Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе важное внимание уделяется проблемам финансирования из регионального бюджета социальной защиты и социального обеспечения населения, образования и здравоохранения, также будут предложены определенные меры по повышению эффективности используемых ассигнований на эти нужды из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Сущность и значение расходов региональных бюджетов…..5
1.1.Понятие и назначение расходов регионального бюджета……………6
1.2 Классификация расходов регионального бюджета…………………..7
1.3.Специфика расходов территориальных бюджетов (факторы роста
и меры по сокращению)……………………………………………………….14
1.4 Роль расходов региональных бюджетов в экономике РФ…………..17
ГЛАВА 2. Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета. ………………………………………………………………………..19
2.1.Краткий обзор состояния системы региональных бюджетов в
2010 г…………………………………………………………………………….19
2.2 Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов……....19
2.3. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ….23
2.4. Оценка экспертов. ………………………………………………….…….30
Заключение………………………………………………………………….….34
Список литературы и источников…………………………..………………36

Вложенные файлы: 1 файл

региональный бюджет.docx

— 83.63 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Роль расходов региональных бюджетов в экономике РФ.

В последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Одной из стратегических задач развития страны является формирование региональной экономики, ориентированной на «обеспечение единства экономического пространства».

Такой подход в большей степени отвечает задачам экономического роста и стимулирует собственные усилия региональных и местных властей по интенсификации экономического развития на своей территории.

Поэтому роль региональных финансов, а, следовательно, и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется (за счет средств из региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и, частично, высшие и средне специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т. д.) и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается. В сложившихся условиях возрастает роль региональных финансов, в том числе и роль расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения в целом.

 

ГЛАВА 2. Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета.

    

2.1.Краткий обзор состояния системы региональных бюджетов в 2010 г.

В целом 2010 год можно охарактеризовать как год постепенного восстановления бюджетной сферы регионов от кризиса. Доходы регионов в реальном выражении выросли по сравнению с 2009 годом, причём исключительно за счёт роста собственных доходов, федеральная помощь регионам в форме трансфертов при этом снизилась. Сдерживание расходов, которые остались на уровне 2009 года в реальном выражении, позволило исполнить консолидированный бюджет регионов с очень незначительным дефицитом, который оказался более чем в семь раз ниже запланированного и более чем в три рази ниже дефицита 2009 года. Вместе с тем сдерживание роста расходов было достигнуто, в значительной степени, за счёт неполного исполнения запланированных бюджетных расходов. Осуществляя свою бюджетную политику в 2010 году, регионы стремились максимально исполнить свои социальные обязательства отчасти за счёт снижения финансирования инфраструктурных расходов, что нашло свое отражение в сохранении или превышении уровней 2009 года в реальном выражении по отдельным статьям социальных расходов и заметном снижении этих уровней по статьям расходов, направленным на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. В 2010 году всё более возрастающую роль в финансировании дефицитов региональных бюджетов играли бюджетные кредиты из федерального бюджета. За два последних года объём этих обязательств регионов перед федеральным бюджетом вырос на 291,5 млрд. рублей или на 0,7% ВВП 2010 года.

 

2.2 Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов. 

         Оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов с целью достижения максимальных социально-значимых результатов требует предварительного решения вопросов политического характера, приоритизации целей и задач экономической политики, как текущих, так и на отдаленную перспективу

Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. Он должен выполнять постоянную работу, связанную с планированием бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.

В распределении расходов бюджета большую роль играет политический фактор. Например, доля расходов на содержание органов государственной власти превышает сумму расходов на культуру и охрану окружающей среды в 3 раза, несмотря на очевидную высокую потребность в финансировании последних.

По экспертным оценкам обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов возможно путем принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.

При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируются численность потребителей бюджетных услуг по отраслям. Решение проблемы избыточности существующей сети бюджетных учреждений приведет к необходимости снижать численность персонала, перепрофилировать или закрывать ясли, детские сады школы, поликлиники, больницы и т.д.

Недостаточно используется такой механизм повышения эффективности расходов бюджетных учреждений, как лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях. Наиболее затратные из них тепловая и электрическая энергия, вода, услуги по канализации, вывоз твердых бытовых отходов, транспортные услуги и услуги связи. Сейчас лимиты потребления ресурсов в натуральных показателях слабо зависят от объема оказываемых общественных услуг бюджетным учреждением, и в основном определяются денежными лимитами финансовых органов и потреблением ресурсов в прошедшем финансовом году, определяемом по выставленным счетам .

Еще один из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов – нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Управление бюджетными расходами должно быть нацелено на улучшение качества предоставляемых населению социальных услуг, повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, осуществление перехода от сметного финансировании учреждений к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг. В пределах этого направления предусмотрено, прежде всего, изменение финансирования бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы .

В настоящее время повышаются требования вышестоящих уровней власти к нижестоящим за эффективное использование финансовой помощи. На наш взгляд внедрение аудита эффективности бюджетных расходов является одной из мер противодействия коррупции в органах исполнительной власти. Эффективное управление бюджетными расходами способствует оптимизации механизма закупок для государственных нужд .

Вопрос увеличения отдачи бюджетных расходов (доли расходов бюджета в ВРП) становится для субъектов РФ особенно острым в части межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами РФ, поскольку в соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами предусматривается переход на «сквозной метод управления эффективностью бюджетных расходов»: на финансовую помощь могут претендовать только те субъекты РФ, где бюджетный рубль дает большую отдачу.

В настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих возможности эффективного использовании бюджетных ресурсов и увеличивающих, централизацию бюджетных доходов и расходов, а также предлагаемые меры повышения их эффективности рассмотрены в таблице 1.1.

 

Факторы централизации бюджетных доходов и расходов

Меры повышения эффективности использовании бюджетных ресурсов

Макроэкономическая нестабильность, требующая концентрации на федеральном уровне власти инструментов налоговой и бюджетной политики

Осуществление мониторинга эффективности бюджетных расходов с оценкой удовлетворения потребностей получателей бюджетных услуг

 

Высокая долговая нагрузка

 

Создание методики объективно расстанавливающей расходы бюджета и снижающей влияние политического фактора

Зависимость экономики от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры.

Совершенствование методического обеспечения принятия управленческих решений в органах государственной власти





Таблица 1.1.  - Факторы, ограничивающие эффективное использование бюджетных ресурсов

Рассмотрев проблему оптимизации расходов региональных бюджетов, можно сделать вывод, что эффективность управления бюджетом субъекта РФ следует рассматривать комплексно, а её оценку – как междисциплинарную методическую проблему. Разумные объемы и структура государственных расходов – это один из достаточно мощных рычагов повышения экономического положения в регионах.

 

2.3. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2014 – 2016 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- консолидация отдельных  межбюджетных трансфертов, предоставляемых  из федерального бюджета в  рамках государственных программ  Российской Федерации;

- поддержка реализации структурных реформ в бюджетной сфере на региональном уровне.

Прогнозируемые основные параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации демонстрируют некоторое замедление темпов роста доходов.

В плановом периоде прогнозируется повышение доли налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общих доходах этих бюджетов с 83% в 2013 году до 87% к 2016 году.

Это обусловлено как ростом налоговых и неналоговых доходов в реальном выражении, так и оптимизацией общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в период до 2016 года.

Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2012 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год.

При этом учитывались следующие факторы:

- реализация Указов Президента  Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по увеличению  заработной платы отдельным категориям  работников бюджетной сферы  субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований;

- ежегодный рост расходов  субъектов Российской Федерации  в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- увеличение расходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации на финансирование  дорожного хозяйства в связи  с созданием дорожных фондов  субъектов Российской Федерации;

- ежегодная индексация  расходов на социальное обеспечение  населения, услуги связи, транспортные  и коммунальные услуги, увеличение  стоимости основных средств и  материальных запасов на уровень  инфляции;

- сохранение прочих расходов  на уровне 2013 года.

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2014 году в сумме 222,5  млрд. рублей, в 2015 году – 195,8 млрд. рублей, в 2016 году – 100,8 млрд. рублей.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Состав межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривает рост доли дотаций.

Финансовое обеспечение первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год. В 2016 году указанные дотации предусмотрены на уровне 2015 года.

Получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2014 году будут являться 72 региона.

Предоставление данного вида финансовой помощи позволит в 2014 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации с 6,2 до 2,8 раз. При этом уровень расчетной бюджетной обеспеченности  с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по 10 наименее обеспеченным регионам в 2014 году прогнозируется на уровне 110,0% от расчетного уровня 2013 года.

Информация о работе Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета