Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:55, курсовая работа
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где можно обнаружить одно¬временно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. В плановом хозяйстве инфляция существовала, но носила скрытый характер, главными ее причинами были милитаризация экономики и структурные сдвиги в народном хозяйстве. Для данного типа экономики, а также для экономики переходного типа инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.
Введение…………………………………………………………………………………………3
I. Понятие инфляции. Антиинфляционное регулирование
1.1 Причины, типы и виды инфляции ……………………………………………………….11
1.2 Последствия инфляции. Борьба с инфляцией……………………………………...........13
1.3 Антиинфляционная политика …………………………………………………………….15
1.4 Антиинфляционные меры и методы …………………………………………………….18
II. Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь 2.1 Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь………………………….22
2.2 Антиинфляционное регулирование экономики в Республике Беларусь …………..…20
2.3 Основные задачи антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь ……...25
2.4 Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь...29
Заключение……………………………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………………………….35
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. [14 .стр. 75]
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы
В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек – затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других. Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства и частичного перенесения их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются: - деятельность в направлении создания системы спецификации прав собственности; значительное улучшение состояния рыночной инфраструктуры (юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг, профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый уровень этих услуг обусловлен не только отсутствием свободных средств, но и даже непониманием необходимости этих услуг; - повышение уровня соблюдения деловых контрактов, снижение степени неопределенности в хозяйственных отношениях, что обеспечивается функционированием так называемых «третьих лиц» (арбитражных судов, разного рода общественных объединений), а также существованием «горизонтальных» форм контроля за выработкой соглашений и добросовестным выполнением правовых обязательств непосредственными участниками хозяйственных операций; -постепенное формирование принципов деловой этики, чему может способствовать поощрение организации профессиональных деловых сообществ, которые объединяют предпринимателей, занимающихся сходными видами деятельности, а также создание различных деловых союзов, аналогичных, действующим в странах с развитым рынком. Структуры такого рода призваны содействовать обмену необходимой информацией и оказанию самых разнообразных взаимных услуг; - сокращение количества бюрократических разрешений, связанных с регистрацией и аккредитацией предприятий, лицензированием деятельности, уменьшением числа видов деятельности, подлежащей регламентации; совершенствование законодательной и нормативной базы, особенно механизма реализации принятых законов- реструктуризация предприятий и формирование па этой основе института эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных решений; - всемерное стимулирование и поддержка функционирования малого предпринимательства, создание конкурентной среды. Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений. Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются: • сокращение посреднических организаций; формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков. Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально- технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений. Основными направлениями в развитии оптовых организаций и складского хозяйства являются: • развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих потребности крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.; • совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями; • создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж. Развитие крупных предприятий оптовой и мелкооптовой торговли позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить за счет этого трансакционные издержки. Одним из важных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно- кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно- дисконтные карты магазина. Важное значение имеет совершенствование системы ценообразования -создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения. Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек. С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения. Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих: • постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации• совершенствование принципов и методов ценообразования; • упорядочение организации учета элементов цены, направленное на экономию и противодействие необоснованному отнесению затрат на себестоимость продукции; • прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере; • ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики; • определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой. Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране. Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологического аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен. Ориентация на новые стратегические цели в ближайшей перспективе требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер. 1. Необходимо продолжить политику либерализации системы ценообразования, повысить ее прозрачность. Цены должны формироваться под воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно происходить под воздействием изменений в спросе и/или предложении, а не вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других инструментов прямого регулирования. Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения. Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения. Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства доходов населения будут постепенно сниматься.
На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.
1. Существует ли вообще
в природе первопричина
Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства. Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат.
2. А нужно ли вообще бороться с инфляцией? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития?
3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:
— денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
— налогово-бюджетную политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита, методы его финансирования, уровень и структуру налогообложения;
— политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;
— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.
И если в качественном аспекте вопрос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением эконометрических методов анализа инфляции.
Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией действий Национального банка представляется следующая:
- использование обменного курса для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли;
- формирование
денежного предложения в
- совершенствование
системы рефинансирования
По сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений:
благоприятное — совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;
нейтральное — сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2006 году может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;
неблагоприятное — отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2006 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора. [17 .стр. 34]
Построение эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на данном этапе представляется нецелесообразным, так как экономика в настоящее время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее развития на ближайшие годы.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения. Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.
1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.
2. При осуществлении
3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.
4. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике Беларусь с тем, чтобы в 2005 г. выйти на уровень 10-14% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Таким образом, инфляцию в Беларуси в 2006 году планируется снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной политики на будущий год.
Список использованных источников
Информация о работе Антиинфляционная политика: способы её реализации в Республике Беларусь