Анализ ассортимента и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта проведение анализа ассортимента и качества продукции организации, выявление резервов их увеличения и разработка мероприятий по мобилизации внутренних резервов.
В курсовом проекте решаются следующие основные задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- дать общую экономическую характеристику организации – объекта исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Методические основы анализа объемов, ассортимента и качества продукции ………………………………………………………… 5
1.1. Сравнение методик анализа объемов производства и продажи продукции………………………………………………………………………... 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции………… 11
1.3. Методика анализа качества продукции……………………………….. 14
Глава 2. Анализ ассортимента, структуры и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………………………….. 19
2.1. Общая экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»..19
2.2. Анализ ассортимента и структуры молочной продукции………….. 21
2.3. Анализ качества молочной продукции……………………………… 24
2.4 Определение резервов объема производства и продаж и мероприятия по повышению экономической эффективности ……….……………………. 26
Глава 3. Пути совершенствования ассортимента и качества молочных товаров в ОАО «Вимм-Билль-Данн» …………………………...………… 28
Выводы ………………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы ……………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

КЭХД -с замечаниями.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Тема «Анализ ассортимента и качества молочной продукции 

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Методические основы анализа объемов, ассортимента и качества продукции ………………………………………………………… 5

1.1. Сравнение методик анализа объемов производства и продажи продукции………………………………………………………………………... 5

1.2.     Методика анализа ассортимента и структуры продукции………… 11

1.3. Методика анализа  качества продукции……………………………….. 14

Глава 2. Анализ ассортимента, структуры и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………………………….. 19

    2.1. Общая экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»..19

       2.2. Анализ ассортимента и структуры молочной продукции………….. 21

       2.3. Анализ  качества молочной продукции……………………………… 24

2.4 Определение резервов  объема производства и продаж  и мероприятия по повышению экономической эффективности ……….……………………. 26

Глава 3. Пути совершенствования ассортимента и качества молочных товаров в ОАО «Вимм-Билль-Данн» …………………………...………… 28

Выводы ………………………………………………………………………… 30

Список использованной литературы ……………………………………… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.

В настоящее время большое значение приобретает качество продукции и наличие возможности выбора товара из предлагаемого ассортимента. Именно поэтому управление ассортиментом и качеством – это одни из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Также одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Целью курсового проекта проведение анализа ассортимента и качества продукции организации, выявление резервов их увеличения и разработка мероприятий по мобилизации внутренних резервов.

В курсовом проекте решаются следующие основные задачи:

- рассмотреть задачи и  информационное обеспечение анализа  объемов производства и продаж продукции;

- сравнить различные методики  анализа объемов производства  и продаж продукции;

-  дать общую экономическую характеристику организации – объекта исследования;

- провести анализ ассортимента  выпускаемой продукции;

-провести анализ качества выпускаемой продукции;

-выявить резервы и  разработать рекомендации по  совершенствованию ассортимента  и качества выпускаемой продукции.

Объектом исследования является ОАО «Вимм-Билль-Данн.

Информационной базой анализа являются данные бухгалтерской (финансовой), статистической отчетности, приложений к ним, данные аналитического и оперативного учета ОАО «Вимм-Билль-Данн.

Для решения поставленных задач в проекте были использованы следующие методы экономического анализа: сравнения, относительных и средних величин, группировок, табличного представления данных, балансовый метод, экспертных оценок.

 

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ, АССОРТИМЕНТА, СТРУКТУРЫ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

1.1. Сравнение методик анализа объемов производства и продажи продукции

 

Согласно точке зрения Н.П. Любушина, целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширять долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и в результате – увеличить прибыль организации.

Основными задачами анализа, по мнению Н.П. Любушина, являются:

- оценка степени выполнения  производственной программы и  плана продаж продукции;

- оценка динамики выпуска  и продаж продукции;

- оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;

- установление причин  снижения объемов производства  и неритмичности выпуска;

- выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции.

Также Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н. выделяют следующие объекты анализа:

- объем производства и  реализации продукции в целом  и по ассортименту;

- качество и конкурентоспособность  продукции;

- структура производства  и реализации продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели. Г.В. Савицкая выделяет следующие показатели:

- стоимостные:

- натуральные (штуки, метры, тонны и т. д.);

- условно-натуральные (тонны  условного топлива, тонно-километры  и т.д.);

- трудовые (нормо-часы затрат  труда).

В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы производства и продаж производимых товаров, план развития и т. д.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции, по мнению И.Н. Чуева, служат:

- бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики;

- отчетность ф. №1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. №1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Главный блок фактической информации – данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т. д.

Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.

Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой. Производственная программа – основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. Производственная программа обеспечивает сбалансированность производства и продаж в течение планируемого года.

На сегодняшний день существует множество разных методик анализа объемов производства и продаж продукции. Авторы выделяют разное количество этапов для проведения анализа.

Г.В. Савицкая в работе «Экономический анализ» выделяет следующие 5 этапов.

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции:

- анализ динамики выпуска  и реализации продукции;

- оценка выполнения плана  по производству и реализации продукции;

- оперативный анализ производства  и отгрузки продукции;

- анализ выполнения договорных  обязательств по поставкам продукции;

- оценка риска невостребованной  продукции.

2. Анализ ассортимента и структуры продукции.

3. Анализ качества продукции.

4. Анализ ритмичности работы предприятия.

5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

В работе «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности» Г.В. Савицкая дополнительно рассматривает еще несколько этапов:

- анализ положения товаров  на рынках сбыта;

- анализ конкурентоспособности  продукции.

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторы под редакцией Л.Т. Гиляровской уделяют особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, а так же его динамики в целом по предприятию и подразделениям – цехам основного производства.

А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» уделяют большое внимание анализу ассортимента и качеству продукции.

Однако, не смотря на большое разнообразие подходов к анализу объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность этих методик. Авторы, в том числе Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина и другие, для анализа объемов производства и продаж продукции обязательно выделяют следующие этапы.

- анализ динамики и  выполнения плана производства  и реализации продукции;

- анализ ассортимента  и структуры продукции;

- анализ качества продукции;

- анализ ритмичности работы  предприятия;

- анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Далее рассмотрим анализ ритмичности работы предприятия, анализ положения товаров на рынках сбыта и анализ конкурентоспособности продукции.

По мнению Г.В. Савицкой, ритмичность – это равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренной производственной программой.

Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.

Для оценки ритмичности, И.Н. Чуев, Г.В. Савицкая, А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, выделяют прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему и т.д.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.

Одним из распространенных показателей оценки ритмичности работы предприятия является коэффициент ритмичности. И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать его несколькими способами.

1. Коэффициент ритмичности  определяется делением объема  производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности, на плановый объем производства. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества молочной продукции ОАО «Вимм-Билль-Данн»