Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы является выявления финансовых результатов деятельности предприятия и рациональное использование активов.
Для написания данной бакалаврской работы определяется задача, какие факторы оказывают влияние на финансовые показатели и, что необходимо принимать руководству ООО «Юг-Переработчик», чтобы повысить доходность.
Важную роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых показателей и хозяйственной деятельности предприятия.
В первой главе курсовой работы даются методические указания для проведения диагностики финансовых показателей и доходности предприятия.
Введение
5
1
Сущность и значение анализа финансового состояния и доходности предприятия
7
1.1
Определение и постановка общей задачи анализа финансовых
результатов
7
1.2
Современные концепции оценки финансовых показателей
предприятия
8
1.3
Основная методика анализа финансовых показателей
11
1.4
Прибыль как форма дохода от предпринимательской деятельности
20
1.5
Анализ связи объема продукции и величины прибыли
27
2
Анализ финансовых результатов деятельности и доходности
предприятия ООО «Юг-переработчик» за 2006-2008 гг.
30
2.1
Организационно экономическая характеристика предприятия
30
2.2
Предварительная оценка финансовых показателей
41
2.3
Анализ платежеспособности и ликвидности активов
45
2.4
Финансовая устойчивость предприятия
49
2.5
Оценка деловой активности и эффективность деятельности
предприятия
56
Заключение
65
Список использованных источников и литературы
Стабильность финансового
положения предприятия в
Для анализа деловой активности используются показатели рентабельности и показатели оборачиваемости.
1.4 Прибыль как форма дохода от предпринимательской деятельности
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных поступлений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия и оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности и виде деятельности.
Законами Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег. Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить следующие ее принципиальные характеристики:
1. Прибыль представляет
собой форму дохода
2. Прибыль является
формой дохода предпринимателя,
3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного ведения этого бизнеса. Вполне вероятно, что в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или причин внешнего, объективного характера, может не только лишиться ожидаемой им прибыли, но и потерять вложенный им в бизнес капитал. Таким образом, прибыль можно рассматривать как определенную плату за риск осуществления предпринимательской деятельности.
4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, и только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.
С учетом рассмотренных характеристик прибыли, можно дать ей, в наиболее развернутом виде, следующее определение. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия (предпринимателя) на вложенный капитал, характеризующий вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
Прибыль является многогранным понятием, зависит от многообразных факторов, принимает различные «обличия», в связи с чем, на практике используются различные признаки ее классификации. В числе таких признаков можно назвать:
Согласно классификационным
признакам прибыль
Таблица 1.6
Классификации прибыли
Классификационный признак |
Виды прибыли |
1 |
2 |
1 Способ отражения прибыли в бухгалтерском (финансовом) учете |
|
виды деятельности |
|
Окончание таблицы 1.6
1 |
2 |
3 Вид хозяйственных операций |
|
4 Состав элементов, формирующих прибыль |
|
5 Режим налогообложения (на предприятии) |
|
6 Достаточность уровня прибыли |
|
7 Период формирования прибыли |
|
8 Степень использования прибыли |
|
Прибыль выполняет три основные функции. Кратко рассмотрим их.
Первая функция отражает прибыль как один из итоговых показателей самостоятельной деятельности предприятия. В этом случае прибыль косвенно отражают все стороны деятельности предприятия, и в сфере производства, и в сфере обращения. Вместе с тем, прибыль не является универсальным показателем работы предприятия, поскольку величина ее также определяется и не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (государственная политика цен, изменение ставок налога с оборота, структурные сдвиги и т. д.). В этой связи имеется необходимость использовать наряду с прибылью и другие показатели эффективности производства (реализованная продукция, производительность труда, скорость оборота оборотных средств и др.).
Вторая функция прибыли - распределительная. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Определенная ее часть поступает в бюджеты в виде налогов и далее, наряду с другими бюджетными доходами используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Третья функция прибыли связана с процессами материального стимулирования работников и экономическим развитием предприятия. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Управление прибылью
подразумевает такие
В рамках решения первой задачи - повышение доходов, должны проводиться оценка, анализ и планирование, в т.ч., выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, ритмичности производства и продаж;, достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загру женность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критической объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.
Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Вторая задача - снижение расходов - подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.
Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т. п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью предприятия в целом.
Следует подчеркнуть, что
фактическая себестоимость