Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа
Кредитная политика - звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитной политики предприятия 5
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия 5
1.2. Затраты предприятия при использовании кредитных ресурсов 13
1.3. Методика прогнозирования расходов предприятия при пользовании кредитных ресурсов 16
Глава 2. Анализ кредитной политики предприятия ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Анализ кредитной политики ОАО «Росгосстрах» 27
2.3. Пути совершенствования кредитной политики предприятия 35
Заключение 38
Список литературы 39
На территории Читинской области работает Филиал ОАО «Росгосстрах- Сибирь»- Управление по Читинской области, входящий в Группу компаний «Росгосстрах». Филиал был образован в 2003 году в результате реорганизации системы Росгосстраха. В составе Филиала ОАО «Росгосстрах- Сибирь»- Управление по Читинской области работают 13 страховых отделов и Генеральное агенство на территории Агинского Бурятского автономного округа. Высококвалифицированные специалисты в офисах продаж и урегулирования убытков помогают клиентам быстро оформить все необходимые документы, своевременно и в полном объеме получить страховое возмещение.
В настоящее время Филиал ОАО «Росгосстрах- Сибирь» - Управление по Читинской области большое внимание уделяет проблеме повышения страховой культуры населения и привлечения внимания потребителей к страхованию. Филиал самостоятельно инициирует и реализует проекты, которые способствуют решению данной проблемы.
Положение о Филиале ОАО «Росгосстрах- Сибирь»- Генеральное агентство по АБАО разработана на основе устава, в которой указано :
Филиал, в лице директора филиала, осуществляет следующие действия:
В сложившихся кризисных условиях хозяйствования, вызванных последствиям мирового финансового кризиса, с целью недопущения значительного снижения объёмов деятельности ОАО «Росгосстрах-Сибири» проводит активную политику кредитования своих покупателей, которая заключается в предоставлении большого количества услуг, оплата которых может быть произведена по безналичному расчёту.
Основными направлениями работы ОАО «Росгосстрах-Сибири», предусматривающей кредитование покупателей являются:
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ОАО «Росгосстрах-Сибири» ведётся ведомость учёта расчётов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить кредитную политику.
Все счета к получению классифицируются по следующим группам:
- срок оплаты не наступил;
- просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
- просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
- просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
- просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
- просрочка от 360 дней и более (более 1 года).
Согласно кредитной политике предприятия, к оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. С целью определения эффективности кредитной политики ОАО «Росгосстрах-Сибири» проведём анализ дебиторской задолженности за исследуемый период.
Для оценки состава и движения дебиторской задолженности ОАО «Росгосстрах-Сибири» за 2009-2011 годы составим аналитическую таблицу 1.
Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что за 2009-2011 годы сумма дебиторской задолженности увеличивается. В структуре дебиторской задолженности преобладает краткосрочная кредиторская задолженность, на долю которой приходится 100% общей задолженности. Её величина за анализируемый период возросла с 7516 тыс. руб. на начало 2009 года до 14548 тыс. руб. на конец 2011 года.
Таблица 1
Оценка состава и движения дебиторской задолженности
Показатели |
Движение дебиторской задолженности |
Темп роста остатка, % | ||||||||||||||
Остаток на начало года |
Возникло |
Погашено |
Остаток на конец года | |||||||||||||
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % | |||||||||
2009 год | ||||||||||||||||
Дебиторская задолженность, всего, в т.ч. |
7516 |
100 |
6114 |
100 |
5344 |
100 |
8286 |
100 |
110,2 | |||||||
Краткосрочная дебиторская задолженность |
7516 |
100 |
6114 |
100 |
5344 |
100 |
8286 |
100 |
110,2 | |||||||
в том числе просроченная |
3112 |
41,4 |
1445 |
23,6 |
432 |
8,1 |
4125 |
49,8 |
132,6 | |||||||
из нее длительностью свыше 3 месяцев |
1128 |
15,0 |
885 |
14,5 |
788 |
14,7 |
1225 |
14,8 |
108,6 | |||||||
2010 год | ||||||||||||||||
Дебиторская задолженность, всего, в т.ч. |
8286 |
100 |
6445 |
100 |
3422 |
100 |
11309 |
100 |
136,5 | |||||||
Краткосрочная дебиторская задолженность |
8286 |
100 |
6445 |
100 |
3422 |
100 |
11309 |
100 |
136,5 | |||||||
в том числе просроченная |
3225 |
38,9 |
2441 |
37,9 |
1554 |
45,4 |
4112 |
36,4 |
127,5 | |||||||
из нее длительностью свыше 3 месяцев |
1458 |
17,6 |
908 |
14,1 |
252 |
7,4 |
2114 |
18,7 |
145,0 | |||||||
2011 год | ||||||||||||||||
Дебиторская задолженность, всего, в т.ч. |
11309 |
100 |
7855 |
100 |
4616 |
100 |
14548 |
100 |
128,6 | |||||||
Краткосрочная дебиторская задолженность |
11309 |
100 |
7855 |
100 |
4616 |
100 |
14548 |
100 |
128,6 | |||||||
в том числе просроченная |
5547 |
49,0 |
2586 |
32,9 |
1581 |
34,3 |
6552 |
45,0 |
118,1 | |||||||
из неё длительностью свыше 3 месяцев |
3225 |
28,5 |
1874 |
23,9 |
1687 |
36,5 |
3412 |
23,5 |
105,8 |
В общей структуре дебиторской задолженности ОАО «Росгосстрах-Сибири» на долю просроченной задолженности в среднем за три года приходится 43,3%.
За анализируемый период просроченная дебиторская задолженность увеличилась с 4125 тыс. руб. в 2006 году до 6552 тыс. руб. в 2010 году. Следовательно, предприятию не удалось добиться погашения части просроченных долгов.
При этом стоит отметить,
что остаток дебиторской
Показатель качества
дебиторской задолженности
Таблица 3.
Анализ структуры и
состояния дебиторской
Показатели |
Всего на конец года |
Уд. вес, % |
в том числе по срокам образования | |||||||
до 1 мес. |
от 1 до 3 мес. |
от 3 до 6 мес. | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||||
2009 | ||||||||||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
8256 |
99,64 |
4116 |
2900 |
1225 | |||||
Прочие дебиторы |
30 |
0,36 |
30 |
|||||||
Всего дебиторская задолженность |
8286 |
100 |
4146 |
2900 |
1225 | |||||
В процентах к общей сумме дебиторской задолженности, % |
100 |
х |
50,04 |
35,00 |
14,78 | |||||
2010 | ||||||||||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
10177 |
89,99 |
6097 |
1966 |
2114 | |||||
Прочие дебиторы |
1132 |
10,01 |
1100 |
32 |
||||||
Всего дебиторская задолженность |
11309 |
100 |
7197 |
1998 |
2114 | |||||
В процентах к общей сумме дебиторской задолженности, % |
100 |
х |
63,64 |
17,67 |
18,69 | |||||
2011 | ||||||||||
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
13290 |
91,35 |
6849 |
3029 |
3412 | |||||
Прочие дебиторы |
1258 |
8,65 |
1147 |
111 |
||||||
Всего дебиторская задолженность |
14548 |
100 |
7996 |
3140 |
3412 | |||||
В процентах к общей сумме дебиторской задолженности, % |
100 |
х |
54,96 |
21,58 |
23,45 |
Анализ данных таблицы 2 показывает, что основная доля дебиторской задолженности приходится на задолженность покупателей и заказчиков – в 2009 году – 99,648 %, или 8256 тыс. рублей, в 2010 году – 89,99 % или 10177 тыс. руб., в 2011 году – 91,35 % или 13290 тыс. руб.
Наибольший объём дебиторской задолженности приходится на задолженность со сроком образования до 3 месяцев. В том числе в 2011 году 21,58 % от общей дебиторской задолженности (или 3140 тыс. рублей) – это задолженность со сроком образования от 1 до 3 месяцев.
При этом ОАО «Росгосстрах-Сибири» в составе дебиторской задолженности в 2011 году имеет довольной высокую сумму задолженности (3412 тыс. рублей) с длительным сроком образования – свыше 3 месяцев, которая является просроченной задолженностью.
Поэтому ОАО «Росгосстрах-Сибири» необходимо приложить все усилия для взыскания просроченной задолженности в ближайшее время, так как в противном случае возможно списание просроченной задолженности на уменьшение финансовых результатов организации.
В зависимости от конкретных условий могут быть приняты и другие интервалы сроков возникновения задолженности. Наличие такой информации за длительный период, позволяет выявить, как общие тенденции расчётной дисциплины, так и конкретных покупателей, наиболее часто попадающих в число ненадёжных плательщиков.
Важнейшим элементом
анализа дебиторской
Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение объёма дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской задолженности по формуле:
, (3)
Где:
К о.д – коэффициент
оборачиваемости дебиторской
ДР – доход от реализации продукции ( работ, услуг);
ДЗ – средняя дебиторская задолженность.
Этот коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется и поступает предприятию за исследуемый период.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОД), может быть рассчитана и в днях. Этот показатель отражает среднее число дней, необходимое для её возврата. Рассчитывается как отношение количества дней в периоде и коэффициента оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «Росгосстрах-Сибири» представлены в таблице 3.