Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа
Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16
2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…
35
Окончание таблицы 2.2.1
А |
1 |
2 |
3 | |
Шоколад с начинками | ||||
КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0 Плесени, КОЕ/г, не более – 400,0 Масса продукта, в которой не допускаются: - БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1 - Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0 |
КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0 Плесени, КОЕ/г, не более – 100,0 Масса продукта, в которой не допускаются: - БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1 - Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0 |
КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0 Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0 Масса продукта, в которой не допускаются: - БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1 - Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0 |
||
Шоколад диабетический КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0 Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0 Масса продукта, в которой не допускаются: - БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1 - Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0 |
Шоколад диабетический КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0 Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0 Масса продукта, в которой не допускаются: - БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1 - Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0 |
При сравнении требований ТНПА на шоколад Республики Беларусь, России, Украины и Директивы Европейского Парламента и Совета 2000/36/ЕС от 23 июня 2000 года можно сделать следующие выводы:
В директиве установлены особые требования к растительным жирам, которые можно добавлять к продуктам из шоколада. Это используемые отдельно или в смесях эквиваленты какао масла, которые соответствуют следующим критериям:
1. это нелауриновые растительные жиры, в которых содержится большое количество симметричных, мононенасыщенных триглицеридов типа POP, POSt и StOSt (P (пальмитиновая кислота), O (олеиновая кислота), St (стеариновая кислота));
2. они смешиваются с какао
маслом в любом соотношении
и совместимы с ним по
3. их получают только методом
рафинирования и/или
Согласно Директивы Европейского Парламента и Совета 2000/3 6/ЕС от 23 июня 2000 года при изготовлении продуктов из какао разрешено использование животных жиров полученных только из молока.
В Республике Беларусь при изготовлении шоколада заменители какао масла не используются (ГОСТ 6534-89 “Шоколад”). Продукция, изготовленная на основе заменителей какао масла относится к группе кондитерских плиток, а согласно ТУ РБ 37602662.627-99 глазурь на основе эквивалентов или заменителей какао масла относятся к группе кондитерской глазури. Глазури для мороженого изготовленные на основе кокосового масла относятся к группе жировых глазурей.
Как показали предварительные исследования, шоколад шоколадные изделия отечественного производства по показателям безопасности: соответствуют требованиям СанПиН 11-63 РБ, СанПиН 13-10 РБ, ГН №10-117 могут реализоваться в России и на европейском рынке. В настоящее время кондитерские фабрики осуществляют поставки шоколада в Германию, США, Израиль и другие страны.
СП ОАО “Спартак” выпускает шоколад по ТУ РБ 37602662.627-99 “Шоколад. Общие технические условия: обыкновенный, десертный и пористый. В зависимости от рецептуры выпускаемый шоколад делится на шоколад с добавлениями и без добавлений, с крупными добавлениями, с начинками, диабетический.
В качестве добавлений в шоколад используются:
СП ОАО “Спартак” при изготовлении шоколада заменители какао масла не использует.
Продукцию, изготовленную на основе заменителей какао масла и относящуюся к группе плиток СП ОАО “Спартак” не выпускает. Для производства кондитерских изделий, а именно конфет глазированных, печенья глазированного, вафельных батончиков используется кондитерская глазурь согласно ТУ РБ 37602662.627-99.
Контроль готовой продукции по микробиологическим показателям, санитарно-микробиологический контроль сырья, упаковочных материалов, питьевой воды и воздушной среды производственных помещений, а также контроль качества мытья оборудования, инвентаря, соблюдения работниками правил личной гигиены осуществляет Центральной производственной лабораторией. Результаты контроля регистрируются в журналах.
Политика в области качества – это стратегия предприятия, направленная на обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции, удовлетворяющей потребителей.
Руководство предприятия обеспечивает документальное оформление и принятие политики в области качества, содержащей задачи и обязательства в области качества.
Ответственность за координацию работ по разработке, реализации и актуализации политики несет ответственный за систему менеджмента качества предприятия.
Принятая предприятием политика в области качества:
- соответствует требованиям и запросам потребителей;
- создает основу для постановки и анализа, целей в области качества;
- дает четкое представление
об официальном отношении
- направлена на удовлетворение требований потребителей, сотрудников предприятия, поставщиков;
- направлена на повышение
- ориентирована на выполнение законодательных, нормативных и обязательных требований;
- предусматривает постоянное повышение результативности системы менеджмента качества предприятия.
Рассмотрим обобщающие и косвенные показатели качества продукции ОАО «Спартак».
В таблице 2.2.2 рассматриваются показатели качества продукции за 2006-2007 года. Рассчитаем данные показатели по данным предоставленным отделом маркетинга ОАО «Спартак».
Из таблицы 2.2.2 видно, что удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства составляет 100% на 2006 и 2007 годы. Продукция высокого качества обладает повышенными биологическими свойствами, оптимальной калорийностью, выпускается в улучшенном оформлении, пользуется повышенным спросом. Удельный вес новых сортов в 2007 году увеличился на 0,3 процентных пункта и составляет 5,3 %.
Таблица 2.2.2 - Показатели качества продукции СП ОАО “Спартак” за 2006-2007 года
Показатель |
2006год |
2007год |
Отклонение |
1.Удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, % |
- |
- |
- |
2.Удельный вес продукции высшей категории качества, % |
100 |
100 |
- |
3.Удельный вес продукции нового сорта, % |
5,0 |
5,3 |
0,3 |
4.Удельный вес сертифицированной продукции, % |
99,4 |
99,4 |
- |
5.Удельный вес продукции, соотв. мировым стандартам, % |
100 |
100 |
- |
6.Удельный вес экспортной продукции, в т.ч. в высокоразвитые промышленные страны, % |
27,7
3,4 |
22,9
4,2 |
-4,8
0,8 |
7.Штрафы за некачественную продукцию |
- |
- |
- |
8.Уд.вес забракованной продукции, % |
0,002 |
0,0008 |
-0,0012 |
Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции составляет 99,4 % за 2006 и 2007 годы. Удельный вес экспортной продукции в 2007 году уменьшился на -4,8 процентных пункта и составляет 22,9 % в общем объеме отгрузки. Падение объема экспортной отгрузки связано с введением в РФ “контрафактной” продукции. В настоящее время осуществляется перерегистрация названий, что является длительным процессом. Что касается удельного веса экспортной продукции в высокоразвитые промышленные страны, то удельный вес увеличился на 0,8 процентных пункта и составляет 4,2 % в 2007 году.
Удельный вес продукции в соответствии с мировыми стандартами составляет 100 % за 2006 и 2007 годы.
Удельный вес забракованной продукции в 2007 году уменьшился на -0,0012 процентных пункта и составляет 0,0008 % в общем объеме продукции.
СП ОАО "Спартак" занимает лидирующее положение в своей отрасли, а выпускаемая им продукция пользуется заслуженным признанием на рынках Республики Беларусь, России, Латвии, Англии, Германии, США, Израиля.
На предприятии постоянно ведется работа по освоению новой продукции, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой, разработке оригинального дизайна и освоению новых видов современных упаковочных материалов.
Основополагающий принцип деятельности СП ОАО "Спартак": "Гарантия выпуска качественной, безопасной и экологически чистой продукции".
На СП ОАО «Спартак» за 2006 год произвели 27 622 тонн кондитерских изделий, из них в завертке 12 228 тонн, в расфасовке - 10 356 тонн, в том числе в коробках – 2 630 тонн.
Для внешнего оформления, завертки кондитерских изделий использовались следующие виды этикеточной продукции: каурекс, флау-пак, каурекс турецкий, бумага парафинированная, фольга.
С начала 2007 года СП ОАО «Спартак» освоило только 20 наименований новых сортов кондитерских изделий. Перечень освоенных и планируемых сортов включает следующие наименования:
Освоенные новые сорта только за 2006 год:
- Конфеты «Стюардесса», «Настенька», «Чаравница», «Каприз», «Веселый гном», «Лесной гном», подарочный набор- «Спадчына Беларуси» ; «Батончик с фруктозой- ореховый», «Айсберг с фруктозой» «Айсберг с фруктозой» - ореховый, «Айсберг с фруктозой» -вафельный ; «Метеорит на арахисе» ; карамель - «Рябиновый хит» , «Апельсиновый хит» , «Абрикосовый хит» ; печенье – «Дуэт» , вафельный батончик – «Спартак с фруктозой», пироженое «Мальвина», конфеты «Белочка лесная».
Сорта продолжающие считаться новыми в анализируемом периоде:
- Конфеты - «Трюффи», «Трюффи» кофейные, «Трюффи» ванильные - весовые и расфасованные по 200 гр., «Кокосовый карнавал», «Отрада», «Сюрприз»;
- Наборы конфет «Волшебная полянка», «Волшебный сад», «Визави», «Виват», «Рябина заспиртованная в шоколаде»;
- Вафельный батончик «Шторм»;
- Вафли «Чунга-Чанга», «Летние» ;
- Карамель- «Абрикосовый хит», «Апельсиновый хит», «Лимонный хит», «Рябиновый хит», «Десертная со сливками», «Озорная вишня» ;
- Печенье «Весенняя рапсодия» с арахисом, «Весенняя рапсодия » с кунжутом, «Летняя рапсодия» с арахисом, «Летняя рапсодия» с кунжутом, «Летняя рапсодия», «Вкус лета» с цукатами, «Вкус лета» с карамелью, «Вкус лета» с корицей, «Вкус лета» с кофе, «Антошка»- топленое молоко, «Антошка»- сливки, «Антошка»- сгущенное молоко, «Буренушка» вкус –топленое молоко, «Буренушка» вкус- сливки;
- Шоколад «Наградной», серия шоколада с крупными добавками: «Спартак » с арахисом, «Спартак» с кешью, «Спартак» с цельным фундуком, «Спартак» с цельным миндалем, «Спартак» с изюмом.
Всего за 2006 год выпущено продукции освоенных только в текущем году новых сортов 324,5 тонн.
Ассортимент за 2006 год состоял
из 436 наименований
кондитерских изделий. Количество
наименований по цехам
Таблица 2.3.1 - Количество наименований кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» за 2006 год
Наименование цеха |
Количество выпущенных наименований |
Наименование цеха |
Количество выпущенных наименований |
Карамельный цех- карамель |
69 |
Бисквитный цех |
87 |
-леденцовая |
24 |
Печенье |
81 |
-с фруктово-ягодная |
19 |
- затяжное |
18 |
-с молочными начинками |
7 |
- сахарное |
40 |
-с марципановыми и орех. начинками |
8 |
- сдобное |
23 |
-с масляными и сбивными |
1 |
Торты и пирожные |
6 |
-с ликерными начинками |
10 |
||
Конфетно-шоколадный цех |
177 |
Вафельный цех |
40 |
конфеты глазированные шоколадом |
123 |
конфеты |
11 |
-с лик-молочными и фрукт. корпусами |
9 |
Вафли |
24 |
-с кремовыми и сбивными |
22 |
в том числе: |
|
- пралиново-вафельные |
17 |
- с жировыми начинками |
18 |
- ШПФ |
29 |
- с фрукт. начинками |
1 |
-с грильяжными корпусами |
6 |
- вафельные батончики |
5 |
-с комбинированными корпусами |
2 |
Торты и пирожные |
5 |
- ассорти |
10 |
||
- наборы конфет |
21 |
Новогодние подарки |
63 |
- конфеты диабетические |
5 |
||
- фрукты в шоколаде |
2 |
||
конфеты неглазированные шоколадом |
7 |
||
Шоколад |
41 |
||
Торты и пирожные |
6 |
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции