Антитрестовское законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является комплексное исследование правовых проблем, связанных с антимонопольным регулированием экономической активности участников рыночных отношений, обоснование ряда теоретических и практических выводов, которые могут стать базой для дальнейших научных исследований в данной области, а также выработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольного законодательства России.

Содержание

Введение 3

I. Определение антимонопольного законодательства 5

1.1 Необходимость антимонопольного законодательства 5

1.2 Цели антимонопольного законодательства 6

1.3 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 8

II. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах. 9

2.1 Федеральное регулирование в США 9

2.1.1 Фиксация цен 10

2.1.2 Слияние фирм и предприятий 11

2.1.3 Ограничение вертикальных связей 14

2.1.4 Дискриминация цен 15

2.2 Европейская антимонопольная политика 16

III. Антимонопольная политика в России 19

3.1 Особенности антимонопольной политики в России 19

3.2 Структура антимонопольного законодательства в РФ 23

3.3 Методы антимонопольной политики в РФ 24

3.3.1 Ограничительные меры 25

3.3.2 Контроль над усилением экономической концентрации 25

3.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию 27

3.3.4 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию 27

Заключение 29

Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Антитрестовское законодательство.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

     Максимальный  уровень цен в большинстве  случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему  минимальной прибыли, т.е. реализуется описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

     Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения  практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

     Помимо  цен на продукцию естественных монополий  на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35 % рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

     Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.

3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ 

 

 
 
 

     3.3 Методы антимонопольной политики в РФ

     3.3.1 Ограничительные  меры

     Ограничительные меры предусмотрены законом "О  конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

     Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

     Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

     Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

     Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Наиболее  стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь  немало проблем. В частности, "Временные  методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

     3.3.2 Контроль над усилением  экономической концентрации

     Сейчас  в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

     Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

     в результате создания, реорганизации  или слияния предприятий и  объединений;

     когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

     Среди ограничителей конкуренции следует  выделить:

     во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу  других предприятий на рынок;

     во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

     в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой  продукции, по кругу продавцов или  покупателей;

     в-четвертых, ценовые соглашения.

     Предварительно  контролируются:

     во-первых, создание, слияние и присоединение  коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

     во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35 % (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

     лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20 % таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

     одно  предприятие (группа лиц) получает в  собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 % балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

     лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие  определять условия ведения предпринимательской  деятельности предприятия или функции  его исполнительного органа.

     3.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию

     Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

     3.3.4 Запреты на действия  органов власти  и управления, которые  могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию

     Развитие  рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

     Речь  идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

     Растет  интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

     Законом запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

     Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

     Законодательство  запрещает должностным лицам  государственной власти и управления:

     во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

     во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

     в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

     Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Антитрестовское законодательство