Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:20, курсовая работа
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы…………………………………………7
Государственный контроль над монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21
Анализ использования антимонопольного регулирования за
рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36
В соответствии с колебаниями спроса изменяются цена, количество продукции и совокупный доход. Если цена возрастает, то спрос падает и наоборот, при снижении цены спрос увеличивается. При эластичном спросе снижение цены сопровождается ростом совокупного дохода.
Для получения монопольной прибыли монополисту необходимо производить такой объём продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам. Цена единицы продукции будет являться функцией объёма производства.
Монополист, как отмечалось выше, может установить либо цену товара, либо его количество, предлагаемое на продажу. Если он устанавливает цену, то рыночный спрос определяет объём предложения. Продать большее количество товара можно, понизив его цену.
Если спрос неэластичен, то монополист может увеличить общий доход, реализуя на рынке меньшее количество товара. При снижении объёмов продажи производство сокращается. Следовательно, прибыль в такой ситуации можно получить при реализации меньшего объёма продукции. Монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.
Особенностью монопольной власти является то, что рост спроса не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара. Изменение ценовой эластичности спроса, связанной с каждой данной ценой, приводит к изменению кривой предельного дохода, что является решающим фактором, определяющим изменение количества предлагаемого товара. Монополист может отреагировать на рост проса повышением цены на товар, а не увеличением объёма предложения.
Монопольная цена превышает цену, существующую при совершенной конкуренции, а монопольный выпуск меньше, чем при конкурентном равновесии. Более высокая цена, уплачиваемая за продукцию монополии, обогащает её владельцев за счёт потребителей. /1. Стр. 4-10/.
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются:
1) на уровне общества
— отсутствие экономической
2) на уровне отрасли
— возникновение
3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного
работника — отчуждение от
собственности, управления и от
результатов собственного
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. /7. стр.17-19/
Демонополизация экономики
- это преодоление
Антимонопольное регулирование
- комплекс экономических,
административных и
Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики". AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции.
Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО)./8/
Антимонопольное законодательство
Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство— это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положение, в частности, запрещаются такие действия, как:
Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:
Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.
Положения настоящего пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определённого товара не превышает 35%.
В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, указанные в пунктах 2 и 3, могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность таких соглашений или осуществления согласованных действий предусмотрена федеральными законами.
Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:
2.Заключать соглашения (осуществлять
согласованные действия), не допускающие,
ограничивающие, устраняющие конкуренцию
и ущемляющие интересы