Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:44, курсовая работа
В данной курсовой работе важное внимание уделяется проблемам финансирования из регионального бюджета социальной защиты и социального обеспечения населения, образования и здравоохранения, также будут предложены определенные меры по повышению эффективности используемых ассигнований на эти нужды из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Сущность и значение расходов региональных бюджетов…..5
1.1.Понятие и назначение расходов регионального бюджета……………6
1.2 Классификация расходов регионального бюджета…………………..7
1.3.Специфика расходов территориальных бюджетов (факторы роста
и меры по сокращению)……………………………………………………….14
1.4 Роль расходов региональных бюджетов в экономике РФ…………..17
ГЛАВА 2. Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета. ………………………………………………………………………..19
2.1.Краткий обзор состояния системы региональных бюджетов в
2010 г…………………………………………………………………………….19
2.2 Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов……....19
2.3. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ….23
2.4. Оценка экспертов. ………………………………………………….…….30
Заключение………………………………………………………………….….34
Список литературы и источников…………………………..………………36
В 2015 и 2016 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществлено с учетом резерва в объеме 15 и 20 % или 69,3 и 92,4 млрд. рублей соответственно.
В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, необходимых на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в 2014 году в размере 120,0 млрд. рублей, а в 2015 и 2016 годах – 130,0 и 150,0 млрд. рублей соответственно.
Прогнозируется, что к 2016 году дотации будут составлять почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что превышает показатели 2013 года на 5,8 процентных пункта.
При этом в 2016 году прогнозируется существенное сокращение объема субсидий (на 45,0% в номинальном выражении относительно 2013 года), что обуславливается завершением ряда проектов, в том числе в части реализации региональных программ модернизации систем общего образования, субсидирования в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым (в возрасте до 35 лет) учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета является повышение доли субсидий, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете.
В 2014 году предусматривается распределение указанными приложениями 10 субсидий (без учета субсидий, получателем, которых является один субъект Российской Федерации) в сумме 30,9 млрд.рублей (в 2013 году – 2 в сумме 10,8 млрд.рублей). В отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предполагается установить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.
Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрена единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации, которая сформирована из 11 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 г. № 1456-р, и направлена на финансовое обеспечение соответствующих переданных полномочий Российской Федерации.
Общий объем единой субвенции рассчитан как сумма объемов единых субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В свою очередь, объем единой субвенции, предоставляемой бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, рассчитан как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения этих субвенций.
При этом объем расходов регионального бюджета на каждое из делегированных федеральных полномочий, финансово обеспечиваемых за счет единой субвенции, будет определяться законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Формирование единой субвенции имеет своей целью расширение финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению средствами, поступающими из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий, и повышение эффективности использования таких средств.
При этом в отношении каждого конкретного полномочия будет предусмотрено утверждение значений целевых показателей. Контроль над их достижением будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти – субъектами бюджетного планирования, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в период 2014-2016 годов для бюджетов субъектов Российской Федерации повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая и бюджетная политика, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.
Поддержка бюджетных реформ на региональном уровне будет осуществляться за счет субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, что будет способствовать внедрению лучших практик в сфере управления финансами.
На федеральном уровне также будет продолжен мониторинг качества управления региональными финансами, в том числе в сфере внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2014-2016 годах на федеральном уровне будет продолжена работа по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами.
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и доходные источники.
В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.
В целом необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по оптимизации расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе – путем внедрения принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития. В этом случае дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может быть существенно уменьшен относительно прогнозируемых значений.
2.4. Оценка экспертов.
Все регионы можно условно разделить на две большие группы: ядро — «староосвоенные» регионы, которые не делают «резких движений» и находятся в рамках общего негативного тренда; и регионы на периферии, где власти, стараясь хоть как-то изменить ситуацию, предпринимают радикальные шаги.
Это указывает на то, что вертикаль власти на самом деле является декларативным инструментом, и в реальной жизни не работает. Да и сама идеология вертикали была ошибочна изначально. Сейчас в региональном разрезе Россия выглядит скорее как феодальное государство, где государь поддерживает города и отдельные области как точки силового влияния, не позволяя им самостоятельно развиваться. В нынешнем году объем межбюджетных трансфертов снизится на 14%, а это означает, что центр будет перечислять в регионы все меньше денег, а долговая нагрузка у них только повысится. Выход один — прекратить завинчивать гайки, тем более, что на это уже не хватает ресурсов, и дать регионам больше свободы, позволить им развиваться и зарабатывать самостоятельно (Оценка Дмитрия Орешкина, руководителя группы «Меркатор»).
То, как именно пересматривают свои бюджеты регионы, является достаточно надежным ориентиром при прогнозировании. «Точно так же расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» будут расти из-за необходимости обслуживания долгов и маловероятности снижения затрат на содержание госаппарата, – отмечает директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – А расходы по направлению «Национальная экономика» будут сокращаться в первую очередь по причине необходимости поддержания планки социальных расходов на завышенном уровне». Учитывая все перечисленное, из кризиса Россия будет выходить тяжело и долго.
«Цель исследования региональных бюджетов – выявить реальные тенденции социально-экономического развития. Картина изменения структуры расходов в регионах в кризис дает очень важную информацию о том, что происходит на самом деле и чего можно ждать в ближайшем будущем, – говорит Николаев. – При этом исследование получилось вполне репрезентативным, так как оно охватывает 75 регионов, а это – около 90% всех расходов региональных бюджетов».
То, как именно пересматривают свои бюджеты регионы, является достаточно надежным ориентиром при прогнозировании. «Точно так же расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» будут расти из-за необходимости обслуживания долгов и маловероятности снижения затрат на содержание госаппарата. А расходы по направлению «Национальная экономика» будут сокращаться в первую очередь по причине необходимости поддержания планки социальных расходов на завышенном уровне». Учитывая все перечисленное, из кризиса Россия будет выходить тяжело и долго.
Однако снижение наиболее важных с точки зрения экономики расходов чревато неприятными для власти последствиями. «Ресурсов субъектам федеральный Центр не спускает, а обязанностей на регионы пытается взвалить побольше. Понятно, что местные власти будут вынуждены действовать, исходя из собственных соображений. В ближайшее время мы будем свидетелями роста недовольства в городах, потому что сокращение инвестиций, расходов на ЖКХ, здравоохранение и другие социальные статьи не пройдет незамеченным». И в этой ситуации не поможет даже увеличение социальных выплат и повышение пенсий.
В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что именно из политических соображений власти вряд ли допустят серьезное снижение региональных расходов. «В 2009 году напуганный кризисом федеральный Центр навалил столько денег, что бюджеты некоторых регионов просто зашкаливало, – напоминает она. – В этом году расходы ужали, но тем, кто уже рухнул, ничего не страшно». По ее мнению, страшилка о сокращении, в том числе и межбюджетных трансфертов, может так ею и остаться. Денег регионам снова подбросят, потому что политические риски действительно велики.
Заключение.
Основная роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в том, что они предоставляют возможность органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий, а также дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий; при непосредственном участии этих бюджетов органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. На региональные бюджеты ложиться основной объем финансирования народного хозяйства - более 70% расходов консолидированного бюджета, что включает в себя дотации предприятиям, инвестиции, компенсации жилищно-коммунальному хозяйству, затраты на городскую и сельскую инфраструктуру.
Необходимо отметить, что существуют определенные тенденции, характерные для состояния расходов в последнее время: с переходом к рыночным отношениям и связанными с ними либерализацией цен, приватизацией, структурной перестройкой экономики произошло резкое возрастание расходов федерального бюджета, увеличение его дефицита, рост внутреннего и внешнего государственного долга. Таким образом, возникла необходимость разгрузить федеральный бюджет, освободить его от расходов, которые традиционно осуществлялись из этого бюджета, но по своему содержанию и целесообразности направления средств должны были производиться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Следовательно, расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются на данной территории, - это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и т.д.
Информация о работе Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета