Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение внешнеторговой политики в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие внешнеторговой политики, рассмотреть ее основные цели, виды и инструменты;
- рассмотреть механизм реализации внешнеторговой политики и показать ее влияние на состояние экономики;
- проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Введение
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды
2 Механизм реализации внешнеторговой политики и ее влияние на состояние экономики
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Заключение
Список использованных источников
Эффективное проведение импортозамещающей политики в сфере товарного производства Республики Беларусь должно основываться на следующих инновационных подходах:
- стратегия «наращивания» — механизм, ориентированный на долгосрочную перспективу и предполагающий постепенное наращивание объемов выпуска новой продукции преимущественно на основе отечественного научно-технического и производственно-
- стратегия «заимствования» — выпуск товаров существующих ранее в технологически развитых странах, а в дальнейшем при развитии собственного научно-технического и промышленного потенциала, его совершенствование и переход к полному циклу производства;
- стратегия «переноса» — преимущественное использование зарубежного научно-технического и производственно-технологическо
Импортозамещение в Беларуси не должно носить горизонтального характера без выраженных приоритетов. Опыт свидетельствует, что такой подход ведет к распылению ресурсов и не позволяет добиться должной производственной эффективности. Промышленная стратегия должна быть направлена на вертикальное импортозамещение с переходом к выпуску высокотехнологичных товаров.
Ключевым элементом при реализации политики импортозамещения должна стать эффективная работа предприятий, критериями которой являются возвратность вложенных инвестиций, прирост заработной платы, налогов, прибыли, амортизации. Положительная динамика этих показателей означает, что расходы потребителей на данный вид товаров превосходят затраты, которые были понесены при создании или реструктуризации субъектов хозяйствования, а также в ходе его производственной деятельности. Следует отметить, что импортозамещающий эффект будет давать каждое из отечественных предприятий, соответствующих данным критериям и поставляющих продукцию на внутренний рынок, поскольку при его отсутствии спрос на нее компенсировался бы поставками из-за рубежа.
В то же время с точки зрения эффективности торгового баланса для малой открытой экономики важно, чтобы импорт товаров, в том числе инвестиционных и сырьевых, в долгосрочном периоде был компенсирован соответствующим притоком валютных средств, прежде всего за счет экспорта национальной продукции. С этой позиции новое импортозамещающее производство должно при насыщении внутреннего рынка и достижении необходимого качества продукции либо выходить на внешние рынки, либо включаться в цепочку по обслуживанию экспортно-ориентированных предприятий. Именно такой подход к импортозамещению в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и оптимизации внешнеторгового сальдо.
Наиболее перспективным направлением импортозамещения для Республики Беларусь является формирование производств на базе местных ресурсов и сырья, что позволяет снизить долю импортных материалов, сырья и полуфабрикатов в структуре выпуска и увеличить результативность внешней торговли отечественной продукцией с позиции сбалансированности экспортно-импортных потоков.
К товарам, обладающим такими характеристиками и являющимися потенциально выгодными для реализации импортозамещающей стратегии, следует отнести:
- продукцию пищевой промышленности, производящую товары на базе переработки отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции;
- древесину и изделия из нее;
- изделия из цемента, гипса, керамики и стекла;
- товары легкой промышленности, в том числе изделия из кожи;
- удобрения (калийные и комплексные);
- продукцию химии и нефтехимии.
Еще одним важным и перспективным направлением развития отечественного импортозамещающего производства выступает белорусская фармацевтическая отрасль, обладающая значительным научным и производственным потенциалом.
Импортозамещение сложнотехнических промышленных товаров, в том числе машин и транспортного оборудования, электроники, бытовой техники требует стратегических партнеров из числа мировых лидеров в данной области, прежде всего ТНК.
В современных условиях развития мировой экономики прямые иностранные инвестиции являются наиболее эффективным способом развития производственной базы и технологий в стране-реципиенте при условии привлечения лидирующих ТНК для открытия новых производств, которые размещаются в виде отдельных звеньев международных систем интегрированного производства ТНК.
Интеграция национальных предприятий в производственные структуры ТНК напрямую связана с привлечением прямых иностранных инвестиций, несущих в себе новые технологии для инновационной модернизации национальной экономики и является мощным фактором роста ее конкурентоспособности.
Вхождение белорусских субъектов хозяйствования в глобальные транснациональные корпорации позволит снизить инвестиционные риски, обеспечить доступ к ресурсам, прогрессивным технологиям и рынкам сбыта, повысить конкурентоспособность продукции и подключиться к глобальным товаропроводящим сетям[7,c.29].
С целью повышения эффективности политики импортозамещения, в первую очередь в части рационализации постановки задач и обоснованности выбора товаров (товарных групп), целесообразно использование дополнительных критериев выделения товаров (товарных групп).
1. Важным критерием может служить такой признак товара, как наличие марки производителя, или «бренда». Значимость «бренда» в качестве характеристики товара существенно различается в зависимости от видов товаров: для сложнотехнических потребительских товаров (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.) он является определяющим признаком качества и престижности. Для таких товаров, как первичные продукты животноводства, растениеводства, минерально-сырьевые ресурсы и другие, наличие «бренда» не имеет столь выраженной роли для потребителя.
Группировка товаров по данному признаку позволит более четко и прагматично оценивать перспективы и, соответственно, целесообразность импортозамещения товаров. Например, применительно к товарам, по которым белорусские производители не обладают конкурентными преимуществами, специализируясь на «отверточной сборке» импортируемых комплектующих, не составляет труда прогнозировать их постепенное вытеснение продукцией с мировым именем. По затратам на НИОКР, располагаемым финансовым ресурсам, товаропроводящей сети и другим ресурсам, ТНК имеют решающее преимущество, позволяющее расширять и быстро обновлять ассортиментный перечень продукции, качественно улучшать технические характеристики, разнообразить дизайн, опционное наполнение, оптимизировать ценовой фактор. Следовательно, производство таких товаров, к которым относятся бытовая техника, электроника, нецелесообразно рассматривать как объект импортозамещения, осуществляемого собственными силами, даже при наличии собственного производства. Значительно эффективнее привлечение иностранных инвесторов, которые обеспечат как потребности внутреннего рынка, так и экспорт.
Вторая группа товаров, для которых наличие «бренда» не является определяющим элементом конкурентоспособности (например, сырое мясо, молоко, соль, злаковые культуры), проще поддается импортозамещению при условии, что продукция иностранных производителей не будет существенно дешевле отечественной. Примером, наглядно иллюстрирующим подобную ситуацию, является импорт свинины в первом полугодии 2011 г. на сумму более 78,0 млн. долл. США. Несмотря на то, что импортируемое мясо в большинстве своем используется мясоперерабатывающими предприятиями для дальнейшего экспорта и обеспечивается добавленная стоимость в иностранной валюте, тем не менее, учитывая наличие внешнего спроса на данную продукцию, рациональнее наращивать собственное производство и снижать себестоимость свинины, нежели ее импортировать в таких объемах[7,c.29].
В рамках действующей схемы работ по замещению импортируемых в Республику Беларусь товаров отсутствует критерий эффективности затрат на импортозамещающие мероприятия, оцениваемый как отношение полученных результатов к осуществленным расходам. Импортозамещающие мероприятия отвлекают не только финансовые средства, но и материальные и трудовые ресурсы, которые могли бы быть задействованы в тех сферах производства (услуг), где наша страна имеет конкурентные преимущества.
Основная доля производимой импортозамещающей продукции должна экспортироваться или использоваться при производстве экспортно-ориентированной продукции. Это позволит не только быстро окупить затраты на организацию импортозамещающих производств, но и привлечь дополнительные валютные ресурсы в страну.
Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие выводы:
Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.
Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
В работе были рассмотрены возможные последствия внешнеэкономической политики в открытой экономике при разных режимах валютного курса и при разной степени международной мобильности капитала.
Главное, что следует из проведенного анализа, это то, что в условиях открытой экономики результаты макроэкономической политики в значительной степени зависят от режима валютного курса и степени международной мобильности капитала.
Результативность внешнеторговой политики напрямую связана с используемым режимом валютного курса. При фиксированном валютном курсе протекционистская внешнеторговая политика оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос, причем ее эффективность возрастает по мере увеличения степени мобильности капитала. Это связано с тем, что рост размеров активного сальдо платежного баланса требует более активных действий со стороны Центрального банка по поддержанию обменного курса валюты на фиксированном уровне. Эффект роста чистого экспорта дополняется эффектом возрастания денежной массы. Однако при плавающем валютном курсе внешнеторговая политика становится неэффективной с макроэкономической точки зрения, поскольку она ведет только к изменению валютного курса. Удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами в результате роста валютного курса приводит к снижению чистого экспорта, сводя на нет его увеличение, которое было вызвано протекционистскими мерами.
Таким образом, необходимо придти к выводу, что решение задачи повышения эффективности государственной внешнеэкономической политики требует соответствующего согласования инструментов политики. Выбирая режим валютного курса и степень либерализации движения капиталов, страна одновременно предопределяет и выбор средств осуществления внутреннего макроэкономического регулирования. И наоборот, определяя приоритетные цели внутриэкономической политики (экономический рост, борьба с инфляцией, усиление мер социальной защиты и т.д.), необходимо помнить, что не всякая внешнеэкономическая политика может способствовать достижению этих целей.
Сегодня Республика Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство.
Целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.
Дальнейшее развитие экономики Республики Беларусь в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как: