Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью работы является анализ современных методов оценки стоимости акций для цели IPO.
Задачи курсовой работы:
Изучить процедуру выпуска акций;
Рассмотреть возможности IPO по привлечению инвестиций;
Выявить современные методы оценки стоимости акций для цели IPO;
Рассмотреть перспективу развития рынка IPO в России.
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Оценка и управления собственностью»
Курсовая работа
на тему:
«Анализ современных методов оценки стоимости акции для целей IPO»
Выполнила:
Научный руководитель:
Москва 2011г
Содержание
Актуальность исследования обусловлена тем, что размещение ценных бумаг акционерными обществами сопряжено с рядом трудностей: будь то продажа уже эмитированных акций или реализация новых при публичном размещении. Главная проблема — определить адекватную стоимость предложения. Большое значение имеет динамика капитализации после IPO. Полноценная рыночная оценка начинает формироваться, когда маркетмейкеры «отпускают» акции в «свободное плавание». Стратегия роста капитализации отвечает интересам всех без исключения лиц, тем или иным способом связанных с компанией. Это не только возможность продажи своего бизнеса подороже, благосклонность инвесторов, привлечение более дешевого финансирования на долговом рынке. Потенциал акционерного финансирования может быть реализован и посредством дополнительной эмиссии акций (SEO, seasoned equity offering). С данной точки зрения вопросы ценообразования на первичном и вторичном рынках имеют чрезвычайно большое значение.
Всплеск первичных размещений в последние годы обусловлен не только потребностью компаний в капитале, но и необходимостью инвесторов диверсифицировать свои портфели: на российском рынке более 70% оборота приходится на 10 «голубых фишек». Таким образом, даже на фондовом рынке ощущается нехватка «новых имен».
Развитые страны давно освоили инструмент IPO в целях привлечения инвестиций. В начале XVII века в Англии и Голландии акционерные компании впервые предложили свои акции на бирже частным инвесторам, банкам и инвестиционным трастам. Современная история IPO начинается с 70-х годов XX века после либерализации мирового финансового рынка. В России IPO как инструмент привлечения инвестиций пока не получил распространения.
Несмотря на то, что многие российские компании до сих пор не знакомы с возможностями IPO, тема становится очень актуальной в России. С каждым годом растет количество компаний, объявляющих о своем желании провести IPO.
Целью работы является анализ современных методов оценки стоимости акций для цели IPO.
Задачи курсовой работы:
Объектом изучения является процесс IPO в России и за рубежом.
Предметом – современные методы оценки стоимости акций.
Материалом для написания работы послужили периодические издания с 2008 – 2011 гг. Данная область так нова и неизученная, что по ней еще нет опубликованных методических разработок, которые можно было бы использовать.
Материал изложен в трех главах. В первой рассматривается сущность, происходит знакомство с терминами, встречающимися только в этой сфере, тут же рассмотрены этапы проведения IPO, подготовка к нему. Во второй главе представлены современные методы экономическая оценка акций с точки зрения результата осуществления продажи. Третья глава повествует об особенностях проведения политики IPO в России. Здесь изложены тенденции, перспективы, барьеры, роль государства в IPO.
В классическом понимании IPO (Initial Public Offering) - это процесс размещения акций компании на фондовой бирже, когда компания впервые выпускает свои акции на рынок и их покупает широкий круг инвесторов. Дословно перевод означает «первичное публичное размещение». Размещение является первичным, потому что ценные бумаги размещаются на первичном рынке. Публичное – значит, что ценные бумаги размещаются на фондовой бирже, где их может купить широкий круг инвесторов1.
В России иногда трактуют понятие IPO более широко, причисляя к нему также2:
-частное размещение
среди узкого круга заранее
отобранных инвесторов с получе
-размещение
компанией, чьи акции уже торгу
-публичная продажа крупного пакета действующих акционеров — secondary public offering (SPO);
-прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок — direct public offering (DPO).
Для целей настоящей работы мы будем рассматривать IPO как процесс размещения акций на фондовой бирже.
IPO проводится для достижения следующих целей:
1. Привлечение дополнительных инвестиций.
В отличие от кредитов и выпуска облигаций, привлечение инвестиций с помощью IPO не привязано к определенным срокам. С точки зрения инвестора это более рискованно, поскольку возврат вложенных средств во многом зависит от успешности компании, акции которой он приобрел в результате проведения IPO. Собственникам бизнеса, в случае выбора IPO как средства привлечения инвестиций, нужно решить вопрос: готовы ли они делиться своей прибылью с новыми акционерами.
IPO очень часто
проводят быстроразвивающиеся
Состоявшееся 19 августа 2004 года IPO принесло компании $1,67 млрд. После начала торгов на фондовых рынках курс акций Google вырос на 18%. Несмотря на то, что компания первоначально планировала заработать $3,47 млрд., состоявшееся IPO можно считать успешным. По итогам эмиссии капитализация Google составила $23 млрд., что сразу же ввело компанию в число крупнейших ИТ-компаний в мире. IPO Google заняло 25 место в списке крупнейших эмиссий в США и стало рекордным для интернет-компаний. Google продал 19,6 млн. акций по цене $85 за штуку3.
В России также имеет место бум IPO–компаний, работающих в сфере высоких технологий. IPO провели такие компании «Вымпелком", "Росбизнесконсалтинг" и АФК "Система", являющаяся владельцем торговой марки МТС. В таблицах 3 и 4 в приложении приведены данные о проведении IPO российскими компаниями. На IPO «Росбизнесконсалтинг» заработал $13 млн., а общий объем привлеченных средств компании «Вымпелком» составил $111 млн. IPO российской АФК "Система" на Лондонской бирже стало самым крупным IPO в России. От размещения 19% своих акций на LSE компания получила 1,56 млрд долл. с учетом опциона на размещение дополнительных акций. По словам аналитика «Альфа-банка» Ангелики Генкель, размещение АФК «Система» прошло очень удачно за счет благоприятного новостного фона – присвоение инвестиционного рейтинга S&P и ожидания приватизации «Связьинвеста». Более того, IPO «Системы» стало одним из крупнейших по объему привлеченных средств за всю историю LSE и на данный момент входит в пятерку крупнейших размещений в мире за последние 12 месяцев4.
2. Придание компании публичного статуса.
Для проведения IPO компания должна быть готова раскрыть информацию о себе всем потенциальным инвесторам. Если мы обратимся к содержанию проспектов эмиссий акций, которые публикуются западными компаниями при проведении IPO, то наглядно увидим степень открытости информации.
Придание компании публичности укрепляет ее репутацию. Компании, получившие публичный статус, в дальнейшем могут рассчитывать на благоприятные условия при кредитовании или заимствовании денег на фондовом рынке.
3. Получение рыночной оценки компании.
Общепризнано, что только рынок способен дать самую объективную оценку бизнесу. Динамика цен на акции компании при проведении IPO служит самым верным индикатором ее успешности. На основе полученных результатов акционеры или менеджеры могут реально оценить стоимость своего бизнеса.
На практике часто встречаются ситуации, когда проведение IPO для получения рыночной стоимости предшествовало последующей продаже собственником своего бизнеса. Несмотря на то, что мотивы для каждой из сторон сделки, как правило, различны (продавцу важно не продешевить, а покупателю важно купить по наиболее объективной цене), после проведения IPO обе стороны довольно быстро договариваются о цене.
В качестве примера можно привести продажу Дмитрием Зиминым, основным акционером ОАО "Вымпелком", своих акций компании "Альфа Групп" за $27,4 млн. Заключению данной сделки предшествовало публичное размещение ОАО "Вымпелком" своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.
4. Укрепление брэнда.
Проведение IPO весьма благоприятно отражается на брэнде компании. Для успешного размещения ценных бумаг проводятся широкомасштабные рекламные акции. При чем реклама или "road show" направлена не только на институциональных инвесторов – активных участников фондового рынка, но и на обычных юридических лиц и рядовых граждан. Чем шире будет круг потенциальных покупателей, тем успешнее пройдет размещение.
Широкомасштабная реклама, а также информация об успехах размещения повышают узнаваемость и привлекательность брэнда компании.
Процедура проведения IPO в разных странах и на различных торговых площадках отличается, но, несмотря на это, в процедуре проведения IPO можно выделить следующие общие для всех бирж этапы5:
Этап 1. Долгосрочная подготовка компании к IPO.
Примерно за два года до выхода на публичный рынок компания должна начать выполнять основные требования, предъявляемые к публичным компаниям, — разработать бизнес-план и регулярно подготавливать финансовую отчетность.
Этап 2. Принятие решения о проведения IPO.
Принятие решения о проведении IPO включает в себя:
-принятие решения
о дополнительном выпуске ценны
-принятие решения о размещении.
Этап 3.Формирование команды для проведения IPO.
Как только компания решит выпустить IPO, она должна собрать команду для управления процессом размещения, состоящую из ведущего инвестиционного банка (андеррайтера), бухгалтера, аудитора, юридической фирмы, а также других необходимых консультантов.
Выбор андеррайтера (финансового консультанта) является важной частью процесса подготовки эмиссии ценных бумаг.
Опытный андеррайтер может помочь эмитенту не только в определении наиболее реальных и эффективных способов привлечения капитала, уточнении параметров и структуры эмиссии, но и оказать ощутимую практическую помощь на последующих этапах подготовки эмиссии, регистрации и размещения ценных бумаг. Выбор андеррайтера следует осуществлять по следующим критериям: опыт, квалификация, репутация, знание отрасли и специфики российского фондового рынка.
Помимо андеррайтера на подготовительных стадиях IPO привлекаются и другие консультанты, например, юридическая фирма, аудитор и бухгалтер, которые проводят процедуру Due Diligence.
Этап 4. Подготовка
проспекта эмиссии и
На данной стадии компания–эмитент, совместно со специалистами андеррайтера и другими консультантами, готовит проект проспекта эмиссии и инвестиционный меморандум.
Проспект эмиссии - это документ, который содержит информацию, необходимую инвесторам для принятия аргументированного и обоснованного решения о совершении инвестиций. В основном он содержит данные об истории компании, описание ее бизнеса, ожидаемых перспектив и рисков, связанных с инвестициями в данную фирму. В нем также приведена характеристика параметров ценных бумаг, которые будут эмитированы, и направления использования дохода от их продажи.
Решения относительно значений этих показателей и параметров принимаются только в последние дни подготовки предложения, непосредственно перед началом осуществления процедуры размещения на бирже. Только заключительные версии эмиссионных меморандумов, содержат перечисленные выше сведения и в итоговом виде подаются в органы государственной регистрации и распространяются среди инвесторов.
Информация о работе Анализ современных методов оценки стоимости акции для целей IPO