Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:28, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению прибыли и рентабельности для предприятий общественного питания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях;
- рассмотреть отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
- изучить методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
Введение
1 Экономическая сущность, факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий в современных рыночных условиях
1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности в современных рыночных условиях
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности предприятий общественного питания
1.3 Методы анализа финансовых результатов предприятий общественного питания
2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия ООО «Сибирская тройка»
Заключение
Список использованных источников
«Сибирская Тройка»
В данном ресторане существует четкое разделение управленческих отношений: одни сотрудники управляют и руководят, другие - подчиняются и исполняют. Если рассматривать модель управления рестораном как некую иерархическую лестницу, то можно выделить основные ее ступени, занятые профессиональными менеджерами-управленцами.
По этой схеме каждый руководитель службы, с одной стороны, решает все профессиональные вопросы самостоятельно или с первым лицом и, с другой стороны, взаимодействует с коллегами параллельных служб самостоятельно, не пересекаясь в решении одних и тех же вопросов.
В данном случае менеджер по персоналу выделен в самостоятельное звено этой цепи. Только сохраняя определенную независимость от руководителей среднего звена, зная их слабые и сильные стороны, менеджер по персоналу может объективно участвовать в решении проблем внутри подразделений, бригад. Такая позиция дает ему право консультировать руководителей и анализировать положение в целом. Менеджер по персоналу хорошо понимает систему ресторана, его правила и инструкции - предписанные и неформальные.
Существенным фактором успешного управления в ресторане является четкое распределение руководящих функций среди менеджеров. На предприятии четко установлен баланс между правами и ответственностью каждого руководителя и специалиста. Здесь уместно сказать о принципе делегирования функций, обращая особое внимание на вопросы контроля и рациональности. Эта задача разбивается на отдельные направления, за каждое из которых назначается ответственный. За промежуточный этап несет ответственность конкретный менеджер. Определяя организационную структуру ресторана, необходимо учитывать трудоемкость и квалификацию работников на каждом уровне. В зависимости от размера ресторана находится и сама организационная структура управления.
В 200 метрах от предприятия располагается станция метрополитена и остановка наземного транспорта.
В качестве тепловой энергии на предприятии используется электроэнергия; централизованная подача горячего, холодного водоснабжения, отопления и канализации; предусматривается центральное электроосвещение. Предприятие также оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, имеется телефонная связь.
Снабжение сырьем в ресторане осуществляется на основании заключенных договоров с заготовочными предприятиями, фермерскими и охотничьими хозяйствами. Основными поставщиками являются: ЗАО «Новосибирский мясоконсервный комбинат». Продукты, требующие охлаждения, доставляются на предприятие в изотермическом транспорте.
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Финансовые результаты предприятий характеризуются показателями валового дохода, прибыли и рентабельности. К конечным финансовым результатам следует относить прибыль.
Цель анализа финансовых результатов — выявление возможностей и способов их улучшения за счет приведения продукции, товаров и услуг и качества обслуживания в соответствие с платежеспособным спросом населения, увеличения валового дохода и снижения затрат.
Исходя из сказанного, определяются задачи анализа финансовых результатов предприятий общественного питания. К основным из них относят.
Анализ финансовых результатов начинают с изучения валового дохода (валовой прибыли по отчету о прибылях и убытках форма № 2 бухгалтерской отчетности). Он состоит из реализованных торговых надбавок и наценок. Размер надбавок и наценок зависит от величины издержек производства и обращения, состояния спроса и предложения Сумма надбавок и наценок должна быть достаточной для покрытия затрат и не превышать платежеспособный спрос на продукцию общественного питания.
Анализ валового дохода проводят по сумме и по уровню (в % к товарообороту). При проведении анализа изучают и оценивают степень выполнения плана и динамику валового дохода.
Общий финансовый результат от реализации товаров на предприятиях питания, как и в торговле, равен разности между валовым доходом (валовой прибыли) и издержками производства и обращения.
Анализ финансовых результатов должен производиться в
статике
и в динамике по каждому подразделению
организации [26] .
Кроме доходов, связанных с реализацией товаров, в организациях также возникают дополнительные доходы и расходы от прочих операций. В их анализе следует дать оценку результатов от реализации имущества. Такая реализация необходима в случае недостаточной отдачи в производстве и реализации от отдельных видов основных или оборотных средств. Она позволяет сократить налог на имущество и получить высвободившиеся при реализации средства для более рационального их использования в обороте (табл.2.1).Данные для анализа представлены в формах отчетности исследуемого предприятия ( Приложения А,Б).
План по прибыли от реализации товаров на ООО «Сибирская тройка» выполнен на 49438 рублей. Величина прибыли в 2008 году выросла и составила 181,01% по отношению к прошлому году.
Превышение прочих расходов над соответствующими доходами, способствовало уменьшению прибыли до налогообложения.
В целом прибыль до налогообложения увеличилась на 50209 рублей. Она составила 105,2% от планируемой величины, и 188,795% от прибыли прошлого периода.
Таблица 2.1 -Формирование прибыли на ООО «Сибирская тройка»
Показатели |
Фактически за прошлый год 2007 |
Отчетный год 2008 |
Отклонение |
Темп изменения, в % к 2007 г | |||
план |
фактически |
% выпол- нения плана |
От плана |
От 2007г | |||
Выручка от продажи |
5255987 |
6197752 |
6226699 |
100,467 |
28947 |
970712 |
118,4768 |
Валовой доход |
2642469 |
3070000 |
3498627 |
113,961 |
428627 |
856158 |
132,399 |
Уровень валового дохода, в % к товарообороту |
50,275 |
49,534 |
56,187 |
113,440 |
6,653 |
5,912 |
111,759 |
Издержки производства |
2073767 |
2090000 |
2469189 |
124,079 |
479189 |
395422 |
119,067 |
Уровень издержек производства, в % к товарообороту |
39,455 |
33,721 |
39,654 |
117,594 |
5,933 |
0,199 |
100,50 |
Финансовый результат от реализации товаров |
568702 |
980000 |
1029438 |
105,044 |
49438 |
460736 |
181,01 |
Уровень прибыли от реализации товаров, в % к товарообороту (рентабельность продаж) |
10,82 |
15,81 |
16,53 |
104,554 |
0,72 |
5,71 |
152,77 |
Прочие доходы |
359 |
2500 |
8384 |
335,36 |
5884 |
8025 |
2335,37 |
Прочие расходы |
31068 |
17000 |
22113 |
130,076 |
5113 |
-8955 |
71,176 |
Прибыль, до налогообложения |
537993 |
965500 |
1015709 |
105,200 |
50209 |
260 |
188,795 |
Проведем факторный анализ прибыли. Факторы, оказывающие, влияние на валовой доход, в той же мере оказывают влияние на прибыль предприятия, поэтому анализ влияния факторов на валовой доход и факторный анализ прибыли можно объединить.
Таким образом, в факторном анализе финансовых результатов определяется влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода, изменения цен, изменения среднего уровня издержек обращения. В свою очередь, средний уровень валового дохода зависит от изменения структуры товарооборота, так как каждый из товаров имеет свой размер надбавки и наценки, следовательно, с изменением состава товара изменится и общая сумма наценок, а также валовой доход и прибыль. Величина наценок в общественном питании зависит еще и от изменения количества израсходованного сырья и средних цен на него. Для определения влияния указанных факторов на сумму стоимости сырья используют метод цепных подстановок, а их влияние на размер валового дохода определяют методом разниц (табл. 2.2).
Влияние количества израсходованного сырья на валовой доход определим умножением базисного уровня наценки в процентах к стоимости сырья, полученного за счет изменения количества этого сырья, с делением на 100:
101,107*(-52140)/100=-52717,18 рублей.
Влияние изменения цен находим умножением базисного уровня наценки в процентах к стоимости сырья, на величину изменения итоговой стоимости сырья за счет изменения цены с делением на 100:
101,107*166693/100=168538,29 рублей.
Влияние прочих факторов, находим умножением итоговой отчетной суммы израсходованного сырья, на разницу между отчетным и базисным уровнем наценки в процентах к стоимости сырья, с делением на 100.
Таблица 2.2 – Расчет влияния на величину наценки изменения количества израсходованного сырья и средней его цены
Наименование сырья |
годы |
Изменение расхода сырья, руб. | |||||||
2007 |
2008 |
общее |
В том числе за счет | ||||||
Количество, кг |
Средневзвешенная цена за кг, руб. |
Сумма, руб. |
Количество, т |
Средне- взвешенная цена за кг, руб. |
Сумма, руб. |
количества |
цены | ||
Мясо и птица |
5000 |
75 |
375000 |
5700 |
95 |
541500 |
166500 |
52500 |
114000 |
Колбасные изделия |
720 |
98 |
70560 |
920 |
110 |
101200 |
30640 |
19600 |
11040 |
Рыба |
4500 |
117 |
526500 |
5100 |
110 |
561000 |
34500 |
70200 |
-35700 |
Масло животное |
5000 |
105 |
525000 |
5200 |
98 |
509600 |
-15400 |
21000 |
-36400 |
Масло растительное |
7000 |
27 |
189000 |
7900 |
29 |
229100 |
40100 |
24300 |
15800 |
Мука |
20000 |
10 |
200000 |
25000 |
11 |
275000 |
75000 |
50000 |
25000 |
Овощи |
121243 |
6 |
727458 |
72953 |
7 |
510671 |
-216787 |
-289740 |
72953 |
Итого: |
2613518 |
2728072 |
114553 |
-52140 |
166693 | ||||
Наценка без обязательных отчислений |
2642469 |
3498627 |
856158 |
- |
- | ||||
Всего |
5255987 |
6226699 |
970712 |
- |
- | ||||
Уровень наценки, в % к стоимости сырья |
101,107 |
128,245 |
27,138 |
- |
- | ||||
Количество сырья |
-52717,18 |
||||||||
Цен на сырье |
168538,29 | ||||||||
Прочих факторов |
740344,17 | ||||||||
Суммарное влияние факторов |
856165,28 |
2728072*27138/100=740344,17 рублей.
К прочим факторам относят факторы, за исключением цены и количества израсходованного сырья. Сумма влияния факторов должна равняться абсолютному изменению общей суммы наценки, что подтверждает верность расчетов:
-52717,18+168538,29+740344,17=
Рентабельность работы предприятия определяют отношением показателей прибыли к товарообороту или к стоимости имущества, а также по отношению к отдельным видам имущества.
По данным таблицы 2.1 мы видим, что уровень рентабельности продаж составил 16,53% , что выше плана на 0,6% к обороту и выше прошлого года на 5,71% к обороту.
За счет увеличения уровня валового дохода он увеличился по сравнению с планом на 6,269% к обороту и в динамике на 5,912% к обороту. Увеличение уровня издержек обращения в сравнении с прошлым годом на 0,199% и с планом на 7,297%, в тех же размерах изменили уровень рентабельности продаж.
По мнению ученых СНГ, работа предприятий общественного питания считается нормальной, если уровень рентабельности продаж на нем не ниже 4-6%, на нашем предприятии рентабельность составила 16,53%. Поэтому можно считать, что предприятие рентабельно.
Рассмотренные выше методы в основном относятся к текущему и оперативному анализу. По завершении ретроспективных оценок перед предприятием питания ставится задача выбора решений на перспективу.
Такой выбор может определяться методами
перспективного анализа. Одна из важных задач
в обеспечении стабильной работы организации
питания в прогнозируемом периоде - задача
выбора ассортимента блюд.
Таблица 2.3-Расчет финансового результата по отдельным видам продукции ООО «Сибирская тройка»
Наименование |
Кол-во порций шт. |
Стоимость сырьевого набора руб. |
Цена порции руб. |
Выручка от реализации руб. |
Общая стоим-ть сырьев.набора |
Уровень ст-ти сырьев. набора, % |
Валовой доход от реал руб. |
Общий валовой доход от реал. руб. |
Издержки обращения |
Результат от реализ-ии руб. |
Маржиналь- ный доход руб. | ||
Посто-янные |
Перемен-ные |
общие | |||||||||||
Курица |
100 |
25 |
38 |
3800 |
2500 |
65,78 |
13 |
1300 |
600 |
700 |
1300 |
- |
600 |
Лангет |
100 |
28,97 |
43,2 |
4320 |
2897 |
67,060 |
14,23 |
1423 |
600 |
530 |
1130 |
293 |
893 |
Эскалоп |
100 |
22,04 |
48,7 |
4870 |
2204 |
45,26 |
26,66 |
2666 |
600 |
530 |
1130 |
1536 |
2136 |
Тефтели |
100 |
18,40 |
30,5 |
3050 |
1840 |
60,32 |
12,1 |
1210 |
600 |
500 |
1100 |
110 |
710 |
Рыба под майонезом |
70 |
21,37 |
35 |
2450 |
1495,90 |
61,05 |
13,63 |
954,1 |
600 |
600 |
1200 |
-245,90 |
354,10 |
Макароны |
200 |
5,05 |
15 |
3000 |
1010 |
33,66 |
9,95 |
1990 |
600 |
200 |
800 |
1190 |
1790 |
Картофельное пюре |
300 |
5,09 |
17 |
5100 |
1527 |
29,94 |
11,91 |
3573 |
600 |
993 |
1593 |
1980 |
2580 |
Итого |
970 |
- |
- |
26590 |
13473,90 |
13116,10 |
4200 |
4053 |
8253 |
4863,10 |
9063,10 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятий общественного питания