Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы…………………………………………7
Государственный контроль над монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21
Анализ использования антимонопольного регулирования за
рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 87.77 Кб (Скачать файл)

  В соответствии с колебаниями спроса изменяются цена, количество продукции и совокупный доход. Если цена возрастает, то спрос падает и наоборот, при снижении цены спрос увеличивается. При эластичном спросе снижение цены сопровождается ростом совокупного дохода.

  Для получения монопольной прибыли монополисту необходимо производить такой объём продукции, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам. Цена единицы продукции будет являться функцией объёма производства.

      Монополист, как отмечалось выше, может установить либо цену товара, либо его количество, предлагаемое на продажу. Если он устанавливает цену, то рыночный спрос определяет объём предложения. Продать большее количество товара можно, понизив его цену.

      Если спрос неэластичен, то монополист может увеличить общий доход, реализуя на рынке меньшее количество товара. При снижении объёмов продажи производство сокращается. Следовательно, прибыль в такой ситуации можно получить при реализации меньшего объёма продукции. Монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

      Особенностью  монопольной власти является то, что рост спроса не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара. Изменение ценовой эластичности спроса, связанной с каждой данной ценой, приводит к изменению кривой предельного дохода, что является решающим фактором, определяющим изменение количества предлагаемого товара. Монополист может отреагировать на рост проса повышением цены на товар, а не увеличением объёма предложения.

     Монопольная цена превышает цену, существующую при совершенной конкуренции, а монопольный выпуск меньше, чем при конкурентном равновесии. Более высокая цена, уплачиваемая за продукцию монополии, обогащает её владельцев за счёт потребителей. /1. Стр. 4-10/.

Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются:

1) на уровне общества  — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли  — возникновение узковедомственных  интересов;

3) на уровне предприятия  — негибкость, неэффективность производства;

4) на уровне отдельного  работника — отчуждение от  собственности, управления и от  результатов собственного труда.

Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.

Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. /7. стр.17-19/

Демонополизация экономики

- это преодоление монополистической  деятельности и содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование

- комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством  и направленных на то, чтобы  обеспечить условия для рыночной  конкуренции и не допустить  чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию  рыночного механизма. Антимонопольное  регулирование включает регулирование  уровня концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование.

Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики". AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции.

Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО)./8/

 

Антимонопольное законодательство

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство— это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм,  комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции,  на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем  материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим  субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положение, в частности, запрещаются такие действия, как:

  • Изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, или повышение цен;
  • Навязывание контрагенту условий договоров, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован и др.);
  • Создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
  • Создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другими хозяйствующим субъектам;
  • Нарушение установленного нормативными актами ценообразования;
  • Установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
  • Сокращение или прекращения производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • Необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:

  1. Заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к:
    • Установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
    • Повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
    • Разделу рынка по территориальному признаку, по объёму продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
    • Ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определённых товаров или их покупателей (заказчиков);
    • Отказу от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями (заказчиками).

Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.

  1. Заключение  хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
  2. Заключение соглашения или  осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими  (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате  таких соглашений или действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Положения настоящего пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определённого товара не превышает 35%.

  1. Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может меть своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение этого требования предпринимательскими структурами является основанием для их ликвидации в судебном порядке.

В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, указанные в пунктах 2 и 3, могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого  товарного рынка, либо если возможность таких соглашений или осуществления согласованных действий предусмотрена федеральными законами.

Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:

  1. Принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
  • Вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством;
  • Необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
  • Устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
  • Давать хозяйствующим субъектам указания о первоочерёдной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определённому кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учёта установленных законодательством или иными нормативными актами;
  • Необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  • Необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

2.Заключать соглашения (осуществлять  согласованные действия), не допускающие, ограничивающие, устраняющие конкуренцию  и ущемляющие интересы хозяйствующих  субъектов, в том числе соглашения, направленные на:

Информация о работе Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь