Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п.

Содержание

1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
1.1 Понятие инфляции причины возникновения и ее экономические последствия
1.2 Антиинфляционная политика, ее цели и инструменты
2. Шоковая терапия и градуирование в странах переходной экономики
2.1 Шоковая терапия в странах переходной экономики
2.2 Градуирования в странах переходной экономики
3. Результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1 Особенности антиинфляционных процессов в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРЕ.docx

— 522.53 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что  эмиссия вызвана нереформированностью экономики, низкой эффективностью социально-значимых секторов – производство продовольствия и строительство жилья – и, как следствие, невозможностью функционирования экономики без прироста кредитной массы и без инфляционного перераспределения ресурсов от эффективно работающих предприятий и населения в неэффективные сектора с отрицательной добавленной стоимостью (сельское хозяйство).

Может ли инфляции быть выгодной? Задумаемся над фактом неравномерности инфляционного  роста цен. Каждый из нас может  назвать товары, цены на которые  выросли в сотни, в то же время  есть продукция и услуги, где цены поднялись всего лишь в десятки  раз. Мы наблюдаем также, что повышение  заработков у основной части трудящихся не поспевает за ростом потребительских  цен. Как правило, наиболее уязвимыми  оказываются получатели низких доходов, поскольку галопирующий рост цен  охватывает прежде всего товары первой необходимости.

У малоимущих слоев населения продукты первой необходимости поглощают практически 100% реального дохода, остающегося  после оплаты коммунальных услуг. А  цены на эти продукты растут ускоренным темпом. Социальные меры по поддержке  необеспеченных слоев, несомненно, нужны, хотя в условиях форсированной инфляции они не решают проблемы.

От инфляции страдают предприниматели и работники, занятые в отраслях с медленной  оборачиваемостью капитала, сезонным характером производства, специализированной продукцией со слабой эластичностью предложения.

От инфляции страдают государственные служащие, зарплата которых фиксирована (учителя, медики, работники связи и т.п.). Убытки терпят также кредиторы, предоставившие долго- и среднесрочные ссуды  под фиксированные или слабовозрастающие проценты. Терпящей бедствия стороной становятся получатели пенсий, страховок, арендных или коммунальных платежей, а также, конечно, лица, пытающиеся сохранить свою денежную наличность.

В условиях гиперинфляции  происходит демонтаж социальных стандартов, обязательств государства и предприятий. Страны втягиваются в социально-политический кризис, грозящий мерами чрезвычайного  порядка.

Кому же может  «повезти» в условиях инфляции? Это:

  • посредникам, занятым перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты;
  • экономическим агентам и физическим лицам, сумевшим получить кредиты;
  • лицам, вложившим деньги в недвижимость, картины и прочие ценности;
  • специфической для Беларуси (стран СНГ) группе, олицетворяющей госмонополистические структуры.

Еще в Риме печатание законных платежных средств являлось и является последним резервом, крайней мерой всякого правительства», – замечает Дж.М. Кейнс.

В целом, однако, инфляция не создает благоприятной  атмосферы для проявления предпринимательских  талантов. Здесь, скорее, работают случайные  обстоятельства, далекие от профессионального  мастерства и трудолюбия. Обычными следствиями быстрого роста цен  становятся своеобразные инфляционные психозы, потеря доверия к сберегательным учреждениям и банкам, социально-политические кризисы.

Итак, мы определили, что инфляция явление крайне негативное для экономики в целом и  в частности, рассмотрели показатель расчета инфляции, узнали, что выделяют инфляцию спроса и инфляцию издержек, рассмотрели основные виды инфляции, и ее социально-экономические последствии для субъектов хозяйствования и страны в целом.

 

1.2 Антиинфляционная политика, ее цели и инструменты

 

Антиинфляционная  политика — макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в  том, чтобы установить контроль над  инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они  большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы  на время умерить инфляционное напряжение.

Антиинфляционная  политика осуществляется посредством  стратегии и тактики, предусматривающих  систему мер, связанных с борьбой  с инфляционными процессами. Она  может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная  политика включает в себя:

  • регулирование совокупного спроса;
  • регулирование совокупного предложения.[4, c.49]

Первое направление  предпочитали кейнсианцы, второе — монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая  антиинфляционная политика приводит к  углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться  дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его с помощью государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

Монетаристское  направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы (рис. 1.3) и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

 

Рис. 1.3. Шоковая  терапия

 

Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной  практике и в прошлом, и в настоящем  при переходе от государственной к рыночной экономике. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они включают три основные идеи.

Первая идея — рыночные отношения являются единственным средством избавления от всех недостатков  и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость  как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все  трудности и социально-экономические  издержки.

Вторая, центральная, идея — широкое использование  свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы  независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.

Третья идея — переход от государственной  к рыночной экономике — неизбежно  связана с заметным снижением  жизненного уровня населения, главным  образом в результате инфляции и  безработицы.

Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько  далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы  независимых производителей.

Вариантом шоковой  терапии выступает денежная реформа  конфискационного типа — обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Только в  условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или  их быстрого становления срабатывает  стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефициты. В результате происходят параллельное насыщение рынков и от-носительная стабилизация цен.

При чрезмерно  разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке  и развитию производства, а принимает  характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и др. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».

Другим методом  монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис.1.4).

 

Рис. 1.4. Постепенное  снижение инфляции (градуирование);

 

Этот метод  предполагает постепенно сбивать темпы  роста денежной массы посредством  многократного, но незначительного  снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно. [5, с.53]

Однако политика постепенного снижения темпов роста  денежной массы нередко порождает  инфляционную инерцию — прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов.

Индексация  — это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста  общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.

Выбор метода «шоковой терапии» и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы  зависит от социально-экономической  обстановки в стране. Обе эти концепции  предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских  государств. Кроме того, в теории перехода к рыночной экономике постсоветских  экономик существует «гетеродоксальный» подход, комбинирующий элементы «шоковой терапии» и «градуалистской» теории. Дилемма «шоковая терапия — градуирование» вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетаристским методам  борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Политика  регулирования цен и доходов  означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А. Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность. [6, c. 13]

Изменение структуры  налогов, сокращение доли прямых налогов  и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов. Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:

  • эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;
  • одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;
  • предотвращение «импорта инфляции».

Многообразные негативные социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямые и косвенные.

Косвенные методы:

  • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

  • Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
  • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • Государственное регулирование цен;
  • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса. [7, c. 120].

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования