Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:09, реферат

Краткое описание

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Понятие государственного долга
1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы
2.1 Динамика внешнего долга
2.2 Структура внешнего долга
2.3 Основные кредиторы РФ
2.3.1 Парижский клуб
2.3.2 Лондонский клуб
2.3.3 МВФ
2.3.4 Всемирный банк
Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
3.1 Современное состояние внешнего долга
3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг рф.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2011 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился до 2511 млн. долл. что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 542639 млн. долл., что довело величину общего внешнего долга до 545150 млн. долл.

Таблица 1. Внешний долг РФ 1991-1998 гг. (на конец периода).

 
 

1991

1993

1994

1995

1996

1997

1998

 

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

96,6

96,6

104,5

13,4

117,9

110

16,7

126,7

105,7

27

132,7

103,7

49,3

153

95,1

87,7

182,8

98,2

90,2

188,4

 

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

100

100

88,6

11,4

100

86,8

13,2

100

79,6

20,4

100

67,7

32,3

100

52

48

100

52,1

47,9

100

 
                 

 

 

Таблица 2. Внешний долг 1998-2012 гг. (на конец периода)

 
 

2000

2001

2004

2006

2008

2009

2010

2011

 

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

65,8

94,2

160

61

85,3

146,3

55,9

157,6

213,5

9,3

301,3

310,6

4,5

476

480,5

3,1

464,1

467,2

2,9

486

488,9

2,5

542,6

545,1

 

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

41,1

58,9

100

41,7

58,3

100

26,1

73,9

100

2,9

97,1

100

1

99

100

0,7

99,3

100

0,5

99,5

100

0,4

99,6

100

 
                   

 

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994- 2012 гг. показывают следующее:

- общая сумма долга  при колебаниях вверх и вниз  выросла, в конечном счете, почти  на 427,2 млрд. долл., или без малого  в 4 раза. За это время долги  бывшего СССР перестали играть  главенствующую роль в проблеме  внешней задолженности страны. Они  уменьшились на 102 млрд. долл., а их  доля в общей сумме долга  упала с 89 до 0,4%. Теперь проблема  сконцентрировалась на новом  российском долге, который вырос  на 529,2 млрд. долл., т. е. почти в 40 раз, при увеличении его доли в  общей сумме долга с 11 до 99%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

2.2 Структура внешнего  долга

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

Таблица 3. Структура внешнего долга.

 

Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% - на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й - I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги - в 11 раз).

Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников - банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в

официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В новых материалах Банка России предпринята попытка скорректировать эту условность путем введения в структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, с исключением соответствующих сумм из состава частного долга.

Таблица 4. Новая структура внешнего долга.

*Внешний долг государственного  сектора в расширенном определении  охватывает внешнюю задолженность  органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских  корпораций, в которых органы  государственного управления и  денежно-кредитного регулирования  напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия  в капитале или контролируют  их иным способом. Долговые обязательства  перед нерезидентами остальных  резидентов, не подпадающих под  данное определение, классифицируются  как внешний долг частного  сектора.

В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.

2.3 Основные кредиторы  России

2.3.1 Парижский клуб

Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. 
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.

В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала быть клиентом Парижского клуба, сэкономив на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.

2.3.2 Лондонский клуб

Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.

В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.

2.3.3 МВФ

Международный Валютный Фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

В начале 2005 года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным погашениям, государство

снизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более эффективное использование финансовых ресурсов.

Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.

2.3.4 Всемирный банк (МБРР)

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.

На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.

 

ГЛАВА 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы

3.1 Современное состояние  внешнего долга

По состоянию на 1 января 2012 г. размер внешнего долга России увеличился до 538 млрд. долл. против 527 млрд. долл. на 1 октября, и практически вернулся к показателям на 1 июля 2011 г. При всем при этом государственный внешний долг повысился лишь на 0,2 млрд. долл.. Повышение внешних обязательств произошло, в основном, за счет банковского сектора, который увеличил свою задолженность на 7 млрд. долл., до 164 млрд. долл.. Тем временем, ЦБ РФ сообщил, что в сентябре отток капитала из российской экономики составил 13 млрд. долл., а сам регулятор в целях поддержания рубля в прошлом месяце продал валюту на сумму 8 млрд. долл.

"Погашение внешнего  долга частным сектором стало  главной причиной увеличения  оттока капитала в 3 кв. 2011 г., поскольку  прирост чистых зарубежных активов  в этот период снизился. Тем  не менее сейчас проблема внешнего  долга стоит менее остро, чем  в 2008 г., даже если ситуация на  зарубежных долговых рынках останется  сложной. Показатель валютных интервенций  Банка России предполагает, что  положительное сальдо счета текущих  операций в сентябре сократилось  до 5 млрд долл. против значительного  профицита в 10 млрд долл., зарегистрированного  в 1 кв. 2011 г. Уменьшение положительного  сальдо счета текущих операций  усиливает чувствительность рубля  к с изменениям потоков капитала", - отметили аналитики «ВТБ Капитал».

Основные существующие проблемы внешнего долга в России:

Ш Сейчас акцент в деятельности по управлению внешним долгом смещён, прежде всего, на проведение ответственной политики государственных внешних заимствований. Одной из главных проблем является разумное определение пределов новых внешних заимствований. Если исходить из ориентации на «нулевой» вариант, иначе говоря, на сдерживание роста номинального государственного долга, то ежегодный объём вновь привлекаемых иностранных кредитов и займов должен соответствовать примерно размерам ежегодного погашения внешнего долга.

Информация о работе Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы