в России берет свое начало в 1993-м году, когда был подписан закон «О сертификации продукции и услуг». Согласно этому Закону РФ №5151-1 от 10.06.1993 г. «сертификация продукции» - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям».

Порядок проведения сертификации продукции  в России был утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994г. №14 (с изменениями от 12.09.1996г.). Последующие Письма, Постановления и другие нормативные акты дополняли и поясняли порядок добровольной и обязательной сертификации.

Федеральный закон о техническом регулировании от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ полностью заменил Законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», которые утратили силу со дня введения его в действие. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Порядок прохождения  обязательной и добровольной сертификации установлен Постановлением Правительства РФ от 1.12.2009г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

(В постановлении утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (перечень включает 48 листов); единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (перечень включает 53 листа).

(в ред. Постановлений  Правительства РФ от 17.03.2010 № 148, от 17.03.2010 № 149, от 26.07.2010 № 548, от 20.10.2010 № 848, от 13.11.2010 № 906 перечни откорректированы в сторону сокращения).

 

Другим барьером государственного регулирования является институт государственного воздействия на ценообразование в отраслях. Существование данного института объясняется желанием государства оказывать воздействие на многообразные процессы в экономике посредством регулирования цен на различные виды продукции. Этот институт включает правила и ограничения, которые заставляют рыночные структуры поддерживать цены на свою продукцию на определенном уровне: антимонопольное государственное регулирование, акцизы и сборы, установление квот и тарифов.

(Немало дискуссий вызвали усилия правительства страны по изменению организации доступа к лову рыбы. Предполагалось квоты по вылову рыбы продавать на аукционе не компаниям, а непосредственно судам, которые не имеют задолженности перед бюджетом).

 

Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т. е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других.

Антимонопольное законодательство включает обязательные для исполнения органами власти нормы в сфере  регулирования экономической деятельности. Статья 7 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» содержит запрет на акты и действия, а статья 8 - на соглашения органов власти и управления всех уровней с хозяйствующими субъектами, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан.    

Количественно уровень  высоты административных барьеров можно  оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, потраченное на различные бюрократические процедуры (регистрация предприятия, лицензирование и т.д.), можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные же затраты по преодолению административного барьера можно оценить как суммы обязательных платежей. Сравнивая функции по различным отраслевым рынкам, можно получить картину уровня административных барьеров в экономике.

В мировой практике обычно используется понятие «Индикаторы  регулирования товарных рынков». Так, по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)  «Индикаторы регулирования товарных рынков», состояние конкурентной среды, определяемое уровнем регулирования рынков, в  Российской  Федерации в 2008 году было аналогично состоянию конкурентной среды в Мексике, Турции и Венгрии в 2003году.

Исследования  рынков  проводятся для стран-участниц ОЭСР 1 раз в 5 лет (1998 год и 2003 год). Числовые значения интегрального показателя, а также ключевых показателей для оценки конкурентной среды находятся в интервале от 0 баллов до 6 баллов, где 0 баллов соответствует ситуации с максимально развитой конкурентной средой на товарных  рынках  и наименьшим регулированием, 6 баллов – ситуации максимального ограничения конкуренции.

Расчетным методом определена величина интегрального показателя для  Российской  Федерации, который в 2008 году составил 2,28 балла. Исследование «Индикаторы регулирования товарных  рынков» позволяет определить, какие именно условия оказывают негативное влияние на состояние конкурентной среды и в большей степени влияют на итоговое значение интегрального индикатора. Ключевые показатели оценки состояния конкурентной среды и значения показателей для  Российской  Федерации по состоянию на 2008 год приведены в таблице 1.

 

№ п/п

Наименование ключевого  показателя

Значение показателя, баллов

1

Размер государственной собственности в экономике

3,76

2

Явные ограничения для  торговли и инвестиций

2,42

3

Степень вмешательства  государства в экономику

2,28

4

Прочие барьеры для  инвестиций и торговли

2,27

5

Административное бремя, налагаемое на новых участников рынков

2,17

6

Величина ограничений  для конкуренции

1,53

7

Непрозрачность норм регулирования и административных процедур

1,00


 

На основе приведенных  данных ОЭСР можно отметить, что  неразвитость конкурентной среды в  Российской  Федерации преимущественно обусловлена наличием значительного государственного контроля в экономике и  барьерами  в торговле и инвестициях. По данным доклада Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», место  Российской  Федерации за год в рейтинге снизилось на 12 позиций до 63 места из 133 стран, а по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных  рынках  страна заняла лишь 102 место, по уровню  административных барьеров  – 124 место, сложности таможенных процедур – 130 место.

В исследовании проводится анализ прохождения процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса, в том числе сроков и стоимости получения разрешений и других необходимых документов, количества процедур и документов, необходимых для представления в уполномоченный орган при прохождении процедуры. Необходимо отметить, что простота и прозрачность решения вопросов, связанных с началом и ведением бизнеса, существенно снижают  барьеры   входа  на  рынки  товаров и услуг, а также выхода с них, что оказывает непосредственное влияние на уровень конкуренции на соответствующих  рынках.

 Так, лучший результат  был достигнут  Российской  Федерацией в области обеспечения  контрактного права – 19-е место  в 2008 и 2009 годах. Самым низким  результатом является – 177-е  место в 2008 году в сфере получения разрешений на строительство. В 2009 году указанный показатель ухудшился:  Российская  Федерация заняла 182-е место в рейтинге (в среднем занимает 704 дня против 157 дней в странах ОЭСР).

Информация о работе Административные барьеры