Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ
5



1.1. Монополия: понятия, сущность и виды

1.2. Монопольные цены и поведение монополистов
5

11

2.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
14



2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

2.2 Методы антимонопольной политики в Республике Беларусь


14

16

3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


20



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

Монополисты преднамеренно  сдерживают совершенствование техники  и технологии с тем, чтобы не подорвать  искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических  выгод. Они скупают новейшие патенты  на изобретения и не допускают  их применения в производстве. Они  поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит  их внедрять научно-технические достижения.  

Значит, поведение  фирм-монополистов наносит ущерб  производственным возможностям страны. Подсчитано, что в США чистые убытки от нерационального использованья  ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валового национального продукта. Но в правовом и демократическом государстве  на негативные действия монополистов не могут не возникать и возникают  противодействия.

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

2.1. Основные направления  антимонопольной политики в современных  условиях

 Монополия, как  мы убедились, сопряжена с целым  букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при  этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений.  Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться  с высокими ценами, заставляют  соглашаться и с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениям  пренебрежения интересами потребителя.  

Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. 

 Всевластию же  монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль  ничто не грозит даже в длительном  плане. Самостоятельно рынок не  в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию  может лишь государство, проводящее  сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и  Республика Беларусь в этом  смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. 

Рис. 1 Типичная кривая долгосрочных издержек монополистической  отрасли       Вместе с тем проведение антимонополистической политики сопряжено рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся 

к рис.1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC). 

Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный  размер предприятия, т.е. минимум средних  долгосрочных издержек, достигается  при очень больших объемах  производства (Q0). 

 Обозначим точку  минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.  

 Представим себе, однако, что государственные органы  пытаются решить проблему демонополизации  «в лоб», путем принудительного  раздробления монополиста на  множество мелких фирм. Это будет  означать снижение объема выпуска  продукции каждой из таких  фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс). Напомним: малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили в сарайчике нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа. 

 И это далеко  не частный случай. Можно говорить  о невозможности превращения  монополизированной отрасли в  отрасль совершенной конкуренции  как об общем правиле. Преобразованиям  такого рода препятствует положительный  эффект масштаба. Даже  если государство  настоит на своем и вопреки  росту издержек будет принудительно  насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые  предприятия окажутся не конкурентоспособными  в международном плане. Рано  или поздно их задавят иностранные  гиганты. 

 В силу названных  причин прямое дробление фирм-монополистов  в развитых рыночных экономиках  встречается достаточно редко.  Обычная цель антимонопольной  политики – не столько борьба  с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических  злоупотреблений. На рис. 1 желаемый  результат антимонопольной политики  изображен в точке R, приближенной  к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам.

2.2 Методы антимонопольной  политики в Республике Беларусь

Нормы конкурентного  права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях  Республики Беларусь, Гражданском кодексе  Республики Беларусь, Уголовном Кодексе  Республики Беларусь, а также в  антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства  и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической  деятельности. 

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции в  целях обеспечения необходимых  условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов  потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы: 

- определение доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  на товарных рынках Республики  Беларусь;

 порядок формирования  и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;  

- правила проведения  государственного антимонопольного  контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;  

- порядок согласования  условий преобразования государственных,  государственных унитарных, относящихся  к республиканской собственности,  и арендных предприятий, занимающих  доминирующее положение на товарных  рынках, в открытые акционерные  общества;  

- порядок организации  и проведения проверок по соблюдению  антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами, доминирующими  на товарных рынках;  

- порядок проведения  государственного антимонопольного  контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;  

- порядок выявления  и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;  

- порядок выявления  монопольных цен;  

- порядок рассмотрения  запросов (заявлений) об установлении  соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному  законодательству;  

- порядок рассмотрения  заявлений (обращений) о нарушении  антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной  конкуренции;  

- порядок применения  мер, направленных на устранение  нарушений антимонопольного законодательства. 

Государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение  монополистической деятельности и  создание здоровой конкуренции. Антимонопольная  политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности.  

В результате процессов  реформирования собственности, демонополизации  экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также  соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и  контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. 

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий  будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок  новых производителей. 

В тех сферах, в  которых по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная  конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления. 

Одной из важнейших  составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений. 

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и  финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической  стратегии, посредством которой  можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. 

Важным и актуальным направлением регулирования отношений  на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного  вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

 Исходя из изменившихся  экономических условий, основным  направлением антимонопольной политики  должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного  регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на  основе дифференцированного подхода  к товарным рынкам и разным  группам товаропроизводителей и  постепенного перехода от ценового  регулирования к системе антимонопольного  регулирования и контроля. 

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость  регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. 

Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация о работе Антимонопольная политика