Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа
Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Таким образом, основная особенность экономического развития Тольятти заключается в том, что отсутствует отраслевая диверсификация - более 80% экономики города нацелены на получения дохода от автомобилестроения, что делает Тольятти, практически, «заложником» стратегического развития ОАО «АВТОВАЗ». Для выхода из сложившейся ситуации необходима тщательная работа в следующих направлениях:
Учитывая отрасли промышленности, которые получили развитие в Тольятти, и приоритетные направления социально-экономического развития РФ, Самарской области необходимо способствовать инвестициям в развитие следующих сфер промышленности:
1. Развитие машиностроительного
кластера в сегментах специализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание анализа МО в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, может сильно различаться, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого МО, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и прочим, поэтому сущность анализа социально-экономического положения состоит в том, чтобы выявить слабые стороны МО, а так же факторы негативно влияющие на его положение и развитие и на основе анализа предложить пути улучшения положения, решение проблемных моментов.
Современные условия развития муниципальных образований характеризуются своей многофакторностью и для проведения комплексного анализа необходимо учитывать каждый из них, который так или иначе определяет конкурентоспособность МО, то есть как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов населения. Поскольку основной целью повышения конкурентоспособности территории является увеличение благосостояния населения путём количественного и качественного развития производства на территории, то механизм повышения конкурентоспособности территории связан с понятием «производственная функция».
Следовательно, необходимы такие инструменты управления развитием МО, использование которых позволяло бы своевременно обеспечивать производство достаточным объемом факторов соответствующего качества и обеспечивать его выгодное и устойчивое социально-экономическое положение.
Оценка социально-экономического положения территории это в первую очередь на экспертизу планов и программ социально-экономического развития территории.
Критерии и показатели должны обеспечивать оценку состояния и тенденций развития экономики, а также уровня жизни населения. Результаты производственно-хозяйственной деятельности целесообразно оценивать с позиций социальной и экономической эффективности для определения взаимосвязи между уровнем жизни населения и результатами его производственно-хозяйственной деятельности.
Современный Тольятти — крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как страны так и региона. ОАО «АВТОВАЗ», производящий легковые автомобили и автокомплекты LADA, является градообразующим предприятием городского округа Тольятти.
Тольятти является одним из основных наполнителей областного бюджета (доля города в областном бюджете составляет 48 %), собственные бюджетная обеспеченность городского округа даже с учетом безвозмездных перечислений невелика. Существующая система распределения налоговых доходов, с учетом сложных отношений областного центра и Тольятти не позволяет развиваться городскому округу в соответствии с его вкладом в развитие региона.
Анализ уровня жизнеспособности муниципального образования позволяет выделить следующие тенденции существование и развитие жителей муниципального образования с 2007 года осуществляется за счет “проедания” ресурсов территории, накопленных запасов, дотаций и субсидий.
Численность населения городского округа Тольятти на 1 января 2009 года составила 719 947 человек (мужчины - 46,7% от общей численности населения, женщины - 53,3 %). Численность постоянного населения Тольятти имеет тенденцию к росту. С момента последней переписи населения ежегодный прирост в среднем составляет 500 человек.
Для Тольятти характерен рост удельного веса населения старших возрастов и снижение доли населения детей и подростков, что приводит к «старению» населения. Средний возраст населения города увеличивается: на начало 2008 года он составил 37,5 года (мужчин – 35,3 года, женщин – 39,5 года) что ниже, чем в целом по России (38,1 года). Такая тенденция обусловлена нестабильными показателями рождаемости (снижение до 2006 года).
Динамика численности безработных в округе имела тенденцию к снижению и только в 2008г. в связи с началом мирового финансово-экономического кризиса произошел рост числа безработных (до 3100 человек), данный показатель продолжает расти и приближается к критическим размерам для города (октябрь 2009 года - 12,2 тыс. чел, февраль 2010 года – 17,9 тыс. чел.), что обусловлено высокой занятостью населения на ОАО «АВТОВАЗ».
В результате отсутствия диверсификации производства округа, городской округ Тольятти по итогам I квартала 2009 занял последнее место в развитии округов Самарской области. Большие надежды руководства городского округа Тольятти связаны, в первую очередь, с восстановлением спроса на автомобильном рынке, рост которого по прогнозам экспертов начнется с 2010 года. На сегодняшний день АВТОВАЗ испытывает сильное технологическое отставание в области передовых технологий и инноваций по сравнению с зарубежными конкурентами. Такая ситуация во многом обусловлена развитием тенденции промышленной сборки.
Главные угрозы использования экономического потенциала города:
— недостаточная диверсификация экономики, имеющая сильную зависимость от результатов деятельности одного крупнейшего предприятия – ОАО «АВТОВАЗ» (более 100 тыс. рабочих мест);
— неблагоприятная в целом экологическая ситуация;
— неблагополучная криминогенная обстановка;
— совокупность инженерно-экономических ограничений развития (физическая и моральная амортизация технических средств и орудий производства).
Для выхода из сложившейся ситуации необходима тщательная работа в следующих направлениях:
Учитывая отрасли промышленности, которые получили развитие в Тольятти, и приоритетные направления социально-экономического развития РФ, Самарской области необходимо способствовать инвестициям в развитие следующих сфер промышленности:
1. Развитие машиностроительного кластера в сегментах специализации промышленности Тольятти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
чся
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уровни жизнеспособности муниципального образования
Уровни жизнеспо-собности муниципального образования |
Признаки |
Уровень жизни населения |
Признаки |
Состояние экономики муници-пального образования |
Признаки |
Нормальная жизнеспо-собность Ксэ>3 Кээ>0 |
Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, эффективная структура экономики |
Состоятельный СДД>3 ПМ |
Уровень доходов позволяет приобретать товары текущего и длительного пользования, накапливать средства, а при более высоких доходах – вести самостоятельную экономическую деятельность |
Растущая Кээ>0 |
Доход от реализации продукции, созданной на территории муниципального образования превышает материальные затраты на производство этой продукции, при этом темп роста дохода превышает темп роста материальных затрат |
Пониженная жизнеспо-собность 2<Ксэ<3 Кээ>=0 |
Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, недостаточно эффективная структура экономики |
Обеспеченный 2 ПМ<СДД<3 ПМ |
Уровень доходов позволяет удовлетворять не только текущие потребности в товарах повседневного спроса, но и накапливать средства для покупки более дорогих товаров и услуг |
Статичная 0<=Кээ 0>=Кээ |
Доход от реализации продукции, созданной на данной территории, равен (незначительно отличается) материальным затратам на производство продукции, при этом темпы роста дохода и материальных затрат примерно равны |
Подавленная жизнеспо-собность 1<Ксэ<2 Кээ<=0 |
Не определены цели социально-экономического развития, недостаточно эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики |
Малообес-печенный 1 ПМ<СДД<2 ПМ |
Уровень доходов позволяет удовлетворять текущие потребности в питании и в некоторых непродоволь-ственных товарах, но практически недоступны товары длительного пользования | ||
Нежизне-способность 0<Ксэ<1 Кээ<0 |
Не определены цели социально-экономического развития, неэффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики |
Бедный СДД<=1 ПМ |
Наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования |
Стагнирующая Кээ<0 |
Доход от реализации продукции, созданной на данной территории, меньше материальных затрат на производство продукции, при этом наблюдается рост материальных затрат при неизменном объеме реализации или его снижении, или темп снижения материальных затрат меньше темпа снижения объема реализации |
1 Береговских А.Н. Комплексный проект управления градостроительным развитием муниципальных образований // Практика муниципального управления. – 2009. – № 4. – С. 54
2 Там же. С. 55
3 http://dic.academic.ru/dic.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
4 Приложение 1
5 Целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008-2010 гг.»
6 Стратегического план развития городского округа Тольятти до 2020 года.
7 Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года
8 http://rating.rbc.ru/article.
Информация о работе Анализ социально-экономического развития