Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:00, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе внешнеэкономической деятельности предприятия.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач, а именно:
рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности;
провести анализ организации внешнеэкономической деятельности на предприятии;
разработать мероприятия по совершенствованию внешнеэкономической деятельности;
Таким образом, в структуре экспорта продукции наибольший удельный вес занимает следующая экспортируемая продукция: комплексное локомотивное устройство безопасности унифицированное КЛУБ-У (более 52%), система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи данных АБЦТ-М (более 16%), бесконтактный кодовый путевой трансмиттер унифицированный модернизированный БКПТ-УМ (более 14%), комплексная система автоматического управления КСАУ СС (более 6%). Удельный вес той или иной продукции практически не изменяется в рассматриваемый период.
В общем можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в связи с экономическим кризисом у предприятия снизился объем поставок за рубеж к 2014 г., общее состояние ВЭД на рассматриваемом предприятии нельзя назвать плачевным и имеются предпосылки к дальнейшему развитию зарубежных поставок производимой продукции.
По данным табл.8 можно сделать вывод вновь привлеченные партнеры, такие как Украина, Литва и Германия в период с 2012 по 2013 гг. увеличили заказы и обеспечили большой прирост в экспорте предприятия.
Таблица 8
Динамика экспорта предприятия по странам
Показатель |
2012г. |
2013 г. |
2014 г. |
Объем экспорта продукции, руб., в т.ч.: |
1323139900 |
3257356700 |
2117635300 |
Казахстан |
871372300 |
1960423500 |
965256000 |
Китай |
0 |
0 |
515248700 |
Украина |
13912800 |
790417700 |
238635300 |
Латвия |
48957800 |
51865300 |
377900 |
Литва |
33846900 |
103387400 |
273203800 |
Германия |
296310100 |
160824400 |
0 |
Польша |
0 |
22471500 |
30241600 |
Узбекистан |
0 |
0 |
67383000 |
Италия |
0 |
35278500 |
27289100 |
Объем экспорта продукции, %, в т.ч.: |
100 |
100 |
100 |
Казахстан |
65,86 |
60,18 |
45,58 |
Китай |
0,00 |
0,00 |
24,33 |
Украина |
1,05 |
24,27 |
11,27 |
Латвия |
3,70 |
1,59 |
0,02 |
Литва |
2,56 |
3,17 |
12,90 |
Германия |
22,39 |
4,94 |
0,00 |
Польша |
0,00 |
0,69 |
1,43 |
Узбекистан |
0,00 |
0,00 |
3,18 |
Италия |
0,00 |
1,08 |
1,29 |
Огромный прирост экспорта в Казахстан связан с тем, что один из основных контрагентов, завод им. Кирова является дилером предприятия и поставляет продукцию ОАО «Гомельский радиозавод» другим предприятиям Казахстана.
Также этот факт и отсутствие заказов со стороны Китая объясняется тем фактом, что Казахстан производит локомотивы по китайскому заказу на условии обязательного оборудования их системами безопасности движения предприятия. Поставки в Латвию на протяжении трех лет являются стабильными. Поставки на Украину и в Литву выросли в разы.
Также необходимо отметить, что с 2013 г. предприятие начало сотрудничать с такими партнерами как Шкода АГ, АО Железнодорожный транспорт ПЕСА, Польша и АО "Альстом Ферравиариа", Италия. С последним из них наблюдается тенденция к постоянному сотрудничеству.
Поставки итальянскому контрагенту в 2013 и 2014 гг. достаточно стабильны. По итогу прошедших месяцев текущего года имеются положительные итоги переговоров на очередную партию поставок оборудования.
Анализируемое предприятие осуществляет экспортные операции купли - продажи.
Все договоры заключаются с условием предоплаты. При этом возможна работа по 0, 25, 50 и 100% предоплате.
Так, договоры, идущие через Торговый центр, заключаются на условиях 25 или 50%-ной предоплаты в зависимости от контрагента и заказа. Остальная сумма выплачивается по готовности продукции в отгрузке. А договоры, заключаемые самим предприятием (бюро договоров), предусматривают форму договоров, в основном, со 100%-ной оплатой по готовности продукции (то есть без предоплаты).
Также для заказов до 500 000 000 руб. предусмотрена форма договора со 100%-ной предоплатой.
Далее в табл. 9 представлен анализ контрактных отношений предприятия ОАО «Гомельский радиозавод» с контрагентами с 2004 г.
Как видно из табл.10, до 2009 г. наблюдалось 100%-е выполнение заключенных договоров. Выросший процент отказа в 2012-2013 г. связан с разразившимся мировым финансовым кризисом и отсутствием у контрагентов финансовых средств. С последним связано и невыполнение двух договоров в 2014 г.
Таблица 9
Анализ контрактных отношений
Год |
Количество договоров |
Количество выполненных |
% выполнения |
Причина |
2008 |
4 |
4 |
100,00 |
|
2009 |
2 |
2 |
100,00 |
|
2010 |
8 |
8 |
100,00 |
|
2011 |
15 |
14 |
93,33 |
отсутствие финансирования |
2012 |
18 |
16 |
88,89 |
отказ; не состоялся |
2013 |
34 |
27 |
79,41 |
3 - отказ, 2 - аннулированы, 2 - пролонгация на 2011 |
2014 |
24 |
22 |
91,67 |
отсутствие финансирования |
Далее рассчитаем эффект и эффективность экспортных операций (по основной продукции – КЛУБ-У) рассматриваемого предприятия за 2013 и 2014 гг.
Таблица 10
Расчет эффекта и эффективности экспортных операций КЛУБ-У в 2013-2014 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
2 |
3 |
Объем продаж, шт. |
1741 |
1355 |
Производственная себестоимость ед. продукции, руб. |
152400 |
165500 |
Цена продукции |
||
на внутреннем рынке, руб. |
397700 |
421600 |
на внешнем рынке, руб. |
509600 |
540200 |
Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб./шт. |
191600 |
2184800 |
Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, руб./шт. |
284200 |
29100 |
Затраты, руб. |
||
при реализации на внутреннем рынке |
265328400 |
2538565400 |
при реализации на внешнем рынке |
3148076200 |
26368300 |
Результаты, руб. |
||
при реализации на внутреннем рынке |
692 395700 |
57126800 |
при реализации на внешнем рынке |
887 213600 |
731 97100 |
Эффект руб. |
||
при продаже на внутреннем рынке |
427067300 |
317 41146 |
при продаже на внешнем рынке |
572 405980 |
46828800 |
Эффективность, % |
||
при продаже на внутреннем рынке |
2,61 |
2,25 |
при продаже на внешнем рынке |
2,82 |
2,77 |
Расчеты, приведенные выше, говорят о том, что за последние два года экспорт продукции ОАО «Гомельский радиозавод» несмотря на некоторую отрицательную динамику, был эффективен.
В общем, можно сделать вывод, что на предприятии динамично развиваются внешние поставки, причем не только в ближнее зарубежье, но и в европейские страны. В 2013 г. наблюдался самый большой прирост экспорта продукции в общем, а в 2014 г. – наибольший прирост экспорта КЛУБов. Основным импортером систем безопасности движения поездов стал Казахстан.
Также с 2013 г. появились новые Европейские партнеры – Италия, Польша, Чехия. При этом необходимо отметить, что эти страны закупают комплексные локомотивные устройства безопасности по такой же схеме как Казахстан, покупающий оборудование для оснащения поставляемых локомотивов в Китай. Кроме того, вышеназванные европейские производители локомотивных устройств, приобретают по заказу стран Прибалтики, заказывающих в Европе подвижные составы.
Анализ контрактных отношений показал, что на предприятии высокая договорная дисциплина. А наибольший процент невыполнения договоров связан с мировым кризисом и отсутствием финансирования со стороны контрагентов.
внешнеэкономический экспортный производство предприятие
2.4 Предпосылки и проблемы совершенствования внешнеэкономической деятельности
Рынок средств железнодорожной автоматики объективно неоднороден, его составляют несколько специализированных сегментов, в которых в различной степени конкурируют несколько игроков рынка. В целом рынок имеет определенные входные барьеры для вхождения в него новым конкурентам, В первую очередь это связано процедурой сертификации и допуска продукции к эксплуатации на железных дорогах.
В настоящее время, в связи с продолжающимся финансовым кризисом и влиянием его последствий на экономику Республики Беларусь, когда "БЖД" вынуждено было корректировать стратегические планы по реализации инфраструктурных проектов, связанных со строительством, реконструкцией основных железнодорожных магистралей, техническому перевооружению хозяйств. В такой ситуации, учитывая, что "БЖД" является основным потребителем, перед коллективом ОАО «Гомельский радиозавод» стоят задачи расширения поставок потребителям на мировой рынок.
Позиции ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики
ОАО «Гомельский радиозавод» - это одно из основных предприятий на Белорусском рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики для железнодорожного транспортного комплекса.
Положительные позиции ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики в сравнении с потенциальными конкурентами в основном характеризуются:
Проектные организации в технических и схемных решениях используют строго ограниченную номенклатурную базу изделий, прошедших адаптацию и допущенных к эксплуатации. В связи с этим понятие заменителя или взаимозаменяемого товара в практике производства средств железнодорожной автоматики практически отсутствует. Предприятия конкуренты ОАО «Гомельский радиозавод»в основном стремятся к освоению производства средств и систем ЖАТ новых поколений, в связи, с чем ОАО «Гомельский радиозавод»на определенном временном этапе может сохранять исторически сложившиеся конкурентные преимущества на рынке традиционных средств автоматики и телемеханики и конкурировать на рынке продукции новых поколений. Однако такое положение не может сохраняться длительное время, поскольку основное направление в технической политике практически всех потребителей продукции это внедрение современных технических средств управления технологическими процессами, которое не ведется ОАО «Гомельский радиозавод» в силу ряда причин, главная из которых -действующая ценовая политика.
Техническое перевооружение производства, а также диверсификация рынков сбыта за счет производства экспортно-ориентированной продукции и продукции для других отраслей экономики усиливают конкурентные преимущества ОАО «Гомельский радиозавод» на рынке средств автоматики, хотя и вовлечет в жесткую конкурентную борьбу за внешние рынки.
Сегодня основными конкурентами ОАО «Гомельский радиозавод»на рынке производителей средств железнодорожной автоматики и телемеханики, обладающими собственными производственными ресурсами, являются: ОАО "Термотрон-Завод", ЗАО "ТрансСигнал", ФГУП ПО "Октябрь", ЗАО "Дальневосточные технологии", ОАО "Радиоавионика", совместное российско-шведское предприятие ООО "Бомбардье Транспортейшн" (Сигнал), ЗАО "ГЭКСАР", ПРУП "Брестский ЭТЗ", ООО НПП "Стальэнерго" и некоторые другие.
Если в краткосрочной перспективе (2013-2015) в целом не ожидается серьезное усиление позиций на рынке зарубежных компаний производителей средств железнодорожной автоматики, то уже в среднесрочной перспективе просматривается тенденция укрепления позиций крупнейших международных компаний, специализирующихся на производстве электротехнического оборудования и средств железнодорожной автоматики. Таких как канадская машиностроительная корпорация "Bombardier Transportation", французская компания "Thales", итальянская "Finmeccanica", французская машиностроительная корпорация "Alcatel", немецкий концерн "Siemens". Эти крупнейшие компании обладают значительным научным, конструкторским и технологическим потенциалом, инвестируют свои и привлеченные средства в развитие полномасштабного бизнеса, связанного с полным циклом производства и высоким уровнем сервиса на поставляемую Заказчику продукцию.
Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия