Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа
Кредитная политика - звучное название, подразумевающее под собой всего лишь ответ на три простых вопроса: кому предоставлять кредит, на каких условиях и как много? Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитной политики предприятия 5
1.1. Понятие и типы кредитной политики предприятия 5
1.2. Затраты предприятия при использовании кредитных ресурсов 13
1.3. Методика прогнозирования расходов предприятия при пользовании кредитных ресурсов 16
Глава 2. Анализ кредитной политики предприятия ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Росгосстрах» 23
2.2. Анализ кредитной политики ОАО «Росгосстрах» 27
2.3. Пути совершенствования кредитной политики предприятия 35
Заключение 38
Список литературы 39
Таблица 3.
Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО «Росгосстрах-Сибири» за 2009-2011 годы
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||
на начало года |
на конец года |
изменение (+,-) |
на начало года |
на конец года |
изменение (+,-) |
на начало года |
на конец года |
изменение (+,-) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах (всей ДЗ) |
6,2 |
7,5 |
1,3 |
7,5 |
7,6 |
0,1 |
7,6 |
7,1 |
-0,5 |
2. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах (течение 12 месяцев) |
6,2 |
7,5 |
1,3 |
7,5 |
7,6 |
0,1 |
7,6 |
7,1 |
-0,5 |
3. Срок оборачиваемости средств в расчётах (всей дебиторской задолженности), дн. |
58,1 |
48 |
-10,1 |
48 |
47,4 |
-0,6 |
47,4 |
51,1 |
9,7 |
4. Срок оборачиваемости |
58,1 |
48 |
-10,1 |
48 |
47,4 |
-0,6 |
47,4 |
51,1 |
9,7 |
Анализ данных, представленных в таблице 4 показал, что:
Целесообразно отчёт по расчётам с дебиторами дополнять реестром старения дебиторской задолженности (таблица 4), который отражает распределение задолженности по срокам по каждому дебитору, а также процентную долю, приходящуюся на каждый из периодов просрочки в разрезе клиентов и в целом по общей сумме дебиторской задолженности. Данный вид отчёта целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год.
Таблица 4
Реестр старения дебиторской задолженности
Клиент |
Распределение задолженности по срокам |
Общая сумма задол-женности, тыс. руб. |
Доля в общем объеме, % | ||||||||||||||
До 30 дней |
30–90 дней |
Свыше 90 дней | |||||||||||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||||||||
2009 | |||||||||||||||||
СПбГУ |
89 |
3,07 |
176 |
14,37 |
265 |
3,2 | |||||||||||
СПбГУКИТ |
217 |
5,27 |
130 |
4,48 |
347 |
4,2 | |||||||||||
СПБГУСЭ |
114 |
3,93 |
201 |
16,41 |
315 |
3,8 | |||||||||||
КВТК |
125 |
3,04 |
217 |
7,48 |
306 |
24,98 |
648 |
7,8 | |||||||||
ОАО «Газпром» |
714 |
17,35 |
298 |
10,28 |
1012 |
12,3 | |||||||||||
Прочие |
3060 |
74,34 |
2052 |
70,76 |
542 |
44,24 |
5669 |
68,7 | |||||||||
Итого |
4116 |
49,85 |
2900 |
35,13 |
1225 |
14,84 |
8256 |
100% | |||||||||
2010 | |||||||||||||||||
СПбГУ |
89 |
4,53 |
209 |
9,89 |
298 |
2,9 | |||||||||||
СПбГУКИТ |
220 |
3,61 |
179 |
9,10 |
399 |
3,9 | |||||||||||
СПБГУСЭ |
118 |
6,00 |
294 |
13,91 |
412 |
4,0 | |||||||||||
КВТК |
114 |
1,87 |
236 |
12,00 |
364 |
17,22 |
714 |
7,0 | |||||||||
ОАО «Газпром» |
612 |
10,04 |
646 |
32,86 |
1258 |
12,4 | |||||||||||
Прочие |
5151 |
84,48 |
698 |
35,50 |
1247 |
58,99 |
7096 |
69,7 | |||||||||
Итого |
6097 |
1966 |
2114 |
10177 |
100% | ||||||||||||
2011 | |||||||||||||||||
СПбГУ |
114 |
3,76 |
204 |
5,98 |
318 |
2,4 | |||||||||||
СПбГУКИТ |
114 |
1,66 |
298 |
9,84 |
412 |
3,1 | |||||||||||
СПБГУСЭ |
94 |
3,10 |
417 |
12,22 |
511 |
3,8 | |||||||||||
КВТК |
220 |
3,21 |
236 |
7,79 |
355 |
10,40 |
811 |
6,1 | |||||||||
ОАО «Газпром» |
547 |
7,99 |
468 |
15,45 |
1015 |
7,6 | |||||||||||
Прочие |
5968 |
87,14 |
1819 |
60,05 |
2436 |
71,40 |
10223 |
76,9 | |||||||||
Итого |
6849 |
3029 |
3412 |
13290 |
100% |
Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод, что основными предприятиями-дебиторами ОАО «Росгосстрах-Сибири» являются образовательные учреждения города Санкт-Петербурга и предприятие ОАО «Газпром». Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности среди анализируемых дебиторов принадлежит ОАО «Газпром» (в 2009 году – 12,3%, в 2010 году – 12,4%, в 2011 году – 7,6%) Данное предприятие занимается транспортировкой газа и снабжением потребителей природным и сжиженным газом, а также многопрофильной прочей деятельностью, такой как: проектирование, строительство, монтаж и наладка объектов газификации, монтаж систем отопления с соответствующим перечнем услуг и товаров и др.
Проведенный анализ кредитной политики ОАО «Росгосстрах-Сибири» позволяет сделать вывод о существовании недостаточно эффективной политики управления дебиторской задолженностью на предприятии. В течение трех анализируемых лет доля дебиторской задолженности увеличивается. Руководство ОАО «Росгосстрах-Сибири» видит решение проблемы неплатежей и сокращения объёма дебиторской задолженности в совершенствовании договорных отношений с контрагентами, и не ставит перед данными подразделениями задач поиска других методов воздействия на должников. Это свидетельствует, что работники данной организационной структуры проявляют некоторую пассивность в работе с дебиторами.
Оценку финансового состояния предприятия целесообразно проводить в разрезе статей баланса, влияющих на показатели кредитоспособности предприятия.
Если наметилась тенденция
к ухудшению показателей
Таким образом, выполнение
указанных мероприятий поможет
предприятию достичь более
Как показало исследование, причиной низкой кредитоспособности предприятия является низкий уровень рентабельности продаж, активов и собственного капитала. Для повышения рентабельности, необходимо найти резервы снижения себестоимости работ (услуг) предприятия за счет увеличения объема их выполнения и сокращения затрат на их выполнение.
Итак, для повышения рентабельности производства предприятию необходимо:
– рационализовать ценовую политику;
– организовать экономию издержек, в том числе за счет более рационального использования материальные ресурсов (топлива, материалов, энергии);
– использовать эффект производственного рычага;
– сократить долю постоянных издержек на управленческий персонал, на содержание объектов недвижимости;
– постоянно выявлять и выпускать в большем объеме наиболее популярные у покупателей и прибыльные виды продукции;
– с целью сокращения расходов и повышения эффективности основной деятельности в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых малоприбыльных видов деятельности;
– при низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов и его элементов, в этой связи, возможно, целесообразно увеличит число рабочих смен на предприятии.
В то же время производительность активов в значительной степени обусловливается внутренними факторами деятельности организации, такими как менеджмент и инвестиционная политика, следовательно, предприятию следует разработать мероприятия по улучшению системы управления предприятием .
Кроме того, необходимо на коммерческой основе начать оказывать услуги, которые не входят в круг основных обязанностей предприятия. Это могут быть, например, внутренние санитарно-технические работы; услуги по ремонту жилых помещений собственников многоквартирных домов: штукатурные и малярные работы, стекольные, обойные, облицовочные и другие работы. Оказание подобных услуг населению может существенно увеличить выручку предприятия и соответственно его прибыль от реализации.
Необходимо также отметить, что в целях повышения собственной кредитоспособности, предприятие должно заботиться о собственном имидже в деловых кругах, а именно пытаться зарекомендовать себя в качестве надежного партнера, своевременно исполняющего все свои обязательства. Положительная кредитная история, участие в крупных проектах, высокое качество выпускаемых товаров и услуг, высокая квалификация и устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах, – все это будет способствовать улучшению имиджа предприятия, а значит и укреплению его кредитоспособности.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Кредитная политика - это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика предприятия может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.
Находясь на разных этапах развития, предприятия преследуют различные цели и придерживаются различных стратегических линий. Можно выделить три основные модели поведения:
- расширение рыночной ниши;
- удержание рыночной ниши;
- максимизация прибыли при минимальном риске.
Без разработки кредитной
политики и соответствующей структуры пр
Для решения ключевой задачи кредитной политики - улучшения оценки кредитоспособности предприятия необходимо:
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с. - (Серия "Высшее образование").
2. Бригхем Ю., Гапенски. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2008 – 456 с.
3. Володин А.А. Управление финансами (финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2010. – 657 с.
4. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 336 с.
5. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: "Интел-Синтез", 2008 – 186 с.
6. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие / С.А. Мицек. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.
7. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Учебное пособие. - Издат. М.: Вузовский учебник. 2009. – 288 с.
8. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 269 с.
9. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2011. – 254 с.
10. «Планово-экономический отдел» № 9 (75), сентябрь 2010.
11. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2009.-669 с.
12. «Управленческий учет и финансы», №2, 2009 г.