Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является сбор и анализ теоретического материала по инфляции, а так же следует проанализировать эффективность антиинфляционной политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1.Социально-экономические последствия инфляции………….. . 4
Сущность и виды инфляции………………………………………. 4
Социально-экономические последствия инфляции …………….. 9
Связь инфляции и безработицы. Кривая Филипса……………. . 11
Сущность и необходимость антиинфляционной политики…… 13
Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в России……. ... 22
2.1. Инфляционные процессы современной России…………………22
2.2 Меры антиинфляционной политики……………………………..28
Заключение……………………………………………………………….33
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.80 Кб (Скачать файл)

При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.).

Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.

3.Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в России.

2.1. Инфляционные процессы  современной России.

Инфляционные ожидания представляют собой «предполагаемые, прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую кредитно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов, предполагаемый объем прибыли» . Актуальность исследования проблемы обусловлена применением в российской экономике режима инфляционного таргетирования, представляющего собой воздействие на уровень инфляции путем изменения других макроэкономических переменных через денежно-кредитное регулирование. Данный комплекс мер обычно состоит из следующих стадий:

— планирование показателя на определенный период времени;

— выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, с помощью которых достигается запланированный уровень таргетироваемого показателя;

— применение выбранных инструментов;

— анализ эффективности проводимой политики, заключающейся в сравнении запланированного уровня показателя с реальным.

Кроме того, в России наблюдается постепенное снижение роли государственного вмешательства, что является характерным признаком рыночной системы. В денежно-кредитной сфере это нашло отражение в уменьшающейся роли Центрального Банка при регулировании валютного курса. Наблюдается снижение проводимых валютных интервенций, способ таргетирования выходит на первый план. Его применение возможно в случае, когда показатели, характеризующие экономическую систему, предсказуемы и механизм денежной трансмиссии результативен. Инфляционные ожидания формируют макроэкономические показатели. Ожидания ускорения роста цен, а значит, и увеличения процентных ставок, уменьшают как объем инвестиций, так и совокупный спрос, что отражается на величине выпуска продукции. Личные прогнозы уровня цен не являются существенным фактором, однако, если эти прогнозы совпадают у большинства населения, под их воздействием происходит корректировка экономических показателей. Наиболее опасна ситуация, когда затяжной рост цен порождает устойчивые инфляционные ожидания, что придает инфляции самоподдерживающийся, инерционный характер. Под влиянием устойчивых ожиданий раскручивается инфляционная спираль. Инерционная инфляция особенно неблагоприятна, так как ее трудно преодолеть. Сложнее всего преломить настрой экономических агентов, изменить их поведение. Стимулирующая кредитно-денежная политика может лишь усилить ожидания инфляции. Формируется инфляционная спираль: инфляционные ожидания — повышение уровня цен — новые инфляционные ожидания — новое повышение уровня цен и т.д.

Инфляционные ожидания в основе содержат предположения о темпах инфляции на определенную перспективу, тем самым определяя деятельность хозяйствующих субъектов на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках. Под влиянием высоких инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты размещают свои активы в товарные запасы, стабильную конвертируемую валюту, недвижимость и другие рыночные ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Низкие инфляционные ожидания, напротив, способствуют стремлению хозяйствующих субъектов к вложению своих денежных средств в производство, инвестиционные проекты и т. п.

Переход российской экономики к рыночной системе сопровождался гиперинфляцией, после которой экономические субъекты долгое время ожидали худшего варианта развития событий относительно различных аспектов экономической жизни. Это касалось и инфляции. В 1992 году после либерализации цен инфляция составила 1600%, далее этот показатель снижался до 11% в 1997 году, но в 1998 году вырос до 84,4%. Динамика более позднего периода представлена на рис. 4.

Гиперинфляция отражала разрыв огромных масштабов между денежной и товарной массой: до 1994 года дефицит государственного бюджета финансировался денежной эмиссией, после — рыночными займами. Рыночные займы, в отличие от денежной эмиссии, вызывают не увеличение денежной массы в обращении, а перераспределение средств. Кроме того, до 1999 года наблюдался отрицательный прирост ВВП или спад производства.

Рис. 4. Динамика роста цен, %

Высокие инфляционные ожидания провоцируют рост цен. При переходе к рынку они являлись одной из причин инфляции, наряду со следующими составляющими характеристики российской экономической системы:

— дефицит государственного бюджета;

— монополизированная структура экономики;

— мягкая денежная политика Центрального Банка;

— интеграция национальной экономики в мировую.

Таким образом, трансформационный спад, предполагающий изменение условий хозяйствования, затронул все стороны экономической жизни, что негативно отразилось на инфляционных процессах. Проблемы функционирования плановой экономической системы приобрели открытый характер и усугубились вследствие «болезненного» перехода к рынку.

Волны кризисов также нашли свое отражение в динамике роста цен: в период 1998–1999 гг., а также в 2008 г. наблюдается рост уровня инфляции. Исключая эти годы, начиная с 1999 г. динамику данного показателя можно охарактеризовать как плавно снижающуюся. Минимальное значение уровня инфляции достигнуто в 2011 году и составляет 6,1%.

Вместе со снижением уровня инфляции уменьшаются инфляционные ожидания. Экономические субъекты осуществляют долгосрочное планирование деятельности, повышается доверие к банковскому сектору, увеличивается объем сбережений и инвестиций. Кроме того, поведение экономических субъектов при низких инфляционных ожиданиях легче подвергается прогнозу, соответственно, проведение денежно-кредитной политики становится результативнее, поскольку нужным образом происходит передача импульсов в реальный сектор экономики, являющейся целью функционирования механизма денежной трансмиссии.

Российская денежная система в настоящее время имеет специфические черты, среди которых — низкий уровень монетизации хозяйства, представляющий собой отношение денежной массы к объему ВВП. Данный показатель характеризует обеспеченность экономики денежными средствами, необходимыми для хозяйственной деятельности. Монетизация тесно связана с инфляцией. При повышении уровня инфляции уровень монетизации понижается, так как уменьшается ценность денег. Напротив, при снижении инфляции уровень монетизации стабилизируется и повышается.

Динамика данного показателя в России представлена на рис.5.

Рис. 5. Динамика уровня монетизации.

Инфляция и сложившиеся инфляционные ожидания в экономической системе взаимозависимы. С одной стороны, стабильный высокий уровень инфляции провоцирует высокие инфляционные ожидания. С другой, ожидания роста цен экономическими субъектами являются причиной повышения уровня инфляции. Формирование инфляционных ожиданий происходит путем анализа общей экономической ситуации и уровня инфляции в прошлом.

В свою очередь, высокая инфляция имеет ряд негативных последствий, прежде всего, это уменьшение сбережений и инвестиций, следствием чего является снижение совокупного спроса и объемов производства. Кроме того, к последствиям можно отнести снижение реальных доходов населения, в первую очередь, с доходом ниже прожиточного минимума, а также стимулирование спекулятивных операций, сохранение неконкурентоспособных предприятий.

Исследование макроэкономических показателей, характеризующих экономическую систему современной России, выявило ряд положительных тенденций, формирующих инфляционные ожидания:

    • уменьшение уровня инфляции;
    • повышение уровня монетизации;
    • снижение доли наличности в денежной массе;
    • уменьшение скорости обращения денег;
    • рост денежного мультипликатора.

Следствие данных тенденций — снижение инфляционных ожиданий в современной России — положительно отражается на объеме ВВП и является предпосылкой экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Меры антиинфляционной  политики .

Зная тип инфляции, ее причины, можно выработать антиинфляционную политику и регулирующие программы. Целесообразно три параллельные экспертные группы, представляющие разные экономические подходы. Группа специалистов из Центробанка, Минфина и Минэкономразвития РФ увязывает стратегию удвоения ВВП с адекватной фискальной и денежно-кредитной политикой. Группа ученых анализирует и предлагает меры по развитию институциональной структуры экономики, способствующей синхронизации товарных и денежных потоков на национальном рынке. Другая группа ученых – специалистов по направлениям экономического анализа обосновывает меры по регулированию процессов, вызывающих и ускоряющих инфляцию. Важно системно определить рычаги и инструменты подавления инфляционных процессов в предстоящие три- пять лет. Точно оценив причины инфляции, можно задействовать и силы ее сдерживания.

 Первая подпрограмма  включает меры по развитию  и регулированию производственной  инфрастуктуры. Электроэнергия, тепло, вода, газ, горючесмазочные материалы, металл, цемент, транспортировка, складское хозяйство должны быть доступны всем товаропроизводителям, а тарифы на инфраструктурные услуги необходимо стабилизировать, а в перспективе снижать, проводя политику экономии издержек по всем инфраструктурным отраслям.

 Вторая подпрограмма  признана снизить запросы рыночных  посредников – банков и оптовиков. На переходный период целесообразно  ограничить законом банковскую  маржу и оптовые оценки. Пример  могут показать некоторые банки(Внешторгбанк, Сбербанк). На рынках металла, цемента, пиломатериалов можно уменьшить цены посредством конкуренции создаваемых государственных оптовых закупочных компаний. Как Центробанк регулирует рыночными методами валютный курс, так же могут действовать и государственные или смешанные товарные биржи.

 Третья подпрограмма  должна включать меры по искоренению  криминала в экономике и легализации  деятельности теневого бизнеса. Налоговое администрирование крупных, средних и малых предприятий  должно отличаться по методам и инструментам.

Систему мер по снижению инфляции необходимо рассматривать в контексте: во-первых, с мерами, направленными на поддержание макроэкономической стабильности;  во-вторых, с комплексом мер по стимулированию экономического роста, развитию конкуренции и улучшению инвестиционного климата;  в-третьих, с мерами по решению социальных проблем. Снижение инфляции необходимо рассматривать вместе с комплексом мер по стимулированию роста производства.

  В условиях сложившегося  дисбаланса спроса и предложения  на потребительском рынке, повышение темпов роста социальных расходов бюджета по сравнению с уровнем, предусмотренным перспективным финансовым планом, неизбежно будет усиливать рост цен. В настоящее время номинальный прирост доходов населения в 2,5-3 раза опережает прирост предложения потребительских товаров (а предложение отечественных товаров в 9-10 раз). При этом на рынке мясомолочной продукции дисбаланс, даже при возобновлении роста импорта сохранится в значительных размерах в ближайшие три-четыре года. Этот дисбаланс приводит к тому, что даже при рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается. 

  Наряду с проведением  консервативной бюджетной и денежной  политики для снижения инфляции  до целевых ориентиров необходимо  повышение темпов роста предложения  товаров и услуг, а также повышение  склонности населения к сбережению  и инвестированию в финансовые  активы. Надо задействовать антиинфляционных эффект экономики предложения, а не только политики ограничения спроса.

  По мнению Минэкономразвития  России, поддержание высоких темпов роста экономики, проведение модернизации социального и оборонного секторов требует определенного увеличения непроцентных расходов бюджета. Это может способствовать и увеличению темпов инфляции, однако инфляционных эффект текущих и инвестиционных расходов бюджета различен. При увеличении текущих социальных расходов на 1 процентный пункт, по оценке Минэкономразвития России, инфляция повышается на 0,6-0,7 процентов, а рост ВВП – на 0,1-0,15 процентных пункта. При увеличении инвестиционных и других расходов развития на ту же величину инфляционный эффект оказывается ниже (около 0,3-0,4%), а вклад в рост ВВП выше (0,2 процентных пункта в первом и 0,3 процентных пункта в следующем году). Отсутствие эффективных мер по снижению налоговой нагрузки на экономку, а также сокращение непроцентных расходов бюджета относительно ВВП, особенно за счет инвестиционной компоненты, окажет слабое влияние на сдерживание инфляции, но неизбежно негативно скажется на темпах роста и затормозит структурные преобразования.

  Сдерживание роста  цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения  налоговой нагрузки и ослабления  ее зависимости от динамики мировых цен:

Уточнение порядка установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена организация биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

  Сдерживания роста  цен (тарифов) на продукцию естественных  монополий, в том числе для населения.

  Снижение издержек  субъектов естественных монополий  на основе анализа их финансовых  планов и инвестиционных программ.

  Подготовлены изменения  и дополнения в Федеральный  закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс.

   С целью сдерживания  роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий Правительству  Российской Федерации рассмотреть  программы естественных монополий по сокращению издержек.

   Разработать перечень  видов услуг субъектов естественных  монополий, которые оказываются  ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и  при необходимости, ограничения роста этих тарифов. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства