Антиинфляционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить: теоретические основы инфляции, особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и перспективные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь и разработка основных направлений государственной политики экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1 Инфляция: сущность, виды, последствия………………………5
История и понятие инфляции…………………………………..5
Причины возникновения………………………………………..7
Методы измерения инфляционных процессов……………….10
Основные виды и типы инфляции……………………………...11
Последствия инфляции…………………………………………13
Антиинфляционная политика государств…………………….16
Методы регулирования инфляции…………………………….16
Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь..20
3.1 Эволюция государственного регулирования инфляции……...20
3.2 Основные методы антиинфляционного регулирования……...23
3.3 Инфляция в настоящее время…………………………………...25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Антиинфляционная политика в РБ.docx

— 112.56 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2 Основные методы антиинфляционного  регулирования

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 90-х годах ХХ века и в последующие годы нынешнего  столетия позволяет разрабатывать  достаточно гибкие и эффективные  антиинфляционные меры с учетом опыта  высокоразвитых стран и стран  с переходной экономикой.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить  на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразованию.

Первый комплекс включает меры по:

-   регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

- поиску  путей удешевления импортных  энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

-   снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

-   реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

-   сокращению транзакционных издержек  и др.

Второй комплекс охватывает меры по:

-   регулированию объема и структуры  денежной массы;

- проведению  эффективной процентной политики  по кредитам и депозитам;

-   сокращению скорости оборота  денег;

-   регулированию резервных требований;

-   ограничению бюджетного дефицита;

-   регулированию доходов населения;

-   сокращению неплатежей;

-   стабилизации белорусского рубля  и др.

 

Третий комплекс предусматривает  меры по:

-   государственному регулированию  цен на продукты и услуги  первой необходимости;

-   государственному регулированию  цен на товары монополистов;

-   регулированию ввоза товаров  и услуг;

-   регулированию уровня рентабельности;

-   стимулированию спроса за счет  роста производства;

-   ограничению инфляционных ожиданий;

-  ликвидации  ценовых перекосов, диспропорций  и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются “Основные направления денежно-кредитной политики”, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. [8]

 

 

3.3  Инфляция в настоящее  время

Концовка  минувшего года и начало текущего свидетельствуют, что экономическим  властям удалось вывести страну из инфляционной спирали. В декабре  рост цен замедлился до 2.3%, а в  январе составил 1.9%. В последний  раз месячная инфляция в таких  пределах была зафиксирована в марте 2011 года. Впрочем, говорить об устойчивом изменении тенденции, судя по всему, пока рано. Высокие девальвационные  и инфляционные ожидания в Беларуси по-прежнему сохраняются.

В 2012 году инфляция запланирована на уровне 19-22% против 108.7% в 2011-м. Замедлить инфляцию в последние месяцы удалось за счет расширения зоны административного  контроля за ценами, а также стабилизации валютного курса и ужесточения  денежно-кредитной политики. По прогнозу Минэкономики, инфляция должна замедляться и дальше, поскольку курсовое влияние на цены сегодня практически равно нулю. Все прекрасно помнят, что в 2011-м цены раскручивала девальвация национальной валюты, ставшая следствием дисбалансов внешней торговли и мягкой денежно-кредитной политики последних лет. Поэтому в процессе сдерживания роста инфляции многое будет зависеть от ситуации на валютном рынке.

Производители не очень оптимистичны в своих  оценках по поводу замедления цен. Как  свидетельствует мониторинг белорусских  предприятий, который проводит Национальный банк, инфляционные ожидания производителей хотя и несколько замедлились, но по-прежнему остаются высокими. В результате таких ожиданий, чтобы минимизировать риски, предприятия стремятся заложить в свой товар более высокую  цену. На рост цен производителей влияют высокие издержки, в первую очередь  материальные затраты. Правительством принята программа действий по их сокращению в реальном секторе. Однако снизить затраты при сложившейся структуре производства – высоком уровне материало- и энергоемкости и росте цен на сырье и материалы будет не просто.

К очередному витку инфляции может привести повышение  доходов населения, не подкрепленное  аналогичным ростом производительности труда. Такая ситуация характерна для  экономики страны в последние  годы. На 2012 год рост номинальной  заработной платы работников бюджетной  сферы запланирован в 1.7 раза. Средства для этих целей предусмотрены, и  печатный станок не должен стать их источником. Однако есть риск, что более  существенное повышение зарплаты бюджетникам  потянет за собой увеличение зарплаты в реальном секторе, что, в свою очередь, может обернуться всплеском инфляции.

Прошлогодние  трудности на валютном рынке стали  отражением проблем в реальном секторе  экономики. Они обусловлены низкой конкурентоспособностью белорусской продукции при высокой энергоемкости, материалоемкости и импортоемкости. Это вело к росту отрицательного сальдо торгового и платежного баланса страны, который приходилось закрывать из золотовалютных резервов.

Инфляция  зависит от дисциплинированности в  денежно-кредитной политике. В 2011-м  году государство стимулировало  экономический рост во многом за счет печатного станка, “работавшего” на финансирование различных госпрограмм. И хотя Нацбанк предпринимал меры по сокращению объемов эмиссии, она была значительной. По соглашению с ЕврАзЭС с середины года центральный банк прекратил выдачу коммерческим банкам льготных кредитов на поддержание ликвидности, попутно изъяв из обращения 6.2 трлн. Br. В то же время финансирование госпрограмм продолжалось за счет ресурсов правительства в объеме 12.9 трлн.Br. В итоге общая сумма эмиссии за минувший год составила 6.7 трлн.Br. В текущем году Национальный банк намерен придерживаться жесткой эмиссионной политики, выдавая ресурсы банкам только на рыночных условиях.

Прирост рублевой денежной массы в 2012 году ожидается  на уровне 4.2-4.7 трлн.Br (на 21-25%). В минувшем году она росла как снежный ком, увеличившись на 64.3% до 43.354 трлн.Br. Это в 2.2 раза больше, чем планировалось. Впрочем, значительную часть поступивших в оборот рублей “съела” инфляция. В реальном выражении рублевая денежная масса снизилась на 21.3%. Объем наличных денег в обороте в минувшем году также значительно вырос – на 49.4% до 6.712 трлн.Br. Основной прирост пришелся на период с мая по октябрь, когда девальвационные и инфляционные ожидания были особенно велики. Не имея полноценного доступа к покупке иностранной валюты, население и организации вместо сбережения предпочитали приобретать товары и услуги, снимая наличные денежные средства со своих счетов.

Повысить  привлекательность к рублю как средству сбережения позволил резкий рост процентных ставок в конце года. Средняя ставка по срочным вкладам в национальной валюте в декабре составила 53.6%. При этом декабрьский рост срочных депозитов в белорусских рублях обеспечил более трети из годового прироста: 3.37 трлн. Br и 9.1 трлн. Br соответственно. Тем не менее, существенного перетока в рублевые депозиты не наблюдалось. Более 80% прироста срочных рублевых депозитов в декабре пришлось на долю юридических лиц. Высокие ставки по депозитам даже привели к переизбытку рублевой ликвидности у частных банков, в результате чего с середины января они стали понижать проценты по вкладам. Похожая тенденция проявилась и на рынке валютных депозитов. Представители банков отмечали, что сложилась парадоксальная ситуация – предприятия предпочитали вкладывать рубли в депозиты, вместо того, чтобы направлять их в оборот. Это можно объяснить тем, что доходность по вкладам в декабре и январе значительно превышала прибыльность любого бизнеса. Такие операции особенно выгодны на фоне укрепления белорусского рубля: в декабре обменный курс национальной валюты укрепился к доллару на 3%, а в январе не изменился. Однако в случае ослаблении национальной валюты многие держатели коротких депозитов предпочтут “вернуться” в валюту, что может создать дополнительные риски для стабильности валютного рынка. Тем более, что на нем сегодня наблюдается дисбаланс: доля валютной составляющей денежной массы по итогам 2011 года более чем в 1.5 раза превышает рублевую.

Стабильность  на валютном рынке после устранения множественности курсов достигается  за счет притока валюты в банковскую систему страны со стороны предприятий  и населения. В ноябре 2011 года физические лица продали банкам наличной валюты на чистой основе  на 166.4 млн. USD, в декабре – 175 млн. USD. Всего же за 2011 год население продало банкам наличной иностранной валюты на 470.1 млн. USD больше, чем купило. Несмотря на определенный перелом, представителям власти придется приложить немало усилий, чтобы снизить долларизацию, которая возросла в экономике, и вернуть доверие к белорусскому рублю. [4]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном  мире существует немало проблем, которые  мы можем со всеми основаниями  назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономику многих стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно не побеждена, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как Республика Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.

Следует отметить тот факт, что в современной  экономической действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого, ибо она часто порождается  комплексом взаимосвязанных экономических, социальных и политических причин, субординировать которые далеко не просто, тем боле что сама инфляция весьма динамична и изменчива.

Таким образом, в  своей работе я попытался раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики сегодня, проанализировал  проведение борьбы с инфляцией в  переходной экономике Республики Беларусь.

Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.

Стало понятно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования  является успешное проведение денежно-кредитной  политики, стабилизация обменного курса  белорусского рубля, стабильность цен  на товары и услуги.

Следует подчеркнуть, что в сложившейся  ситуации правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. Любая попытка  в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку  инфляции. Запланированные параметры  по курсу должны быть выполнены.

Среди других монетарных инструментов уменьшения инфляции наряду с сокращением денежной эмиссии  следует отметить снижение дефицита госбюджета, проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и др. Необходимо проведение мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в страну. Целью денежно-кредитной политики должно быть создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни народа.

Таким образом, правительство нашей страны и  Национальный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики государства.

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Актуальные проблемы экономического развития Республики Беларусь и       его правовое регулирование / [научный редактор Г.Б.Шишко].- Минск :    Интегралполиграф, 2009. – 455с.
  2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардиванян, В.Г. Василега и др. – Минск : НИЭИ Минэкономики, 2002. – 175с.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика : учебник для ВУЗов. 4-е издание. Стандарт третьего поколения. Питер, 2011. – 448с.
  4. Выйти из спирали. И не попасть в новую. Д. Ермак  // Финансы, учет, аудит. 2012, № 2, с. 9-12.
  5. Инфляция в Беларуси: что, как и почему / В.В. Гаврилюк, Е.К.  Медведев, Т.Н. Миронова и др. – Минск : ПКФ “Вэвэр”, 1996.- 95с.
  6. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования / Андрианов В.Д. – Москва : Экономика 2010. – 181с.
  7. Курс макроэкономики в таблицах и схемах : учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева – Минск. 2010, - 144с.
  8. Макроэкономика : ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Зубко, И.М. Зорина, А.Н. Каллаур, Минск 2010, - 192с.
  9. Макроэкономическое регулирование : Роль государства и корпораций, учебное пособие, под редакцией В.М Соколинского, Москва 2010, 248с.
  10. Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е издание, переработанное и дополненное / Э.А. Лутохина / Минск 2010.-442с.
  11. Никитин, С., Степанова, М. Инфляция и антиинфляционная политика:         зарубежный и отечественный опыт. – МЭ и МО, 2008, №4, с.16-20.
  12. Сборник научных статей Международной научно-практической конфернции “Социально-экономические проблемы и перспективы развития организаций и регионов Беларуси в условиях европейской интеграции”, 23-24 октября 2007 г. / [главный редактор В.В. Пятов]. Витебск : ВГТУ, 2007. – 293с.
  13. Чалых Е.В. Инфляция и антиинфляционная политика / Чалых Евгений Владимирович. – Воронеж, 2011.- 19с.
  14. Управление в социальных и экономических системах / Н.В. Суша. – Минск : Издательство МИУ, 2008. – 429с.

Информация о работе Антиинфляционная политика в РБ