Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..5
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, основные принципы…………………………………………7
Государственный контроль над монополистической деятельностью
в странах с развитой рыночной экономикой …………………………21
Анализ использования антимонопольного регулирования за
рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 87.77 Кб (Скачать файл)
  • Повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается законами или нормативными правовыми актами Президента РБ, Правительства РБ;
  • Раздел рынка по территориальному принципу, по объёмам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • Ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов./2. Стр. 254-257/

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания  монополий;

2) ограничение использования  монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано.

Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее действия. /3. Стр. 324-325/

Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении,  вплоть  до  ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений.

В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяснялось низким уровнем концентрации производства в них. Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений.

б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

в) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

Целесообразность и разумность являются принципами современной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо".

Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

Антимонопольное регулирование - это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением.

Некоторые виды и формы монополии современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, которая захватывает значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии, позволяющей ей продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Не подлежит судебному преследованию естественная монополия, поскольку возникновение ее закономерно, а попытки уничтожения - либо бесцельны, либо экономически нерациональны.

В регулировании естественных монополий в развитых странах преобладают национализация и государственный контроль частных компаний. Естественные монополии тесно связаны с монополией на информацию, так как реальная эффективность единственного производителя известна только ему.

Отношение правительства к монополизации в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны, - защита монопольного и олигопольного производства, с другой, - ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен, к различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек и экономии ресурсов.

Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому объектом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и его структура.

Антимонопольные законодательства запрещают любые соглашения (явные и тайные) между фирмами, устанавливающими цены, ограничивающими выпуск продукции, ведущими к разделу рынка. Некоторые монополии считаются нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, захватившая значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии. Не преследуется судом естественная монополия, поскольку ее существование закономерно, а попытки устранения -  либо бесцельны, либо экономически нерациональны. Цены на продукцию (услуги) естественных монополистов в развитых странах  регулируются государством или местными органами власти.

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется антимонопольным органом, который создаёт свои территориальные органы. Рассмотрим права антимонопольного органа РФ.

Антимонопольный орган вправе:

  • При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать предписания;
  • Выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

- о недопущении действий, создающих угрозу нарушения  антимонопольного  законодательства;

- об устранении последствий  нарушения антимонопольного законодательства;

- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения  антимонопольного законодательства;

- о принудительном разделении  коммерческой или некоммерческой  организации либо о выделении  из их состава одной или  нескольких организаций;

- об изменении условий  или о расторжении договоров  и иных сделок;

- о заключении договоров  с хозяйствующими объектами;

- о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства;

- об изменении или ограничении  использования фирменного наименования;

- о выполнении экономических, технических, информационных и иных  требований, направленных на предупреждение  создания дискриминационных условий;

-о совершении действий, направленных на обеспечение  конкуренции;

  • Выдавать государственным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления  и иным наделённым функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

- об отмене или изменении  принятых ими актов, противоречащих  антимонопольному законодательству;

- о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства;

- о расторжении или  об изменении соглашений, заключенных  ими и противоречащих  антимонопольному  законодательству;

- о совершении действий, направленных на обеспечение  конкуренции;

  • Привлекать коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей,  а также должностных лиц государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделённых функциями или правами указанных органов или организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушений;
  • Обращаться в суд или в арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:

- об обязательном заключении  договора с хозяйствующим субъектом;

- о ликвидации коммерческих  и некоммерческих организаций;

  •    Устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
  •    Давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
  •   Формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более 35%;
  •    Давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;
  •    Проводить анализ состояния товарных рынков;
  •    Осуществлять иные предусмотренные Законом полномочия.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделённые функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых  антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Органы внутренних дел обязаны в пределах своих полномочий оказывать помощь сотрудникам антимонопольного органа для выполнения ими служебных обязанностей./12. Стр. 3-12/

Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

  1. Контроль над созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих  и некоммерческих организаций:
  • Слияние и присоединение коммерческих организаций осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в  соответствии с законодательством РФ, сведения об основных видах деятельности и объёме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции ( работ, услуг ) и иную информацию, предусмотренную перечнем, утверждённым государственным антимонопольным органом;

Информация о работе Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь