Антитрестовское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является комплексное исследование правовых проблем, связанных с антимонопольным регулированием экономической активности участников рыночных отношений, обоснование ряда теоретических и практических выводов, которые могут стать базой для дальнейших научных исследований в данной области, а также выработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольного законодательства России.

Содержание

Введение 3

I. Определение антимонопольного законодательства 5

1.1 Необходимость антимонопольного законодательства 5

1.2 Цели антимонопольного законодательства 6

1.3 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 8

II. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах. 9

2.1 Федеральное регулирование в США 9

2.1.1 Фиксация цен 10

2.1.2 Слияние фирм и предприятий 11

2.1.3 Ограничение вертикальных связей 14

2.1.4 Дискриминация цен 15

2.2 Европейская антимонопольная политика 16

III. Антимонопольная политика в России 19

3.1 Особенности антимонопольной политики в России 19

3.2 Структура антимонопольного законодательства в РФ 23

3.3 Методы антимонопольной политики в РФ 24

3.3.1 Ограничительные меры 25

3.3.2 Контроль над усилением экономической концентрации 25

3.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию 27

3.3.4 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию 27

Заключение 29

Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Антитрестовское законодательство.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)
 

Факультет

Специальность – 

Кафедра 
 

Допустить к защите

Зав.кафедрой

___________

«___» __________ 200___ 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

на тему: Антитрестовское законодательство 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель

студент группы __________________________________ 

Руководитель

старший преподаватель_______________________________ 

Консультанты:

Рецензент                ___________________________________ 

Нормоконтроль     ____________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

  

Введение                                                                                                                       3

I. Определение  антимонопольного законодательства                                             5

  1.1 Необходимость антимонопольного законодательства                                  5

  1.2 Цели антимонопольного законодательства                                                    6

  1.3 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях                                                                                                                               8

II. Антимонопольное  законодательство в США и зарубежных  странах.              9

 2.1 Федеральное  регулирование в США                                                                 9

 2.1.1 Фиксация цен                                                                                                  10

 2.1.2 Слияние  фирм и предприятий                                                                       11

 2.1.3 Ограничение  вертикальных связей                                                               14

 2.1.4 Дискриминация  цен                                                                                        15

 2.2 Европейская  антимонопольная политика                                                       16

III. Антимонопольная  политика в России                                                               19

 3.1 Особенности  антимонопольной политики в России                                      19

 3.2 Структура  антимонопольного законодательства в РФ                                  23

 3.3 Методы  антимонопольной политики в РФ                                                     24

 3.3.1 Ограничительные  меры                                                                                 25

 3.3.2 Контроль над усилением экономической концентрации                           25

 3.3.3 Запрет  на недобросовестную конкуренцию                                                27

 3.3.4 Запреты  на действия органов власти  и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию                                                                     27

Заключение                                                                                                                29

Список используемой литературы                                                                          31 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Несмотря  на позитивное движение в познании правовых механизмов защиты конкуренции, проблемы антимонопольного регулирования нуждаются в тщательной и интенсивной разработке, так как именно нормы антимонопольного законодательства являются теми правовыми рычагами, разумное применение которых обеспечивает прогрессивное развитие экономики. «Желание большинства стран улучшить промышленную эффективность» - отмечается в литературе, - «по меньшей мере, хорошая причина для изучения антитрестовских законов и форм их реализации». Новизна, особая роль антимонопольного законодательства в рыночной среде, комплексность рассматриваемой темы (антимонопольное законодательство включает в себя нормы различных отраслей права) и ее недостаточная развитость на теоретико-правовом уровне - вот причины, побудившие приступить к изучению правовых средств регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, и поддержания честной конкуренции.

     Целью представленной работы является комплексное  исследование правовых проблем, связанных с антимонопольным регулированием экономической активности участников рыночных отношений, обоснование ряда теоретических и практических выводов, которые могут стать базой для дальнейших научных исследований в данной области, а также выработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольного законодательства России.

     Для достижения поставленных целей в  процессе исследования решаются следующие задачи:

     а) анализ предпосылок, форм и методов антимонопольного (антитрестовского) регулирования в США и России;

     б) анализ основных видов источников, упорядочивающих защиту конкуренции на рынках США и России; 

     в) анализ возможностей использования достижений американских ученых и практиков в области исследования антитрестовских законов, практики их применения на предмет допустимости выработанных подходов и теорий для совершенствования российского права;

     г) содержания, а также соотношения понятия и правового статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, в российском праве, с монополиями с позиции американских антитрестовских актов;

     Разработка и обоснование необходимости изменения теоретических подходов к правовому регулированию отдельных институтов антимонопольного законодательства России.

     Выявление основных теоретических и практических проблем реализации норм антимонопольного законодательства России и антитрестовских законов США и проведение их сравнительно-правового исследования.

     Целью данной работы является оценка основных, проблем и институтов, без изучения которых вообще трудно понять, что есть суть антимонопольного (антитрестовского) законодательства, и каковы его задачи в современных условиях, в том числе, особенности правового статуса хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение, монополистическая деятельность и ее основные формы. 

 

     

     I ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНТИМОНОМОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
 

     Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных  актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

     По  мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

     1.1 Необходимость антимонопольного законодательства

     Действие  рыночной конкуренции, свободного рынка  неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

     Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

     1.2 Цели антимонопольного законодательства

     Многие  страны мира с целью поддержания  конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:

     1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

     Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.) ;

     2) обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений;

     3) снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства;

     4) создание эффективных правовых механизмов,которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

     5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности;

     6) упорядочение оказания государственной помощи;

     7) создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий,в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств;

     8) организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.

     Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов;

Информация о работе Антитрестовское законодательство