Антиинфляционная политика государства и инфляционные изменения стоимости основных фондов предприятий и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции всегда занимала чрезвычайно важное место в нашей жизни в связи с тем, что ее показатели реально влияют на наше благосостояние. Я считаю, что поэтому крайне необходимо доскональное изучение данной проблемы, выяснение сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России.
Что такое инфляция? Каковы факторы ее развития? В чем особенности процесса инфляции в России? Какие существуют наилучшие методы антиинфляционной политики государства? Вот те вопросы, ответы на которые я постараюсь сформулировать в моей курсовой работе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………............3
Глава 1. Инфляция: содержание и направление регулирования.
1.1 Сущность и виды инфляции. Причины инфляции……………...........5
1.2 Антиинфляционная политика правительства………………………..9
Глава 2. Инфляционная политика в России.
2.1 История развития и регулирования российской инфляции………...17
2.2 Российская антиинфляционная политика в 2011 году… ……...26
Глава 3. Основные фонды предприятий и инфляция
3.1 Экономическая сущность основных фондов…………….…………..29
3.2 Инфляционные изменения стоимости основных фондов на примере ОАО«АвтоВАЗ»……………………………………………….……………...…32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Макра и Экономика фирмы 2 курс курсач.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

     Ликвидация  этой несбалансированности материально-вещественного стоимостного состава общественного продукта возможна лишь на основе изменения темпов роста производства в отраслях первого и второго подразделений в пользу последнего. Обеспечить в этом случае сбалансированность иным путем - снижением оптовых (закупочных) цен и повышением розничных, невозможно. Эта несбалансированность усиливает давление на розничные цены в сторону их повышения. Она может привести к сужению круга основных потребительских товаров, по которым обеспечивается стабильность розничных цен. Несбалансированность денежных доходов и расходов государства в этом случае также предполагает осуществление государством денежной эмиссии, что соответственно увеличивает денежные накопления в руках населения и размер общего превышения спроса над предложением. Осуществляемое в этом случае повышение розничных цен следует рассматривать как непосредственно инфляционный рост. 
 
 

1.2 Антиинфляционная  политика правительства. 

     В своих усилиях по достижению этих целей правительство использует два “инструмента” или стратегических подхода: фискальную политику и монетарную политику. Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

     1. Монетарная политика. Монетарная политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе стабилизации экономики. Проведение монетарной политики — обязанность Федеральной резервной системы.

     Существует  прямая взаимосвязь между количеством  денег в обращении и уровнем  деловой активности. Когда предложение  денег увеличивается, вместе с ним  возрастают затраты потребителей и  производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики.

     В противоположной ситуации экономика  во время бума взвинчивает цены в  инфляционной спирали, уменьшение денежной массы ведет к сокращению спроса и понижению цен.

Каким образом Федеральная резервная  система (ФРС) регулирует денежное предложение.

ФРС обладает целым набором инструментов, который она может использовать для регулирования предложения денег.

     1)      Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

     2)  Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка (ЦБ). Если ЦБ повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

     3)  Изменение нормы резервов. От банков требуется держать определенный процент от их депозитов (известный как норма резервов) в качестве резерва в окружном Федеральном резервном банке. Оставшиеся средства банки могут предоставлять в качестве займов своим клиентам.

Поднимая  норму резервов, совет управляющих  тем самым уменьшает возможности  банков предоставлять деньги в кредит. При понижении нормы резервов коммерческие банки могут свободнее распоряжаться большей частью своих вкладов, что, в свою очередь, будет повышать денежное предложение.

     Монетарная  политика эффективнее всего в  самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут, ФРС может предпринять попытку удержать расходы (а также цены), повышая процентные ставки. Проблема заключается в том, что радужные перспективы ослепляют предпринимателей, и многие фирмы будут продолжать брать займы, несмотря на высокую стоимость кредитов. Фирмы будут делать это в ожидании повышения цен и объемов продаж, что должно перекрыть их расходы на получение кредитов.

     В самой низкой точке глубокого  спада или депрессии ФРС будет снижать процентные ставки с целью облегчить доступ к кредиту. В такие периоды, однако, сокращение процентных ставок может оказаться недостаточным для привлечения требуемого объема займов и поощрения расходов. Причина в том, что объем продаж находится на таком низком уровне, что многие фирмы предпочтут “лечь на дно”, а не расширять свои операции, что связано для них с дополнительным риском.

     Монетарные  методы воздействия на инфляцию могут  быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда  изменение денежного предложения  затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

      2. Фискальная политика. Основным  рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива Президента и Парламента, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

      Например, что экономика прошла период спада  и входит в состояние депрессии. Допустим, что Президент и Парламент для стабилизации экономики решили использовать фискальные методы. Это может быть сделано двумя путями. Можно уменьшить налоги, а расходы оставить на прежнем уровне, либо увеличить расходы, оставив налоги на прежнем уровне.

      Когда налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить  так, как они хотят. Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема.

      Аналогично, если Президент и Парламент увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению  ВНП и остановить сокращение производства.

      Фискальные  инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических темпов. Например, предположим, что во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной инфляции, Президент  и Парламент решают изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.

      Многие  экономисты считают, что, если правильно  использовать фискальные рычаги, они могут служить хорошим инструментом в борьбе с депрессией и инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт:

      Уменьшение  правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку  годовой доход становится меньше расходов и государственный долг возрастает. Уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги.

      Если  правительство занимает деньги у  населения, компенсируя уменьшение налогов, то кредиторы не смогут эти деньги потратить. Более того, правительство может вытеснить частных лиц, тоже желающих сделать займы, так как действия правительства уменьшают предложение свободных денежных средств. Усложнение условий кредитования для частных лиц и бизнесменов может привести также к увеличению банковского процента. Следовательно, покупатели и бизнесмены будут тратить меньше. По этим причинам, говорят критики, снижение налогов, возмещаемое займами, не помогает в борьбе с экономическим застоем.

      Федеральное правительство может финансировать  свои долги, просто печатая деньги. В этом случае напечатанные деньги добавляются к доходам, получаемым населением и бизнесом. Это, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы и расходы предприятий. К сожалению, такое увеличение предложения денег, взвинчивая цены, рискует подогреть инфляцию. Из-за этого большинство экономистов против такой стратегии.

      Политические  проблемы, связанные с фискальными  методами, часто делают их неработающими. Усилия по уменьшению расходов на правительственные программы часто встречают сопротивление со стороны тех, кто выигрывает от программ, которые Парламент собирается сократить. Следовательно, члены Парламент очень неохотно идут на риск проиграть новые выборы, поддерживая сокращение расходов на правительственные программы.

      Даже  люди, поддерживающие фискальные методы, соглашаются, что успех этих методов очень сильно зависит от времени их использования и точности информации, на которой они базируются. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Это диктует необходимость тесного сотрудничества между Президентом и Парламентом. Однако на деле часто требуется так много времени для проведения согласований и принятия необходимых законов, что бывает слишком поздно что-либо решать. В любом случае, критики говорят, что мало кто знает, когда именно нужно применять фискальные меры, а несвоевременное их применение может нанести вред экономике.

      Точное  же определение времени применения фискальных мер зависит от точности прогнозов. Однако в экономике достаточно трудно делать точные предсказания, так  как слишком многое в ней зависит от поведения людей. Следовательно, решения, основанные на экономических прогнозах, могут быть не всегда верны.

Глава 2. Инфляционная политика в России.

 

2.1 История развития и регулирование российской инфляции. 

     Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Для России важнейшей причиной инфляции в 90-е можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

Цена  подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется  в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

     Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 1991 года. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.

       Политический кризис 1991 г. еще  более осложнил ситуацию и  привел к отказу от концепции  постепенной реформы. 2 января 1992г.  было отпущено 80% оптовых и 90% розничных  потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.

       До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключалась в том, что антиинфляционную политику в России нельзя было свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Нарушение пропорций в народном хозяйстве можно было устранить при помощи структурной политики государства и прямыми административными методами, которые необходимо было дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.

     В 1992 году экономическая реформа в  России стала делать первые шаги. Правительство  России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и инфляционные изменения стоимости основных фондов предприятий и организаций