Анализ социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ социально-экономического развития Тольятти.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

 

 

 

 

 

 

 

             Студента  Бурова Алексея Владимировича

          

                Группа  УГ-301                                          1       

 

Научный руководитель  Савенков Борис Валентинович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.

Программа социально-экономического развития (далее - Программа) - это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию приоритетных  целей муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие  муниципального образования. 

Программа предполагает продолжение реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, областных, городских целевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем населения, создание благоприятного инвестиционного климата,  модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить устойчивые темпы экономического роста.

  Серьезные коррективы в социально-экономическое развитие городского округа Тольятти (далее - Тольятти), Самарской области и Российской Федерации (далее - РФ) внес мировой финансовый кризис, ввиду значительной локализации на территории городского округа производств, технологически связанных с машиностроением, высокого удельного веса обрабатывающих отраслей, на которых наиболее сильно повлияло снижение потребительского спроса и спроса на производимую продукцию, а также высокой степени интегрированности как городского округа, так и  региона в мировые хозяйственные связи.

В связи с этим актуально определение социально-экономического положения Тольятти для выявления основных проблем городского округа, и разработки и реализации мер на всех уровнях власти для сохранения социальных программ и поддержания промышленности,  строительства, финансового сектора, чтобы не допустить ухудшения  качества жизни граждан.

Цель работы – провести анализ социально-экономического положения городского округа Тольятти.

Задачи работы:

    • Анализ и подбор методики определения социально-экономического положения;
    • Сбор и анализ статистических данных Тольятти и Самарской области;
    • Анализ социально-экономического положения Тольятти;
    • Выявление ключевых преимуществ и проблем развития Тольятти с помощью SWOT-анализа;
    • Определение возможных путей развития городского округа Тольятти.

Данная тема рассмотрена в работах Занадворнова В.С., Абдурахимова Ю. В., Ореховского П.А.

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ

1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения

Содержание анализа МО в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, может сильно различаться, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого МО, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и прочим, поэтому сущность анализа социально-экономического положения состоит в том, чтобы выявить слабые стороны МО, а так же факторы негативно влияющие на его положение и развитие и на основе анализа предложить пути улучшения положения, решение проблемных моментов.

Существуют различные подходы для анализа положения МО:

  • Экономический - это подход, который характеризует состояние экономики, финансовую сторону развития, стратификацию населения. Стратификация населения - иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.
  • Географический - это подход, который рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.
  • Демографический - это подход, характеризующий воспроизводство населения через ряд результирующих показателей, набор которых резко ограничен. Состоит из таких показателей как уровень рождаемости, уровень смертности, миграция и т.д.
  • Социальный - это подход, который формируется на основе показателей уровень образования, уровень здравоохранения, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей и др.

Особое значение в анализе уровня экономического положения МО имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения, а так же темпы роста этих показателей.

Для анализа динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в МО: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации.

Экономическое развитие многих стран и регионов, МО сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Демассификация производства - это переход от массового, серийного производства к производству индивидуальному, на заказ.

Углубляется интеллектуализация производства, основными его факторами становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной.

Новые представления об источниках и факторах экономического положения позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического положения страны в целом.

На уровне МО можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического положения:

- количество отгруженной продукции и услуг собственного производства (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этого показателя;

- доля МО в валовом регионального продукте (ВРП), являющимся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом.

- уровень инфляции. Инфляция оказывает  достаточно сильное влияние на  многие экономические и хозяйственные  процессы региона, в том числе  и на поступление налогов в  бюджетную систему;

- инвестиционный климат. Благоприятный  инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.

- средний уровень доходов населения  и степень их дифференциации;

- продолжительность жизни, уровень  физического и психического здоровья  людей;

- уровень образования;

- уровень потребления материальных  благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность  домашних хозяйств товарами длительного  пользования;

- уровень здравоохранения (обеспеченность  поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

- состояние окружающей среды;

- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

- обогащение культурной жизни  людей.

Для оценки выделенных показателей социально-экономического положения муниципального образования применяются такие методы, как:

1. Факторный анализ;

2. Регрессионный анализ;

3. SWOT-анализ;

4. Имитационный анализ;

 

1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях

Современные условия развития муниципальных образований характеризуются своей многофакторностью и для проведения комплексного анализа необходимо учитывать каждый из них, который так или иначе определяет конкурентоспособность МО, то есть как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов населения1.

Важную роль в определении конкурентоспособности территории, то есть анализе МО как единицы активно существующей в рыночной системе, играют следующие условия:

- определение роста благосостояния  в качестве цели повышения  конкурентоспособности территории:

- «пространственное измерение»  конкурентоспособности, то есть признание значения пространственных характеристик экономических субъектов, от деятельности которых зависит конкурентоспособность территории;

- признание роли органов государственной  власти и местного самоуправления  в повышении конкурентоспособности.

Поскольку основной целью повышения конкурентоспособности территории является увеличение благосостояния населения путём количественного и качественного развития производства на территории, то механизм повышения конкурентоспособности территории связан с понятием «производственная функция», которая отражает зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом объёмом выпуска продукции.2

Производственная функция имеет следующий вид:

Q=f(L,K,T,E,W,I),

где  L – труд; K – капитал; T – земля; 

E – предпринимательство; W – знание; I –информация.

Следовательно, необходимы такие инструменты управления развитием МО, использование которых позволяло бы своевременно обеспечивать производство достаточным объемом факторов соответствующего качества и обеспечивать его выгодное и устойчивое социально-экономическое положение.

Системы управления развитием МО в целях повышения её конкурентоспособности подразделяются на:

    • стратегическое социально-экономическое планирование;
    • планирование градостроительного развития территории.

В связи с этим в нынешних условиях можно выделить 2 общих случая проблем при анализе. Первый связан с отсутствием в свободном доступе собираемых федеральным органом государственной статистика России большинства данных по муниципальным образованиям, которые необходимы для самостоятельного просчёта наиболее важных показателей, так же не отлажена система предоставления данных для некрупных МО, данные по которым могут отсутствовать за весьма продолжительные периоды. Необходимо в этой группе так же отметить почти годовое отставание публикации по наиболее значимым показателям (ВРП, ВНП и т.п.), что существенно затрудняет анализ текущего состояния социально-экономического положения МО. Второй случай связан непосредственно с самими МО, в которых отсутствует единообразная система публикации статистических данных и отчётов о социально-экономическом положении, что затрудняет не только поиск данных по конкретному муниципальному образованию и его анализ в соответствии с выбранной методикой, но и их сравнение между собой. Более того в подавляющем числе МО данные по стратегическому социально-экономическому планированию могут быть не представлены в свободной форме, так же могут отсутствовать сами программы социально-экономического развития.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития