Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью исследования является определение роли и значения акционерных обществ в современных условиях хозяйствования. Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки акционерных обществ;
2. Изучить основы организации управления акционерным обществом;
3. Проанализировать состояние акционерной собственности в Республике Беларусь;
4. Поиск решения проблем развития акционерных обществ в Республике Беларусь;
5. Выявление перспектив развития акционерной собственности, как господствующей в условиях рынка;
Введение………………………………………………………………………...5
Роль и значение акционерных обществ в торговле Республике Беларусь.. ……………………………………………………....…………….....7
Основные нормативные документы, регулирующие деятельность акционерных обществ в Республике Беларусь……………………….……...11
Особенности деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь………………………………………………………………………..13
Особенности организации деятельности ОАО «ЦУМ Минск»……..21
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………....34
Из изложенного следует, что отдельные министерства не вправе давать указания обществам без издания нормативного правового акта в рамках своей компетенции. Правом дачи обязательных указаний они могли обладать, только если в обществе была введена «золотая акция» и только до издания Указа Президента от 4.03.2008 № 144 «Об отмене особого права государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственными обществами».
Непосредственное участие государства в управлении обществами (в качестве акционера) осуществляется через участие представителя (представителей) государства в работе органов управления общества (далее — представитель государства), выполнение других функций, вытекающих из законодательства страны, его должностных обязанностей или заключенного с ним гражданско-правового договора.
Согласно п. 4 Положения в органы управления общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства.
Представитель государства участвует в работе общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) при наличии в обществе такого органа управления (п. 9 Положения), участвует в принятии решений органами управления, руководствуясь при этом письменными указаниями органа, осуществляющего владельческий надзор.
По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания акционеров, в том числе по вопросу распределения прибыли, представитель государства обязан письменно согласовывать свою позицию с органом, осуществляющим владельческий надзор.
Фактически, участвуя в работе органов управления общества, представитель государства голосует по вопросам повестки дня принадлежащим Республике Беларусь и находящимся в управлении органа, осуществляющего владельческий надзор, пакетом акций.
Следовательно, полагаем, что
обладая лишь блокирующим пакетом
акций (25%), министерство напрямую не может
обязать общество следовать каким-либо
указаниям, если только такие указания
не будут приняты к сведению посредством
вынесения общим собранием
Решения общего собрания участников
общества принимаются простым
Согласно общему правилу голосования и принятия решений на общем собрании акционеров, установленному ст. 83 Закона, решения общего собрания акционеров по вопросам внесения изменений и (или) дополнений в устав АО принимаются большинством не менее 3/4 голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 74 Закона, а также если большее число голосов предусмотрено уставом АО.
Несмотря на то, что в
вопросе изменения порядка
В целях совершенствования
дивидендной политики на акционерном
предприятии с государственной
долей собственности необходимо
запретить на законодательном уровне
распределение и использование
будущей прибыли. В настоящее
время законодательством и
Приведём следующий пример. Правительство Беларуси обязало ОАО «Мозырский НПЗ» перечислить до 1 июня 2011 года в фонд национального развития около 150 млрд. бел руб. Ранее предполагалось, что Мозырский НПЗ будет ежемесячно в течение года перечислять в фонд национального развития 20 млрд. бел руб.
Такое решение обусловлено подписанным в Минске 23 марта 2011 года соглашением по развитию торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Россией. В соответствии с соглашением белорусская сторона обязуется не применять с 1 июня 2011 года в отношении хозяйствующих субъектов с российскими инвестициями платежей, носящих характер налогов или сборов, не предусмотренных налоговым законодательством Беларуси.
По мнению экспертов, этот пункт в соглашении появился в первую очередь вследствие того, что правительство Беларуси в конце 2010 года потребовало от ряда предприятий, в том числе от ОАО «Мозырский НПЗ», перечислить в фонд национального развития около 100 млн. долл., что вызвало протест со стороны второго крупного акционера завода - российской компании «Славнефть». Теперь планируется взыскать с НПЗ утвержденную правительством сумму взыскать до оговоренного в соглашении срока 1 июня.
Мозырский НПЗ уже перечислил в фонд национального развития около 80 млн долл. Фактически сейчас в стабилизационный фонд изымаются все деньги, которые поступают на счет предприятия.
Правительство Беларуси постановлением №1603 от 30 ноября 2010 г увеличило размер отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития на 2010 г для госпредприятий «Белоруснефть» и ПО «Беларуськалий», а также установило размер отчислений для ОАО «Мозырский НПЗ» и ООО «МНПЗ плюс».
Правительство обязало Мозырский НПЗ перечислить в фонд национального развития 229 млрд. бел руб. исходя из прибыли, полученной предприятием в 2009 г.
Серьёзной проблемой в
развитии акционерной собственности
в хозяйствующих обществах
Результатом активной политики в этом важном вопросе является Декрет Президента Республики Беларусь № 7 от 14 апреля 2008г. «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3».
Цель данного декрета
- совершенствование
В соответствии с данным декретом № 7 приватизация государственной собственности осуществляется в соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми по объектам, находящимся:
План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Продажа акций открытых акционерных
обществ, созданных в процессе разгосударствления
и приватизации объектов, находящихся
в республиканской
Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, за денежные средства на конкурсах и аукционах осуществляется Государственным комитетом по имуществу в соответствии с утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем таких акционерных обществ, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже.
Решение о продаже принадлежащих
Республике Беларусь акций открытых
акционерных обществ, созданных
в процессе разгосударствления и
приватизации объектов, находящихся
в государственной
При поступлении заявления на участие в конкурсе от одного лица и соответствии его предложений условиям конкурса продажа акций этому лицу может производиться:
Ограничения по распоряжению
акциями не распространяются на акции
открытых акционерных обществ (за исключением
открытых акционерных обществ, обеспечивающих
функционирование стратегически значимых
отраслей экономики и (или) иные важные
государственные потребности, по перечню,
утверждаемому Советом
Ограничения по распоряжению долями (акциями) действуют по 31 декабря 2010 г.
На основании Декрета № 7 в трехмесячный срок было утверждено:
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ЦУМ МИНСК»
Как о примере акционерного общества, я бы хотела поговорить об ОАО «ЦУМ Минск»
Решение о строительстве ЦУМа «Минск» было принято Советом Министров СССР в 1958г. Проектирование было поручено «Гипроторгу» Министерства торговли РСФСР. Проект назывался «Универмаг на 300 рабочих мест в г. Минске». После получения разрешения на проектирование Мингорисполком принял решение об отводе земельного участка под строительство здания универмага. Решением № 200 от 27.02.1958 г. выделено 0,54 га по проспекту Сталина; решением № 343 от 16.04.1958 г. дополнительно выделено 0,48 га за счет сноса частных домов по линии проспекта и Деревообделочному переулку.