Антиинфляционная политика: способы её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где можно обнаружить одно¬временно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. В плановом хозяйстве инфляция существовала, но носила скрытый характер, главными ее причинами были милитаризация экономики и структурные сдвиги в народном хозяйстве. Для данного типа экономики, а также для экономики переходного типа инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие инфляции. Антиинфляционное регулирование
1.1 Причины, типы и виды инфляции ……………………………………………………….11
1.2 Последствия инфляции. Борьба с инфляцией……………………………………...........13
1.3 Антиинфляционная политика …………………………………………………………….15
1.4 Антиинфляционные меры и методы …………………………………………………….18
II. Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 2.1 Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь………………………….22
2.2 Антиинфляционное регулирование экономики в Республике Беларусь …………..…20
2.3 Основные задачи антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь ……...25
2.4 Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь...29
Заключение……………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Антиинфляционная политика.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Существуют мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и / или фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал «дефляционный топор». Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать ценные государственные бумаги на открытом рынке.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными методами: снизить расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить правила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчислений. Применение многих инструментов фискальной политики требует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весьма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассмариваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным курсом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной заработной платы. В- четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или возможность получения внешних стабилизационных займов под низкий процент.

Тогда во временном аспекте у правительства существует две альтернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осуществляться постепенно в течение длительного периода - политика градуирования или резко - шоковая терапия. В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.

Таким образом, стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом остаются основными инструментами в борьбе с инфляцией.

 

 

2.2 Динамика инфляционных процессов в РБ

Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому в следующем году главной задачей станет привязка курса белорусского рубля к российскому, которую намечено осуществить с 1 января 2004 г. Планируется также, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.

Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в реальном секторе экономики. [17, с. 14]

 Оно также активно  заимствовало денежные средства  у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2003 года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной валюте.

Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми организациями и привлечь кредитные ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому перспективы таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы. [17 .стр.145]

Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г. Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%. По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD. В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП 109-110%. Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в программе. Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго и газоснабжении.

 

 

2.3 Основные направления и задачи антиинфляционного регулирования в РБ

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

• наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

• нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

• активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

•   конверсию военного производства;

• развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Если говорить об экономике нашей страны, то следует принять во внимание следующее:

 Предприятия  республики (по крайней мере, их  значительная доля) функционируют  в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. В существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика — всего лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим), не имеет принципиального значения. [16 .стр. 78]

Таким образом. 1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.

 

 

2.4 Основные направления антиинфляционного регулирования в РБ

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

Основные направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.

Информация о работе Антиинфляционная политика: способы её реализации в Республике Беларусь