Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п.

Содержание

1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
1.1 Понятие инфляции причины возникновения и ее экономические последствия
1.2 Антиинфляционная политика, ее цели и инструменты
2. Шоковая терапия и градуирование в странах переходной экономики
2.1 Шоковая терапия в странах переходной экономики
2.2 Градуирования в странах переходной экономики
3. Результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1 Особенности антиинфляционных процессов в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРЕ.docx

— 522.53 Кб (Скачать файл)

Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а  также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных  денежных реформ.

 

2. Шоковая  терапия и градуирование в странах переходной экономики

 

2.1 Шоковая  терапия в странах переходной  экономики

 

Шоковая терапия  — экономическая теория, а также  комплекс радикальных экономических  реформ, базирующихся на этой теории. Эти  реформы, как декларируют постулаты  «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод  её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация  цен, сокращение денежной массы и  приватизация убыточных государственных  предприятий.

Когда в стране инфляция достигнет таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, тогда первоочередной задачей экономической  политики правительства становится подавление инфляции. Как следует  из модели инфляции, необходимым условием ее возникновения является ускорение  темпа роста количества денег, находящихся  в обращении. Этот вывод подтверждается и фактическими данными, приведенными на рис 2.1. Несмотря на существующие в  каждой стране национально-институциональные  особенности, между темпами инфляции и роста предложения денег  наблюдается тесная корреляционная зависимость. [8, c. 40]

 

Рис. 10.25. Среднегодовые  темпы прироста М2 и темпы инфляции в 1993-1995 гг.

 

Поэтому остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными  факторами она порождена, можно  только при снижении темпа предложения  денег. Выбор у правительства  имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко (шоковая терапия) или  постепенно (градуирование). Поскольку неизбежным следствием снижения темпа прироста денежной массы, как следует из модели инфляции, является снижение совокупного спроса, уровня производства и занятости, то эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в  том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Поскольку , то инфляция пойдет на убыль, снижая, однако, и объем производства.

Постепенное снижение темпа роста денежной массы  может восприниматься как свидетельство  неуверенности правительства в  правильности выбранной цели экономической  политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В такой ситуации инфляционные ожидания не способствуют снижению инфляции.

Примером  удачной шоковой терапии может  служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После  либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень  инфляции резко снизился, сопровождаясь  на первых порах сокращением ВНП (таблица 2.1). [9, c. 150]

 

Таблица 10.5 Рост денежной массы, инфляция и динамика ВНП в Польше в 1990-1997 гг.

Год

Среднемесячный прирост денег, %

ИПЦ за год, %

Прирост ВНП, % к предыдущему году

1990

6

585,5

-11,6

1991

5

70,3

-7,6

1992

3

43

1

1993

2,5

35,3

3,8

1994

2

32,2

5

1995

1,7

27,8

7

1996

1,03

18,5

6,1

1997

1,05

13,2

6,9


 

Среди республик  бывшего СССР примерами успешно  проведенной шоковой терапии  можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии, в меньшей  степени в Литве (рис. 10.25, слева). Введя собственную валюту, эти  страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано  большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму.

В России, инфляцию практически удалось остановить в 1996-1997 гг. Основными средствами ее подавления послужили резкое снижение темпов предложения денег, таблица 2.1, прекращение финансирования дефицита госбюджета федерального бюджета за счет кредитов Центрального банка, введение с июля 1995 г. «валютного коридора» для обменного курса рубля к доллару США, директивное ограничение роста цен на продукцию естественных монополий.

 

Таблица 2.1. Рост предложения денег в России в 1992-1997 гг.

Год

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Прирост М2, %

668

509

300

226

134

130


 

Одним из вариантов  шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или  совмещенной с ней) денежной реформы  конфискационного типа с последующим  проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной подавленная к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу (новых) денег по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы.

Эта реформа  позволила, несмотря на отмену карточной  системы, снизить розничные цены в среднем на 17%, а по сравнению  с коммерческими - в 2.5-3 раза.15 Однако следует иметь в виду, что такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте лишь при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. [9, c. 225]

Таким образом, «шоковая терапия» предполагает использование чисто монетаристских антиинфляционных мер, т. е. либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание государственного сектора экономики, ограничение роста денежной массы, сокращение социальных программ, ограничение роста национального дохода и следовательно, шоковая терапия предполагает подавление инфляции за счет населения.

 

2.2 Политика  градуирования в странах переходной экономики

 

По-иному влияет на инфляционные ожидания экономических  субъектов политика постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Продолжительная инфляция сокращает спрос на отечественные деньги и ведет к «долларизации» экономики.

При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы - градуирования - инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции.

Так, в Израиле  индексация способствовала росту инфляции с 40% в 1974 г. до 130% в 1980-м и 425% в 1984 г. В  середине 80-х гг. в большинстве  стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращена. [9, c. 290]

Как свидетельствует  опыт, политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении. Примеров успешного проведения этой политики, когда инфляция достигает нескольких сотен или тысяч процентов в год, нет.

При градуировании не происходит столь глубокого спада, как при шоковой терапии, но и темпы инфляции снижаются незначительно.

В Эстонии  в 1992 г. в условиях быстрого роста  цен была проведена денежная реформа, в ходе которой в обращение  была введена полностью конвертируемая национальная валюта - эстонская крона. Ее обменный курс был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8 крон = 1 немецкая марка. На момент введения кроны ее курс был, по разным оценкам, в 4-10 раз ниже рассчитанного на основе паритета покупательной способности  по отношению к основным конвертируемым валютам. Занижение курса предполагало создание благоприятных условий  для национального экспорта и  обеспечения экономического роста.

Денежная  база (деньги в обращении и резервные  счета коммерческих банков в центральном  банке) полностью обеспечивалась золотовалютными  резервами Банка Эстонии, независимость  которого от правительства была законодательно закреплена. Это полностью исключало  внутренний кредит правительству и  коммерческим банкам. Другими словами, при данной системе Центральный банк не может финансировать бюджетный дефицит путем денежной эмиссии (в 1992 г. в Эстонии в связи с введением валютного совета было принято решение снизить запланированный дефицит госбюджета в размере 4% к ВВП до 0% (фактически он составил 0,2% к ВВП). Основу инвалютных резервов Эстонии составляет золотой запас, находившийся на хранении в зарубежных центральных банках (97,8% активов банка Эстонии составляют зарубежные активы).

Важнейшей целью  Банка Эстонии стало обеспечение  конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской  кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций. Ожидания девальвации  кроны не влияли на текущее поведение  торговых партеров, поскольку процедура  девальвации по закону требует решения  парламента, что дает достаточно времени  для учета изменившихся условий.

Результатом проведения такой постепенной макроэкономической политики в Эстонии явилось снижение инфляции, процентных ставок по кредитам, начался экономический рост. Вместе с тем так же, как в Литве, в Эстонии происходил рост реального  курса кроны, что привело к  снижению конкурентоспособности продукции  и соответственно к росту отрицательного сальдо торгового баланса. Однако платежный  баланс Эстонии остается положительным  за счет притока прямых иностранных  инвестиций и прироста государственных  валютных резервов.

Венгрия и  Польша для стабилизации ситуации на основе валютного курса использовали вариант «ползущей привязки».

К преимуществам  постепенной политики относится  в первую очередь сохранение относительной  социальной стабильности: медленный  рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду  программам структурной перестройки  и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются  иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К  недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет  достаточно сильные инфляционные ожидания.

 

 

3. Результаты  антиинфляционной политики в  Республике Беларусь

 

3.1 Особенности  антиинфляционных процессов в  Республике Беларусь

 

В функционировании экономики и характере антиинфляционной монетарной политики Беларуси с момента  обретения ею государственное можно выделить четыре периода.

Первый период (1991-1994 гг.) характеризовался спонтанностью  и отсутствием осознанной монетарной политики, вызванных глубоким экономическим  шоком, который был обусловлен крушением  единой системы централизованно-планового  хозяйства Советского Союза и  разрывом хозяйственных связей между  республиками. Проводимая в этом периоде  экономическая политика была подчинена  приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно  текущего момента. Хотя белорусский  рубль был введен в обращение  уже в 1992 г. и дефакто выполнял функции национальной валюты, тем не менее официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.

Возникшая в  результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная с этим объективная необходимость либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах с рыночной экономикой. По сути, происходил первый этап ликвидации перекрестного субсидирования планово-убыточных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения, за счет сырьевых отраслей-доноров, покрывающих убытки первых. Более того, в результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию  в 1993-1994 гг., когда цены вырастали  за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации  ВВП сократился с71%в 1990 г. до7% в 1994 г., а обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [10, c.6]

Второй период - ноябрь (1994 г. - 1996 г). В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994 г. - 1957%).

Изменение ситуации главным образом было обусловлено  переходом к жесткой денежно-кредитной  политике в последние месяцы 1994 г., которая выразилась в ограничении  темпов роста денежной массы путем  сокращения объемов прямого централизованного  кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных  ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования