Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности автотранспортного предприятия и использование полученных знаний на примере конкретного предприятия.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы изучения анализа деятельности автотранспортного предприятия;
- на примере конкретного предприятия через систему экономических показателей провести анализ деятельности автотранспортного предприятия;
- выработать рекомендации финансового оздоровления предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы анализа деятельности автотранспортного предприятия……………………………………………………………………..5
1.1 Цель, задачи и источники анализа производства и реализации продукции, работ, услуг…………………………………………….…..5
1.2 Методика анализа производства и реализации продукции, работ, услуг……………………………………………………………………………..7
1.3 Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия…………….15
Анализ деятельности автотранспортного предприятия на примере ОАО "ЧАК"……………………………………………………………………………19
2.1 Информация об ОАО «ЧАК» и его положение в отрасли………………………………………………………………………..…19
2.2Приоритетные направления деятельности ОАО «ЧАК»…………...22
Анализ основных результатов деятельности………………………...24
2.4 Оценочные финансовые показатели……………………………….…34
3. Перспективы развития ОАО «ЧАК»………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………………..…44
Наибольший удельный
вес в структуре выручки
Выручка от оказания автотранспортных услуг (без учета ремонта и стоянок) в 2010г. составила 129 368 тыс. руб. По сравнению с 2008г. и 2009г. объем выручки по данному направлению деятельности снизился соответственно на 30 и 29 % (Таблица 1.3).
Доля филиала ОАО «МРСК Волги» «Чувашэнерго» в общем объеме выручки в 2010 году составила 49%, в т.ч. в выручке от автотранспортных услуг - 39%, от сдачи в аренду транспорта - 84%, от сдачи в аренду зданий и сооружений - 96%, от реализации запчастей и ГСМ - 36%.
Выручка от реализации автоуслуг (без ремонта и стоянок) филиалу ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» в 2010г. увеличилась в сравнении с 2009 годом на 6 026 тыс. руб. или 14%.
Отрицательная динамика выручки от оказания автотранспортных услуг в 2010 году по сравнению с фактом 2009 года обусловлена уменьшением количества отработанного времени на 162 тыс. ч, а так же снижением общей величины пробега подвижного состава на 3 176 тыс. км.
К основным заказчикам автоуслуг (без ремонта и стоянок), помимо филиала ОАО «МРСК Волги» «Чувашэнерго», относится ОАО «ТГК-5», на долю которого в 2010 году приходится 19% от совокупного объема выручки по данному направлению деятельности (Рис 1). Также к крупным заказчикам относятся: ООО «Простройремонтсервис», филиал ОАО «СО ЕЭС», филиал «Русгидро» «Чебоксарская ГРЭС», ООО «Коммунальные технологии» и др.
За последние три года наблюдается устойчивая тенденция снижения доли ОАО «ТГК-5» и остальных заказчиков в общем объеме выручки от реализации автоуслуг. Доля ОАО «ТГК-5» в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на 5 пунктов, однако, по сравнению с 2007 годом – снизилась на 2 пункта. Доля остальных заказчиков уменьшилась в 2009 году по сравнению с прошлым годом на 19 пунктов.
Выручка от переданного в аренду филиалу ОАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» транспорта увеличилась в отчетном периоде по сравнению с фактом 2008 года на 783 тыс. руб. или 3%. При этом выручка сторонних организаций по данному виду деятельности снизилась на 1 649 тыс. руб. или 27%.
Выручка от переданных в аренду зданий и сооружений в 2009 году уменьшилась в сравнении с прошлым годом на 711 тыс. руб. или 10%, в т.ч. филиалу ОАО «МРСК Волги»-«Чувашэнерго» - на 764 тыс. руб. или 12 %, что обусловлено отказом филиала «Чувашэнерго» от аренды объектов хранения ГСМ в связи с переходом на приобретение топлива по электронным картам.
По сравнению с 2008 годом выручка от реализации прочей продукции (запчасти, ГСМ) уменьшилась на 16 172 тыс. руб. или 88 %.
Себестоимость реализованных услуг по итогам 2009 года составила 159 338 тыс. руб., что на 74 488 тыс. руб. или 32% ниже факта 2008г. (Таблица 1.3).
Рис. 1. Фактическая структура производственных затрат за 2010 г.
Основной удельный вес
в структуре себестоимости
Материальные затрат по Обществу в целом за 2010 год составили 50 205 тыс. руб., что ниже факта 2009 года на 42 581 тыс. руб. или 46% из-за снижения объемов реализованных автотранспортных услуг.
Затраты на оплату работ и услуг производственного характера за 2010 год составили 14 185 тыс. руб., что меньше факта 2009 года на 5 925 тыс. руб. или 29% за счет уменьшения объемов работ, связанных с ремонтом и обслуживанием автотранспортных средств.
Затраты на оплату труда сложились в сумме 56 220 тыс. руб., что ниже факта 2009 года на 11 983 тыс. руб. или 18%.
Амортизационные отчисления за 2010 год составили 13 080 тыс. руб., что меньше факта 2009 года на 3 418 тыс. руб. или 21%. Уменьшение начисленной амортизации обусловлено опережающим темпом износа основных средств в сравнении с динамикой их возобновления: объем инвестиций 2010 года в сравнении с 2009 годом снизился на 6 456 тыс. руб. или 66 %.
«Прочие затраты» за 2010 год составили 10 683 тыс. руб. или 60 % от уровня 2009 года. Основными составляющими «прочих затрат» являются:
Сальдо прочих доходов и расходов по итогам отчетного года сложилось отрицательным и составило (2 446) тыс. руб., что на 5% меньше отрицательного сальдо прочих доходов и расходов за 2009 год, сложившегося в размере (2 579) тыс. руб.
Прочие доходы за 2010 год составили 1 685 тыс. руб., за 2009г. – 2 188 тыс. руб. Снижение прочих доходов связано, главным образом, со снижением доходов от реализации основных средств и материально-производственных запасов на 840 тыс. руб. или 73%.
В 2010 г. прочие расходы составили 4 131 тыс. руб., что на 13% меньше факта 2009 года, главным образом, за счет уменьшения расходов по статье «оплата труда работников производственной сферы из прибыли» на 1 454 тыс.руб. или 55%.
По итогам 2010г. Общество достигло положительного финансового результата: прибыль от продаж составила 10 339 тыс. руб., чистая прибыль – 4 980 тыс. руб.
Рис. 2 Рентабельность продаж за 2008-2010 г.г.
Рентабельность продаж за отчетный период составила 6,1 %, что выше уровня 2009 года на 3,6 пункта и ниже уровня 2008 года на 0,5 пункта, в основном, за счет увеличения прибыльности предоставления зданий в аренду. При этом снижение рентабельности по предоставлению зданий в аренду в 2009 году связано с проводимыми ремонтными работами.
Положительная динамика показателя доходности совокупных активов ROTA (Таблица 1.1) в 2010 году в сравнении с фактом 2009 года связана с увеличением прибыли до налогообложения на 4 543 тыс. руб.
Рост показателя рентабельности собственного капитала ROE в отчетном году по сравнению с фактом 2010 года обусловлено ростом чистой прибыли на 3 479 тыс. руб.
Показателем эффективности продаж продукции Общества является рентабельность продаж (ROS). Рентабельность продаж за 2008 год и 2009 год составила соответственно 6,57 % и 2,47 %. Фактическое значение ROS по итогам 2010 года составило 6,09 % против запланированного 2,48 %, что на 3,61 пункта выше плана. Данное отклонение в основном обусловлено ростом фактической валовой прибыли относительно плана на 4609 тыс. руб.
Величина рентабельности суммарных активов (ROTA) по итогам 2010 года составила 6,62 % при плановом значении данного показателя 1,66 %. Отклонение фактического значения ROTA от плана обусловлено, главным образом, положительной динамикой прибыли до налогообложения. За 2008 год, данный показатель составил 5,21 %, за 2009 год – 2,88 %.
Таблица 1.4
Оценочные финансовые показатели
(п.4-п.3) |
(п.4/п.3*100) | ||||
Наименование показателя |
2010 г. План |
2010 г. Факт |
Абс. отклонение факта от плана |
Относит. выполнение плана, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Рентабельность продаж, % |
2,48 |
6,09 |
3,62 |
246,0 |
2 |
Доходность совокупных активов (ROTA), % |
1,66 |
6,62 |
4,96 |
398,4 |
3 |
Коэффициент автономии (финансовой независимости) |
0,90 |
0,89 |
-0,01 |
98,8 |
4 |
Коэффициент текущей ликвидности |
5,56 |
5,19 |
-0,37 |
93,3 |
5 |
Коэффициент срочной ликвидности |
3,98 |
4,07 |
0,09 |
102,4 |
6 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
2,67 |
2,52 |
-0,15 |
94,5 |
7 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни |
52,4 |
59,8 |
7,4 |
114,0 |
8 |
EBITDA, тыс. руб. |
14 838,5 |
20 973,3 |
6134,8 |
141,3 |
9 |
EBITDA margin, % |
9 |
12 |
3 |
137,1 |
10 |
DEBT/EBITDA, % |
70 |
62 |
-8 |
88,0 |
11 |
Соотношение собственных и заемных средств, % |
863 |
774 |
-90 |
89,6 |
Показатель свободного денежного потока (EBITDA) по итогам 2010 года составил 20973 тыс. руб., что на 41 % выше плана и на 1126 тыс. руб. больше соответствующего показателя за 2009 год. За 2008 год величина данного показателя составила 23956 тыс. руб.
Доля свободного денежного потока в выручке (EBITDA margin) за 2010 год составила 12 %, что на 3 пункта выше планового показателя. При этом в 2008г. и в 2009г. значение данного показателя составило 10 % и 8 % соответственно.
Величина соотношения заемных средств и свободного денежного потока (DEBT/ EBITDA) за 2010 год приняла значение 62 % при плане 70 %. Данное отклонение связано с фактическим ростом прибыли до налогообложения в 4,21 раза по сравнению с планом одновременно с ростом кредиторской задолженности в 1,24 раза. В 2008 году данный показатель составил 58 %, а в 2009 году – 76 %.
Согласно методике оценки финансового состояния ДЗО для целей определения рейтинга кредитоспособности и начисляемых дивидендов по итогам деятельности Общества за 2008 г. и 2009г. предприятию присваивался рейтинг А3, а по итогам 2010 г. – рейтинг А2 «предприятие с устойчивым финансовым состоянием».
Таблица 1.5
Расчет рейтинга финансовой устойчивости предприятия за 2008-2010 г.г.
№ п/п |
Наименование |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
факт |
факт |
план |
факт | ||
1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,80 |
0,53 |
1,31 |
1,55 |
2 |
Коэффициент срочной ликвидности |
2,07 |
2,39 |
3,98 |
4,07 |
3 |
Коэффициент текущей ликвидности |
3,21 |
3,62 |
5,56 |
5,19 |
4 |
Коэффициент финансовой независимости |
0,87 |
0,86 |
0,90 |
0,89 |
5 |
Рентабельность продаж, % |
6,57 |
2,47 |
2,48 |
6,09 |
6 |
Рентабельность собственного капитала (ROE), % |
-1,57 |
1,49 |
0,45 |
4,72 |
7 |
Рентабельность активов (ROA), % |
-1,37 |
1,29 |
0,40 |
4,18 |
8 |
Динамика дебиторской |
7,08 |
58,08 |
-0,76 |
16,71 |
9 |
Динамика краткосрочной |
-37,93 |
8,68 |
-31,04 |
-14,22 |
10 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
1,27 |
1,85 |
2,67 |
2,52 |
Итоговый рейтинг, баллы |
13,75 |
13,25 |
14,00 |
14,50 | |
ИТОГОВЫЙ РЕЙТИНГ |
А3 |
А3 |
А3 |
А2 |
Структура капитальных вложений по направлениям
Всего – 3393,93 тыс. руб., в том числе:
- Оборудование, не требующее монтажа и не входящее в сметы строек – 3393,93 тыс. рублей, 100% в т.ч.:
- Транспортные средства – 3040,93 тыс. рублей, 89,6%.
- Гаражное оборудование – 228,51 тыс. рублей, 6,7%.
- Оргтехника – 102,31 тыс. рублей, 3,0%.
- Инвентарь – 22,8 тыс. рублей, 0,7%
- Новое строительство и расширение – 0 тыс. рублей. (Таблица 3.2.3)
Перечень приобретенного оборудования, не требующего монтажа в 2010 году, с НДС
тыс. руб.
Наименование объекта |
Ед. изм. |
Стоимость 1 ед. оборудования |
Объемы поставки в 2010 году |
Примечание | |
количество |
тыс. руб. | ||||
1. Автомобиль УАЗ-390994 |
шт |
345,0 |
4 |
1380,0 |
|
2. Автомобиль УАЗ-39625 |
шт |
342,3 |
3 |
1026,9 |
|
3. Автомобиль УАЗ-315195 |
шт |
362,5 |
1 |
362,5 |
|
4. Микроавтобус ГАЗ-32213 |
шт |
396,0 |
1 |
396,0 |
|
5. Микроавтобус ГАЗ-22171 |
шт |
422,0 |
1 |
422,0 |
|
6. Стенд регулировки форсунок дизелей М-106 |
шт |
21,0 |
2 |
42,0 |
|
7. Стенд шиномонтажный ШМГ-1 |
шт |
190,77 |
1 |
190,77 |
|
8. Стабилизатор напряжения |
шт |
12,67 |
1 |
12,67 |
|
9. Модернизация системы |
шт |
20,24 |
1 |
20,24 |
|
10. Системный блок |
шт |
12,11 |
1 |
12,11 |
|
11. Монитор |
шт |
5,5 |
1 |
5,5 |
|
12. Системный блок |
шт |
12,08 |
1 |
12,08 |
|
13. Монитор |
шт |
7,53 |
1 |
7,53 |
|
14. Принтер лазерный формат А3 |
шт |
60,0 |
1 |
60,0 |
|
15. Сканер |
шт |
4,9 |
1 |
4,9 |
|
16. Принтер |
шт |
4,61 |
1 |
4,61 |
|
17. Системный блок |
шт |
8,05 |
1 |
8,05 |
|
18. Монитор |
шт |
5,94 |
1 |
5,94 |
|
19. Мотокоса ECHO SRM-22GES |
шт |
8,7 |
1 |
8,7 |
|
20. ККМ Орион |
шт |
13,0 |
1 |
13,0 |
|
21. Автомагнитола |
шт |
3,79 |
1 |
3,79 |
|
Итого |
27 |
3393,93 |
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия