Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Промышленность РТИ является одной из ведущих подотраслей нефтехимии и характеризуется огромным набором самостоятельных производств, разнообразием ассортимента продукции, значительным удельным весом мелкосерийного производства. Ассортимент РТИ насчитывает около 100 тысяч наименований. РТИ находят широкое применение на транспорте для комплектации и эксплуатации автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, самолетов, в изделиях бытового назначения, и т.д. Подробнее рассмотрим все, что касается автомобилей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ предприятия ОАО «БРТ» 6
Краткая характеристика предприятия 6
Организационная структура предприятия 8
Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
Анализ технико-экономических показателей работы
предприятия ОАО «БРТ» 22
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия 34
2.1 Теоретический аспект проблемы 34
2.2 Анализ основных показателей рентабельности
предприятия 40
2.3 Факторный анализ рентабельности 47
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию и улучшению работы предприятия 53
Заключение 57
Список используемой литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ рентабельности предприятия.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И):

, или 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

 

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

, или 

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

 

Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия

 

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок

Т.к. предприятие выпускает один вид продукции, то структурный фактор учитываться не будет.

Составим табл. 4, в которой покажем влияние каждого фактора на изменение уровня рентабельности.

 

 

Таблица 4

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственной деятельности в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Объем реализации, тыс. бан.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

База

1959,320

5,30

4,391

(Ц0-С0)VРП0/(С0* VРП0)

20,70%

Усл1

1985,584

5,30

4,391

(Ц0-С0)VРП1/(С0* VРП1)

20,70%

Усл2

1985,584

5,50

4,391

(Ц1-С0)VРП1/(С0* VРП1)

25,26%

Отчет

1985,584

5,50

4,393

(Ц1-С1)VРП1/(С1* VРП1)

25,20%


 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения объема реализованной продукции:

DRvрп = Rусл1 – Rбаз =  20,70% - 20,70% = 0.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл2 – Rусл1 = 25,26% - 20,70% =  4,56%.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DRс = Rотч – Rусл2 = 25,20% - 25,26% =  - 0,06%.

 

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч – Rбаз = 25,20% - 20,70% =  4,50%.

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

DR = 0 + 4,56 + (-0,06) = 4,50 %

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность повысилась на 4,56%.

Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.

В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 4,50%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 

Анализ рентабельности продаж предприятия

 

Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

В условиях рассматриваемого предприятия, Уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия (предприятие производит один вид продукции):

Аналогично, составим табл. 5, где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.

Таблица 5

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Цена единицы продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

База

5,30

4,391

(Ц0-С0)/Ц0

17,15%

Усл1

5,50

4,391

(Ц1-С0)/Ц1

20,16%

Отчет

5,50

4,393

(Ц1-С1)/Ц1

20,13%


 

  1. Изменение уровня рентабельности продаж за счет изменения цены единицы продукции:

DRц = Rусл1 – Rбаз = 20,16% - 17,15% =  3,01%.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения себестоимости единицы продукции:

DRс = Rотч – Rусл1 = 20,13% - 20,16% =  - 0,03%.

 

  1. Общее изменение уровня рентабельности:

DR = Rотч – Rбаз = 20,13% - 17,15% =  2,98%.

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

DR = 3,01 + (-0,03) = 2,98 %

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло, как и в предыдущем анализе, в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность продаж повысилась на 3,01%.

 

Рост себестоимости реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,03%.

 

В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 2,98 %. Т.е. с каждого рубля продаж предприятие стало получать прибыли на 2,98 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 

Анализ рентабельности производственного капитала

 

Проведем анализ рентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов:   

 

Анализ будем проводить аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом цепных подстановок.

 

 

 

Таблица 6

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим

 

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Уровень рентабельности, %.

Балансовая прибыль, тыс. руб..

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств

База

1780,920

13789,240

980,460

П0/(F0+E0)

12,06%

Усл1

2198,470

13789,240

980,460

П1/(F0+E0)

14,89%

Усл2

2198,470

12289,830

980,460

П1/(F1+E0)

16,57%

Отчет

2198,470

12289,830

1029,360

П1/(F1+E1)

16,51%


 

  1. Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

DRп = Rусл1 – Rбаз =  14,89% - 12,06% = 2,83%.

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости ОПФ:

DRф = Rусл2 – Rусл1 = 16,57% - 14,89% =  1,68%

 

  1. Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств:

DRс = Rотч – Rусл2 = 16,51% - 16,57% =  -0,06%

 

  1. Общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности:

DR = Rотч – Rбаз = 16,51% - 12,06% =  4,45%.

Тот же результат можно получить как сумму изменений за счет влияния каждого фактора:

DR = 2,83 + 1,68 +(-0,06) = 4,45 %

 

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Наибольшее увеличение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи с повышением величины балансовой прибыли. При увеличении величины прибыли на 417,55 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 2,83%.

За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ на 1499,41 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 1,68%.

Увеличение среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 48,9 тыс. руб. привело к уменьшентю рентабельности за счет влияния этого фактора на 0,06%

 

В итоге общее изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 4,45%. Т.е. с каждого рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие стало получать прибыли на 4,45 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

 

2.3 Факторный анализ рентабельности

 

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной политики и ценообразования. Структура показателей рентабельности в целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов.

Для анализа рентабельности часто используется мультипликативная модель, широко известная в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведение коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

Рассмотрим следующую модель рентабельности активов:

 

,

 

где Ra – рентабельность активов;

      Пч – чистая прибыль от продажи товаров;

      S – объем продаж;

      С – себестоимость проданных товаров;

      Ас – средняя стоимость активов предприятия за отчетный год;

      Оа – оборотные активы;

      Z – запасы;

      X=S:С – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;

Y=Оа:А – доля оборотных активов в формировании активов;

Н=Z: Оа – доля запасов в формировании оборотных активов;

L=С:Z – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике предприятия, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Математически это выглядит следующим образом:

 

∆RX = (Х1 – Х0) × Y0 × H0 × L0;

∆RY = (Х1 – 1) × (Y1 - Y0) × H0 × L0;

∆RH = (Х1 – 1) × Y1 × (H1 - H0) × L0;

∆RL = (Х1 – 1) × Y1 × H1 × (L1 - L0),

 

где ∆Ri – влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов,     факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.

Для проведения анализа необходимо использовать информацию из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Таблица 4

Анализ и оценка рентабельности активов предприятия

 

Показатель

Предыдущий период

Текущий период

Исходные данные

1. Прибыль от продаж, тыс. руб. (П)

3285500

4997800

2. Объем продаж, тыс. руб. (S)

56308900

70160500

3. Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб. (С)

53023400

65162700

4. Средние остатки запасов, включая НДС, тыс. руб. (Z)

7389600

8614300

5. Среднее остатки оборотных  активов, тыс. руб. (Оа)

11080100

13250400

6. Средние остатки активов, тыс. руб. (Ас)

24975300

28625100

Расчетные данные – факторы

7. Выручка на 1 руб себестоимости, (Х)

1,0620

1,0767

8. Доля оборотных активов в  формировании активов, (Y)

0,4436

0,4629

9. Доля запасов в формировании  оборотных активов, (Н)

0,6669

0,6501

10. Оборачиваемость запасов в  оборотах, (L)

7,1754

7,5645

11. Рентабельность активов, (Ra)

0,1315

0,1746

12. Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему

×

0,0430

Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов

13. Выручка на 1 руб. себестоимости (Х)

×

0,0313

14. Доля оборотных активов в  формировании оборотных активов (Y)

×

0,0071

15. Доля запасов в формировании оборотных активов, (Н)

×

-0,0041

16. Оборачиваемость запасов в  оборотах, (L)

×

0,0087

Совокупное влияние всех факторов

×

0,0430

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия