Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:23, курсовая работа
Промышленность РТИ является одной из ведущих подотраслей нефтехимии и характеризуется огромным набором самостоятельных производств, разнообразием ассортимента продукции, значительным удельным весом мелкосерийного производства. Ассортимент РТИ насчитывает около 100 тысяч наименований. РТИ находят широкое применение на транспорте для комплектации и эксплуатации автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, самолетов, в изделиях бытового назначения, и т.д. Подробнее рассмотрим все, что касается автомобилей.
Введение 3
Глава 1. Анализ предприятия ОАО «БРТ» 6
Краткая характеристика предприятия 6
Организационная структура предприятия 8
Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
Анализ технико-экономических показателей работы
предприятия ОАО «БРТ» 22
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия 34
2.1 Теоретический аспект проблемы 34
2.2 Анализ основных показателей рентабельности
предприятия 40
2.3 Факторный анализ рентабельности 47
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию и улучшению работы предприятия 53
Заключение 57
Список используемой литературы 58
Показатель фондоёмкость, вместе с показателем фондоотдача характеризует использование ОПФ. Показатель фондоёмкость рассчитывается путем деления среднегодовой стоимости ОПФ на объем товарной продукции. Показатель характеризует, сколько единиц стоимости ОПФ приходится на единицу стоимости товарной продукции. В 2007 году значение данного показателя составляло 0,452 руб. В 2008 году произошло увеличение данного показателя на 10,59% и он составил 0,501 руб. В 2009 году фондоёмкость снижается на 1,39% и составляет 0,494 руб.
Показатель фондовооружённость характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами. Определяется как отношение средней годовой стоимости ОПФ к среднесписочной численности работников. Показатель фондовооружённость взаимосвязан с показателем производительность труда. Наилучшим считается вариант, когда производительность труда растет более высокими темпами, чем фондовооружённость, т.к. в этом случае достигается максимальная эффективность производства. В период с 2007 по 2008 и с 2008 по 2009 годы происходит увеличение данного показателя на 4,46% и 9,2% соответственно, что связано со снижение численности работников предпрития.
Эффективность трудовой
Рисунок 10 – Динамика производительности труда
Рассматривая период 2007-2009гг. можно сказать, что произошло незначительное повышение производительности труда. В 2008 году производительность труда снизилась на 5,49% по сравнению с 2007 годом, так как увеличилась численности персонала в 2008 году на 8,35% по сравнению с
2007 годом, а объем выпуска товарной продукции увеличился только на 2,39% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году производительность труда увеличилась на 10,75%, так как численности персонала снизилась на 2,89%, а объем выпуска товарной продукции увеличился на 3,07%.
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии имеет показатель рентабельности персонала (прибыль на 1-го работника). Он определяется как отношение прибыли к среднесписочной численности (рис. 11).
Рисунок 11 – Динамика прибыли на 1 работника
Показатель прибыли на одного работника в период 2007-2008 года увеличивается на 7,49% и составляет в 2007 году 106,57 тыс. руб./чел., в 2008 году 114,56 тыс. руб./чел. Это произошло за счет роста прибыли от реализации продукции на 16,47%. В 2009 году прибыль на одного работника снижается на 29,05% и составляет 81,28 тыс. руб./чел., так как прибыль от реализации продукции снизилась на 31,1%.
Таким образом, в ходе проведения технико-экономического анализа ОАО «БРТ», можно выделить ряд положительных и отрицательных моментов по функционированию предприятия за период 2007-2009 гг.
К положительным моментам относятся следующие:
- ежегодное увеличение объема товарной и реализованной продукции, что, несомненно, положительно влияет на деятельность предприятия.
- ежегодное увеличение
- увеличение производительности
труда, что обусловлено ежегодным
увеличением фонда оплаты
- снижением численности
Отрицательными моментами являются следующие:
- увеличение затрат на 1 рубль
товарной и реализованной
- снижение таких показателей как рентабельности производства и продаж.
- снижение чистой прибыли и
снижение прибыли на одного
работника, вследствие снижения
прибыли от реализации и
Обобщив данные технико-экономического анализа ОАО «БРТ» за период работы 2007-2009гг., и, основываясь на выявленных положительных и отрицательных сторонах работы предприятия, можно сделать вывод, что основными проблемами являются: снижение прибыли (балансовой, чистой, прибыли от реализации), значительный рост себестоимости и неэффективное использование ОПФ. Самое неустойчивое положение предприятия по сравнению с другими годами наблюдается в 2009 году, когда некоторые важные показатели имеют тенденцию снижения (прибыль от реализации, рентабельность производства и продаж, чистая прибыли, фондоотдача, фондорентабельность, прибыль на одного работника), 2008 же год является наиболее благоприятным по всем показателям работы. Таким образом, рассмотрев показатели имеющие тенденцию к снижению можно сделать вывод, что необходимо снижать себестоимость продукции, в том числе и за счет оптимизации затрат на качество продукции.
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия
2.1 Теоретический аспект проблемы
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Рентабельность оборота (продаж), характеризует
эффективность операционной (производственно-
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Формирование показателя рентабельности продаж показано на рис 12.
Рисунок 12. Формирование показателя рентабельности продаж
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.
Для того, чтобы понять как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей,
Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:
Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)
С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:
(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)
Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага
Финансовый рычаг – соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.
Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.
Финансовый рычаг рассчитывается
по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный
капитал
Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:
Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж)* (Объем продаж /Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход/ Собственный капитал)
Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.
(Операционный доход/ Собственный капитал)*
(((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=
где, ОД - операционный доход;
I - сумма процентов по кредитам;
Т - ставка налога на прибыль
Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.
Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на рис 13.
Рисунок 13. Схема формирования показатели рентабельности собственного капитала
Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются:
Факторы операционной деятельности:
• рентабельность продаж;
• оборачиваемость чистых активов.
Факторы финансовой деятельности:
• финансовой рычаг;
• проценты и налоги.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).
Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия.
Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:
Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало периода
Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:
Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.
Чистая прибыль на акцию- величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.
Дивиденд на акцию- прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.
Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:
В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).
2.2 Анализ основных показателей рентабельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.