Анализ методов регулирования в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Тема данной курсовой работы в настоящее время приобрела наибольшую актуальность. Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Ее симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах, где механизм рынка разрушен административно-командной системой. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция. В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антиинфляция1.docx

— 343.41 Кб (Скачать файл)

Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рисунок 5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 Постепенное снижение инфляции (градуирование)

 

Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно. [5, с.153]

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов.

Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.

Выбор метода «шоковой терапии» и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств. Кроме того, в теории перехода к рыночной экономике постсоветских экономик существует «гетеродоксальный» подход, комбинирующий элементы «шоковой терапии» и «градуалистской» теории. Дилемма «шоковая терапия – градуирование» вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетаристским методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А. Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность. [6, c. 313] Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Когда в стране инфляция достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической политики правительства становится подавление инфляции. Как следует из модели инфляции, необходимым условием ее возникновения является ускорение темпа роста количества денег, находящихся в обращении.

Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы, как следует из модели инфляции, является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции.

Примером удачной шоковой терапии может служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень инфляции резко снизился, сопровождаясь на первых порах сокращением ВНП (таблица 2). [9, c. 150]

 

 

Таблица 2 – Рост денежной массы, инфляция и динамика ВНП в Польше в 1990-1997 гг.

Год

Среднемесячный прирост денег, %

ИПЦ за год, %

Прирост ВНП, % к предыдущему году

1990

6

585,5

-11,6

1991

5

70,3

-7,6

1992

3

43

1

1993

2,5

35,3

3,8

1994

2

32,2

5

1995

1,7

27,8

7

1996

1,03

18,5

6,1

1997

1,05

13,2

6,9


 

Среди республик бывшего СССР примерами успешно проведенной шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии, в меньшей степени в Литве. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму.

В России, инфляцию практически удалось остановить в 1996-1997 гг. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег, таблица 3, прекращение финансирования дефицита госбюджета федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий.

 

Таблица 3 – Рост предложения денег в России в 1992-1997 гг.

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Прирост М2, %

668

509

300

226

134

130


 

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещенной с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной подавленная к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу (новых) денег по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы.

Эта реформа позволила, несмотря на отмену карточной системы, снизить розничные цены в среднем на 17%, а по сравнению с коммерческими - в 2.5-3 раза. Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. [11, c. 225]

Таким образом, «шоковая терапия» предполагает использование чисто монетаристских антиинфляционных мер, т. е. либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание государственного сектора экономики, ограничение роста денежной массы, сокращение социальных программ, ограничение роста национального дохода и следовательно, шоковая терапия предполагает подавление инфляции за счет населения.

По-иному влияет на инфляционные ожидания экономических субъектов политика постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Продолжительная инфляция сокращает спрос на отечественные деньги и ведет к «долларизации» экономики.

При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования - инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию – прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции.

Так, в Израиле индексация способствовала росту инфляции с 40% в 1974 г. до 130% в 1980-м и 425% в 1984 г. В середине 80-х гг. в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращена. [11, c. 290]

Как свидетельствует опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет.

При градуировании не происходит столь глубокого спада, как при шоковой терапии, но и темпы инфляции снижаются незначительно.

В Эстонии в 1992 г. в условиях быстрого роста цен была проведена денежная реформа, в ходе которой в обращение была введена полностью конвертируемая национальная валюта - эстонская крона. Ее обменный курс был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8 крон = 1 немецкая марка. На момент введения кроны ее курс был, по разным оценкам, в 4-10 раз ниже рассчитанного на основе паритета покупательной способности по отношению к основным конвертируемым валютам. Занижение курса предполагало создание благоприятных условий для национального экспорта и обеспечения экономического роста.

Денежная база (деньги в обращении и резервные счета коммерческих банков в центральном банке) полностью обеспечивалась золотовалютными резервами Банка Эстонии, независимость которого от правительства была законодательно закреплена. Это полностью исключало внутренний кредит правительству и коммерческим банкам. Другими словами, при данной системе Центральный банк не может финансировать бюджетный дефицит путем денежной эмиссии (в 1992 г. в Эстонии в связи с введением валютного совета было принято решение снизить запланированный дефицит госбюджета в размере 4% к ВВП до 0% (фактически он составил 0,2% к ВВП). Основу инвалютных резервов Эстонии составляет золотой запас, находившийся на хранении в зарубежных центральных банках (97,8% активов банка Эстонии составляют зарубежные активы) [34].

Важнейшей целью Банка Эстонии стало обеспечение конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций. Ожидания девальвации кроны не влияли на текущее поведение торговых партеров, поскольку процедура девальвации по закону требует решения парламента, что дает достаточно времени для учета изменившихся условий.

Результатом проведения такой постепенной макроэкономической политики в Эстонии явилось снижение инфляции, процентных ставок по кредитам, начался экономический рост. Вместе с тем так же, как в Литве, в Эстонии происходил рост реального курса кроны, что привело к снижению конкурентоспособности продукции и соответственно к росту отрицательного сальдо торгового баланса. Однако платежный баланс Эстонии остается положительным за счет притока прямых иностранных инвестиций и прироста государственных валютных резервов.

Информация о работе Анализ методов регулирования в странах с переходной экономикой