Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы анализа деятельности автотранспортного предприятия……………………………………………………………………..5
1.1 Цель, задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ, услуг…………………………………………….…..5
1.2 Методика анализа производства и реализации продукции, работ, услуг……………………………………………………………………………..7
1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия…………….15
Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ОАО "ЧАК"……………………………………………………………………………19
2.1 Информация об ОАО «ЧАК» и его положение в отрасли………………………………………………………………………..…19
2.2Приоритетные направления деятельности ОАО «ЧАК»…………...22
Анализ основных результатов деятельности………………………...24

2.4 Оценочные финансовые показатели……………………………….…34
3. Перспективы развития ОАО «ЧАК»………………………………………..39

Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..…44

Вложенные файлы: 1 файл

анализ ФХД курсовая.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Анализ товарной продукции  проводится в двух направлениях:

- оценка выполнения годового плана по выпуску товарной продукции;

- анализ динамики выпуска товарной продукции за ряд лет. Анализ выполнения заданий годового плана по объему производства товарной продукции проводят по данным годовой или квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему товарной продукции с плановыми, определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста к предыдущему году.

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства продукции:

- абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле ∆Qт = Qт1 - Qт0 (в данном обозначении т определяет выпуск товарной продукции, но данный способ оценки может быть применён и к другому виду продукции).

- общий прирост продукции  за рассматриваемые годы:

 

 

где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.

- среднегодовой абсолютный  прирост продукции, определяемый  путем деления общего прироста продукции на число лет:

 

- темп роста (Rq) (динамический индекс) и темп прироста (Rсq) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 

 

Темп роста продукции в некоторых методических разработках по АФХД называют ещё индексом объёма продукции. Данный показатель характеризует динамику развития предприятия. Однако нужно заметить, что, если исследователь будет пользоваться только данными внешней бухгалтерской отчётности, он сможет рассчитать динамику лишь реализованной продукции (по данным формы №2): два индекса – по выручке от реализации и – по себестоимости реализованной продукции;

- среднегодовой темп  роста Rср.г и среднегодовой темп прироста продукции Rсср.г, определяемые по формуле средней геометрической:

 

 

где Qб - выпуск товарной продукции в базовом году (от которого начинается отсчет n лет).

Данный показатель имеет  смысл рассчитывать только, если выпуск представлен в натуральных величинах (штуки, метры, тонны и т.д.) или в сопоставимых ценах.

В целях более глубокого  анализа следует сопоставить  показатели, характеризующие выполнение обязательств по ассортименту продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции, работ, услуг предприятие должно учитывать с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках и  принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

Внутренние причины:

- недостатки в организации  производства;

- плохое техническое  состояние оборудования;

- простои;

- аварии;

- недостаток средств;

- недостатки в системе  управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

- конъюнктура рынка;

- изменение спроса  на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического  обеспечения;

- несвоевременный ввод  в действие производственных  мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

- объем выпуска в  стоимостной оценке;

- материалоемкость;

- себестоимость товарной  продукции;

- прибыль;

- рентабельность.

Анализ выполнения плана  выпуска продукции, работ, услуг  позволяет установить причины неэффективного использования производственного  потенциала.

Перспективный анализ выпуска  и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

 

1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности  производственно-хозяйственной деятельности  автотранспортного предприятия

 

В сферу производственно  – хозяйственной деятельности предприятия включаются процессы производства, воспроизводства и обращения. Процессы производства обеспечивают реализацию задач подготовки и освоения процесса реализации других услуг, техническое обслуживание процесса производства. Работы по обновлению основных производственных фондов, расширению и техническому перевооружению автотранспортных предприятий, подготовке и переподготовке кадров относятся к процессам воспроизводства. Процессы обращения включают материально – техническое обслуживание и реализацию услуг.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно  – хозяйственную деятельность и  определяет перспективы развития исходя из спроса на оказываемую услугу, и  необходимости обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями услуг и поставщиками материально – технических ресурсов. При подготовке планов предприятие согласовывает с администрацией города, района все мероприятия.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организуют материально – техническое снабжение  собственного производства путем приобретения ресурсов, осуществляемого как непосредственно у потребителей услуг, так и у посреднических организаций. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров. При этом предприятия в своей деятельности должны учитывать интересы потребителей, их требования к качеству оказываемой услуги.

Целью деятельности любого автотранспортного предприятия  является оказание услуг установленного объема и качества, в определенные сроки. Но, при установлении масштабов  производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.

Высокая эффективность  производства является необходимой  и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности [5, с. 97].

Можно выделить несколько определений эффективности  производственно – хозяйственной деятельности предприятия для того, чтобы более подробно представлять ее суть. Экономическая теория определяет категорию эффективности производственно – хозяйственной деятельности как результативность производственного процесса, производственной системы или конкретной формы хозяйствования. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Сущность эффективности производственно - хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение этого показателя должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

Эффективность производственно - хозяйственной деятельности – это один из важнейших экономических  рычагов не только в системе управления производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа.

Повышение эффективности  производственно - хозяйственной деятельности предприятия — одна из центральных  проблем экономики [6, с. 157]. Для успешного  решения многообразных экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства.

Среди факторов, влияющих на эффективность производственно  – хозяйственной деятельности предприятия  можно отметить повышение процесса планирования своей деятельности и усиления контроля над производственным и социальным развитием предприятия. В чем же сущность экономической эффективности и чем обусловливается особая ее значимость для экономики страны? Сущностная характеристика эффективности производства (производительности системы) находит отображение в общей методологии ее определения, формализованная форма которой имеет следующий вид, представленный по формуле:

 

Эффективность (производительность) = Ре / Рз, (1)

 

где Ре – результаты;

Рз – ресурсы (затраты).

Результативность  производства как самый важный компонент  для определения его эффективности  не стоит истолковывать однозначно. Необходимо различать: конечный результат  процесса производства и конечный результат  работы предприятия или другой интеграционной структуры как первичного автономного звена экономики.

Первый –  отражает материализованный результат  процесса производства, что измеряется объемом продукции в натуральной  и стоимостной формах. Второй –  включает не только количество изготовленной продукции, а также ее потребительскую стоимость. Конечным результатом процесса производства (производственно-хозяйственной деятельности предприятия) за определенный период времени является чистая продукция, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности - прибыль (прибыльность). Сущность эффективности производственно - хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах [7, с. 121]. Поэтому определение этого показателя должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат. Особая значимость проблемы эффективности производства предопределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства. Определение эффективности требует применения методов количественного анализа и измерения, что предполагает установление критерия экономической эффективности [4, с. 97]. Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономической эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда. Процесс производства на любом предприятии осуществляется при взаимодействии трех определяющих показателей: персонала (рабочей силы), средств и предметов труда. Используя наличные средства производства, персонал предприятия выпускает социально полезную продукцию или представляет производству бытовые услуги. Это означает, с одной стороны, имеют место затраты живого и овеществленного труда, а с другой – такие или иные результаты производства (деятельности). Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня его использования [3, с. 101].

 

    1. Анализ деятельность автотранспортного предприятия на примере ОАО "ЧАК"

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия