Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:09, реферат
Краткое описание
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе. Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.
Содержание
Введение Глава 1. Определение и значение внешнего долга 1.1 Понятие государственного долга 1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы 2.1 Динамика внешнего долга 2.2 Структура внешнего долга 2.3 Основные кредиторы РФ 2.3.1 Парижский клуб 2.3.2 Лондонский клуб 2.3.3 МВФ 2.3.4 Всемирный банк Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы 3.1 Современное состояние внешнего долга 3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг Заключение Список использованной литературы
Ш Другим составным элементом,
требующим серьёзной проработки, является
формирование оптимальной структуры внешних
заимствований. Следует обратить внимание
на структуру заимствований по срочности
и на проблему неурегулированности вопроса
об источниках обслуживания и погашения
задолженности.
Ш Также трудности возникают
и при реализации схемы обмена долга на
акции национальных компаний. Проблема
заключается в том, что перевод долга в
акции имеет успех лишь в том случае, если
она предлагает иностранным инвесторам
лучшие местные активы, включая государственные
предприятия. Поэтому программа может
дать иностранным инвесторам неоправданное
преимущество по сравнению с местными
инвесторами при покупке наиболее перспективных
активов.
3.2 Перспективы долговой
политики на 2012- 2014 гг.
По проектам Министерства финансов
РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов
бюджета планируется направлять на финансирование
расходов и лишь незначительную часть
- на пополнение Резервного фонда: в 2012
г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение
Фонда национального благосостояния (ФНБ)
в предстоящий период не планируется.
По их прогнозам, дефицит федерального
бюджета сохранится на протяжении всего
планового периода, увеличиваясь в абсолютном
выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г.
В относительном выражении в первые два
года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г.
снизится до уровня 2,3% ВВП.
Основным источником финансирования
дефицита федерального бюджета
в 2012- 2014 гг. выступят государственные
заимствования. При этом планируется,
что в среднем на 90% дефицит будет покрываться
за счет государственных внутренних заимствований.
Таблица 4. Источники финансирования
дефицита федерального бюджета в 2012- 2014
гг., в млрд. долл..
Показатель
2012
2013
2014
Дефицит федерального бюджета
1 570,5
1 744,3
1 648,4
Государственные заимствования,
в том числе:
1 592,3
1 601,7
1 626,1
привлечение
2 181,7
2 284,0
2 474,1
погашение
-589,4
-682,3
-848,0
Государственные внутренние
заимствования, в том числе:
1 459,0
1 465,7
1 486,2
привлечение
1977,9
2082,2
2273,6
погашение
-518,9
-616,5
-787,4
Государственные внешние заимствования,
в том числе:
133,3
136,0
139,9
привлечение
203,8
201,8
200,5
погашение
-70,5
-65,8
-60,6
Использование Резервного фонда
-164,0
-51,4
0,0
Использование ФНБ
7,5
10,0
10,0
Приватизация
276,1
309,4
300,0
Исполнение государственных
гарантий Российской
Федерации
-120,2
-85,8
-248,7
По состоянию на 1 июля 2011 г.
объем государственного внешнего долга-
36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн.
руб.). По программе министерства финансов,
в предстоящий период объем государственного
долга будет ежегодно возрастать, достигнув
к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или
17% ВВП. При этом объем внешних обязательств
государства вырастет почти в 2 раза, составив
около 2,0 трлн. руб.
Таблица 5. Динамика государственного
внешнего долга, (млрд. руб.).
Низкие показатели государственного
долга выгодно отличают Россию от значительного
большинства, как развитых стран, так и
государств формирующихся рынков. При
этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные
России ведущими международными агентствами
(BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1
со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ
со стабильным прогнозом от Standard&Poor's),
свидетельствуют о том, что наша страна
явно недооценена.
Вместе с тем, как отмечают в
министерстве финансов, имеющийся «запас
прочности», не может рассматриваться,
как безусловный в плане обеспечения долговой
устойчивости РФ. Во- первых темпы роста
самого долга, а соответственно и его облуживания,
являются достаточно высокими. Во - вторых,
возможны ухудшения макроэкономической
ситуации, т.е. снижение цен на нефть, что
не лучшим образом отразится на показателях
долговой устойчивости страны. В- третьих,
весьма вероятно лишение РФ одного из
важнейших факторов финансовой стабильности-
«подушки безопасности» в лице Резервного
фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января
2013 г. составит 1,6 трлн. руб., при условии
сохранении цены на нефть в 2012 г. не менее
93 долл. США за баррель. При неблагоприятном
же развитии ситуации, средства из Резервного
фонда придется направить на выполнение
расходных долговых обязательств, вплоть
до его полного исчерпания, что повысит
уязвимость государственного бюджета,
приведет к росту стоимости заимствований
и, следовательно, к увеличению расходов
на обслуживание долга.
Таблица 6. Показатели долговой
устойчивости РФ (при высоком уровне цен
на нефть и их ежегодном росте).
№
п/п
Показатель
2011
2012
2013
2014
Пороговое значение
1.
Отношение государственного
долга Российской Федерации к ВВП
11,2%
14,1%
16,1%
17,0%
25%
2.
Доля расходов на обслуживание
государственного долга Российской Федерации
в общем объеме расходов федерального
бюджета
3,2%
3,6%
4,0%
4,5%
10%
3.
Отношение расходов на обслуживание
и погашение государственного долга Российской
Федерации к доходам федерального бюджета
8,2%
9,7%
10,4%
11,8%
10%
4.
Отношение государственного
долга Российской Федерации к доходам
федерального бюджета
58,0%
76,3%
87,7%
94,5%
100%
5.
Отношение государственного
внешнего долга Российской Федерации
к годовому объему экспорта товаров и
услуг
8,7%
10,9%
12,5%
13,2%
220%
6.
Отношение расходов на обслуживание
государственного внешнего долга Российской
Федерации к годовому объему экспорта
товаров и услуг
0,6%
0,6%
0,6%
0,7%
25%
При условии неблагоприятного
сценария основным источником покрытия
дефицита федерального бюджета станут
госзаимствования. Принимая во внимание,
что объемы государственного долга уже
установлены на достаточно высоком уровне,
дополнительные заимствования приведут
к накоплению существенных бюджетных
рисков, связанных с ухудшением их условий
и резким ростом долговой нагрузки на
федеральный бюджет.
Пока низкий уровень государственного
долга позволяет проводить политику увеличения
заимствований, не опасаясь критических
показателей в долговой устойчивости.
В условиях сохранения макроэкономической
ситуации, в предстоящий период показатели
долговой устойчивости РФ останутся на
относительно безопасных уровнях. И при
планируемых объемах заимствований нагрузка
на бюджет будет оставаться в пределах
нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив, проанализировав и обобщив
литературу по теме реферата, можно сказать,
что проблема внешнего долга и его влияния
на экономическую безопасность - серьезная
проблема российской национальной экономики.
Разрешение этой проблемы является задачей
стратегического характера. Без её решения
практически невозможно обеспечить необходимые
условия для долгосрочного экономического
подъёма и поддержания устойчивости всей
социально- экономической системы страны.
Использование долга может стать мощным
фактором экономического роста, позволяющим
сглаживать экономические колебания и
дающим дополнительные финансовые ресурсы.
Устойчивое положение страны на международном
рынке капитала, своевременное выполнение
долговых обязательств способствуют укреплению
ее международного авторитета и обеспечивают
дополнительный приток инвестиций на
более выгодных условиях. Кроме того, повышается
доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые
связи. Однако кризис внешней задолженности
может стать серьезным негативным фактором
не только экономического, но и политического
значения. Непомерно высокие выплаты из
государственного бюджета по долгам отвлекают
средства от финансирования социальных,
экономических, оборонных и прочих программ
правительства.
В Бюджетном послании президента
России на 2012- 2014 гг. отмечалось: «В условиях
экономического роста и улучшения ситуации
на рынке заимствований следует рассмотреть
возможность последовательного сокращения
поддержки региональных бюджетов за счёт
бюджетных кредитов и перехода к преимущественному
использованию рыночных механизмов покрытия
дефицитов бюджетов субъектов Российской
Федерации, а объём предоставляемых бюджетных
кредитов в очередном финансовом году
увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых
бюджетных кредитов.»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие «Мировая экономика»,
С. В. Кациель, 2007.
Государственный долг России.
Перемена декораций // Рынок ценных бумаг,
Кудрин А. ,2006.
Обслуживание внешнего долга
СССР, Ю.ЧУРАКОВ, доктор экономических
наук, профессор, журнал «Обозреватель»,
2000 г.
Государственный долг России
: иллюзии и действительность, А.Селезнев,
Экономист, 2004 г.
Газета "Известия", 2006 г.
Экономический журнал, 2008 г.
Официальный сайт Министерства
Финансов РФ: www.minfin.ru.
Официальный сайт Государственного
Комитета Статистики РФ: www.gks.ru.
Официальный сайт Центрального
Банка России: www.cbr.ru.
Официальный сайт Всемирного
банка: www.worldbank.org.
Официальный сайт Бюро экономического
анализа www.beafnd.org/ru/.