Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли и значения акционерных обществ в современных условиях хозяйствования. Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки акционерных обществ;
2. Изучить основы организации управления акционерным обществом;
3. Проанализировать состояние акционерной собственности в Республике Беларусь;
4. Поиск решения проблем развития акционерных обществ в Республике Беларусь;
5. Выявление перспектив развития акционерной собственности, как господствующей в условиях рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...5
Роль и значение акционерных обществ в торговле Республике Беларусь.. ……………………………………………………....…………….....7
Основные нормативные документы, регулирующие деятельность акционерных обществ в Республике Беларусь……………………….……...11
Особенности деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь………………………………………………………………………..13
Особенности организации деятельности ОАО «ЦУМ Минск»……..21
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 4.94 Мб (Скачать файл)

Из изложенного следует, что отдельные министерства не вправе давать указания обществам без издания  нормативного правового акта в рамках своей компетенции. Правом дачи обязательных указаний они могли обладать, только если в обществе была введена «золотая акция» и только до издания Указа  Президента от 4.03.2008 № 144 «Об отмене особого права государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственными обществами».

Непосредственное участие  государства в управлении обществами (в качестве акционера) осуществляется через участие представителя (представителей) государства в работе органов  управления общества (далее — представитель  государства), выполнение других функций, вытекающих из законодательства страны, его должностных обязанностей или  заключенного с ним гражданско-правового договора.

Согласно п. 4 Положения  в органы управления общества назначается, как правило, не менее двух представителей государства.

Представитель государства  участвует в работе общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) при наличии  в обществе такого органа управления (п. 9 Положения), участвует в принятии решений органами управления, руководствуясь при этом письменными указаниями органа, осуществляющего владельческий надзор.

По вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания акционеров, в том числе по вопросу распределения прибыли, представитель государства обязан письменно согласовывать свою позицию с органом, осуществляющим владельческий надзор.

Фактически, участвуя в работе органов управления общества, представитель  государства голосует по вопросам повестки дня принадлежащим Республике Беларусь и находящимся в управлении органа, осуществляющего владельческий  надзор, пакетом акций.

Следовательно, полагаем, что  обладая лишь блокирующим пакетом  акций (25%), министерство напрямую не может  обязать общество следовать каким-либо указаниям, если только такие указания не будут приняты к сведению посредством  вынесения общим собранием акционеров соответствующего решения.

Решения общего собрания участников общества принимаются простым большинством голосов лиц, принявших участие  в этом собрании, за исключением случаев, предусмотренных Законом и учредительными документами общества, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство (не менее 2/3) от числа голосов указанных лиц или от общего количества голосов участников общества либо когда решение указанными лицами или всеми участниками общества принимается единогласно.

Согласно общему правилу  голосования и принятия решений  на общем собрании акционеров, установленному ст. 83 Закона, решения общего собрания акционеров по вопросам внесения изменений  и (или) дополнений в устав АО принимаются  большинством не менее 3/4 голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 74 Закона, а также если большее число голосов предусмотрено уставом АО.

Несмотря на то, что в  вопросе изменения порядка распределения  прибыли законодатель не требует  достижения согласия квалифицированным  большинством голосов, в качестве общей  рекомендации практического характера  отметим, что именно такое количество голосов (3/4) следует предусмотреть  в уставе общества в качестве достаточного для принятия решения о распределении  прибыли, т.к. в случае изменения  порядка распределения прибыли  общество обязано в месячный срок внести в свои учредительные документы соответствующие изменения и (или) дополнения и представить их в установленном порядке для госрегистрации. А решение вопроса по внесению таких изменений и (или) дополнений, как уже отмечалось, требует согласия именно 3/4 голосов акционеров.

В целях совершенствования  дивидендной политики на акционерном  предприятии с государственной  долей собственности необходимо запретить на законодательном уровне распределение и использование  будущей прибыли. В настоящее  время законодательством и Указом № 637 предусматривается возможность  перечисления прибыли государству  по решению Совета министров. В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637 образован государственный целевой бюджетный фонд национального развития. Одним из источников формирования этого фонда определена часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных хозяйственных обществ. Указ № 637 предоставил полномочия Совету Министров РБ ежегодно формировать перечень унитарных предприятий и хозяйственных обществ, а также размер части прибыли (дохода), подлежащий перечислению в бюджетный фонд, порядок и сроки ее перечисления. Это само по себе является нарушением «внегласных» прав собственника, так как это не налоговый платеж, а распределение прибыли в пользу одного акционера. То есть эта часть прибыли не выплачивается всем акционерам в виде дивидендов, а только одному акционеру.

Приведём следующий пример. Правительство Беларуси обязало  ОАО «Мозырский НПЗ» перечислить до 1 июня 2011 года в фонд национального развития около 150 млрд. бел руб. Ранее предполагалось, что Мозырский НПЗ будет ежемесячно в течение года перечислять в фонд национального развития 20 млрд. бел руб.

Такое решение обусловлено  подписанным в Минске 23 марта 2011 года соглашением по развитию торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Россией. В соответствии с соглашением белорусская сторона обязуется не применять с 1 июня 2011 года в отношении хозяйствующих субъектов с российскими инвестициями платежей, носящих характер налогов или сборов, не предусмотренных налоговым законодательством Беларуси.

По мнению экспертов, этот пункт в соглашении появился в  первую очередь вследствие того, что  правительство Беларуси в конце 2010 года потребовало от ряда предприятий, в том числе от ОАО «Мозырский НПЗ», перечислить в фонд национального развития около 100 млн. долл., что вызвало протест со стороны второго крупного акционера завода - российской компании «Славнефть». Теперь планируется взыскать с НПЗ утвержденную правительством сумму взыскать до оговоренного в соглашении срока 1 июня.

Мозырский НПЗ уже перечислил в фонд национального развития около 80 млн долл. Фактически сейчас в стабилизационный фонд изымаются все деньги, которые поступают на счет предприятия.

Правительство Беларуси постановлением №1603 от 30 ноября 2010 г увеличило размер отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития на 2010 г для госпредприятий «Белоруснефть» и ПО «Беларуськалий», а также установило размер отчислений для ОАО «Мозырский НПЗ» и ООО «МНПЗ плюс».

Правительство обязало Мозырский НПЗ перечислить в фонд национального развития 229 млрд. бел руб. исходя из прибыли, полученной предприятием в 2009 г.

Серьёзной проблемой в  развитии акционерной собственности  в хозяйствующих обществах Республики Беларусь является проблема разгосударствления и приватизации, так как по прежнему около 80% основных хозяйствующих субъектов  принадлежит государству.

Результатом активной политики в этом важном вопросе является Декрет Президента Республики Беларусь № 7 от 14 апреля 2008г. «О внесении изменений  и дополнений  в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3».

Цель данного декрета - совершенствование законодательства по вопросам приватизации государственного имущества, защиты прав и законных интересов  граждан Республики Беларусь.

В соответствии с данным декретом № 7 приватизация государственной  собственности осуществляется в  соответствии с планами приватизации государственной собственности, утверждаемыми  по объектам, находящимся:

    • в республиканской собственности, - Советом Министров Республики Беларусь;
    • в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

План приватизации объектов, находящихся в республиканской  собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом  по имуществу по предложениям органов  государственного управления и иных государственных организаций, а  объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном  местными Советами депутатов.

Продажа акций открытых акционерных  обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, осуществляется Государственным комитетом  по имуществу, а объектов, находящихся  в коммунальной собственности, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными  органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов:

    • работникам предприятия и приравненным к ним лицам - в течение пяти месяцев с даты государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений членов коллектива работников и приравненных к ним лиц;
    • юридическим и физическим лицам - на аукционах;
    • юридическим и физическим лицам, представившим инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, - на конкурсах;
    • иными способами, предусмотренными законодательством.

Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных  обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, за денежные средства на конкурсах и аукционах осуществляется Государственным комитетом по имуществу в соответствии с утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь перечнем таких акционерных обществ, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже.

Решение о продаже принадлежащих  Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ, созданных  в процессе разгосударствления и  приватизации объектов, находящихся  в государственной собственности, включенных в перечень, указанный  в части второй настоящего подпункта, принимается Президентом Республики Беларусь.

При поступлении заявления  на участие в конкурсе от одного лица и соответствии его предложений  условиям конкурса продажа акций  этому лицу может производиться:

    • по решению Государственного комитета по имуществу - в отношении акций, находящихся в республиканской собственности;
    • в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов, - в отношении акций, находящихся в коммунальной собственности;

Ограничения по распоряжению акциями не распространяются на акции  открытых акционерных обществ (за исключением  открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, по перечню, утверждаемому Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь), в которых доля государства в  уставном фонде на 31 марта 2008 г.:

    • отсутствует или составляет 75 и более процентов, - с 1 июня 2008 г.;
    • составляет более 50 процентов, - с 1 января 2009 г.

Ограничения по распоряжению долями (акциями) действуют по 31 декабря 2010 г.

На основании Декрета  № 7 в трехмесячный срок было утверждено:

    • план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008 - 2010 годы;
    • перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008 - 2010 годы;
    • обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации;
    • начиная с 1 января 2011 г. утверждать на трехлетний период планы приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, и перечни открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже. 

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «ЦУМ МИНСК»

 

Как о примере акционерного общества, я бы хотела поговорить об ОАО «ЦУМ Минск»

Решение о строительстве  ЦУМа «Минск» было принято Советом  Министров СССР в 1958г. Проектирование было поручено «Гипроторгу» Министерства торговли РСФСР. Проект назывался «Универмаг на 300 рабочих мест в г. Минске». После получения разрешения на проектирование Мингорисполком принял решение об отводе земельного участка под строительство здания универмага. Решением № 200 от 27.02.1958 г. выделено 0,54 га по проспекту Сталина; решением № 343 от 16.04.1958 г. дополнительно выделено 0,48 га за счет сноса частных домов по линии проспекта и Деревообделочному переулку.

Информация о работе Акционерные общества