Аренда и лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Рассмотрены различные лизинговые схемы в российской практике, сегодняшнее состояние и перспективы развития лизинга в российской экономике.
Возрастание самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга. 5
1.1. Виды и формы аренды и лизинга. 5
1.2. Преимущества и недостатки арендных и лизинговых сделок . 13
2. Современное состояние рынка лизинга в России 18
Заключение …….28
Список использованной литературы ……………………..………………………..……..…31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бойковой Аренда и лизинг испр.docx

— 235.91 Кб (Скачать файл)

Структура рынка  лизинга по договорам.

В 2011 году лизинговыми компаниями было заключено 48 736 договоров. Структура рынка значительно не менялась. По-прежнему подавляющее большинство договоров, 46,3%, заключается на срок от 25 до 36 месяцев. Также пользуются популярность договора сроком от 13 до 24 месяцев, на их долю приходится 36,09%.

Рост числа сделок с  ликвидным автотранспортом и  оборудованием привела к снижению доли договоров, заключаемых на срок свыше 49 месяцев до 1,7%. Годом ранее на них приходилось до 12% от всего числа сделок.

Средняя стоимость договоров, заключаемых на срок до 3 лет достаточно низка – 2,38 млн рублей. Что может свидетельствовать об умеренной политике в отборе контрагентов сделок и самих предметов лизинга.

График 1. Срочная структура сделок изменилась в сторону увеличившейся популярности краткосрочных договоров.

 

График 2. Рынок демонстрирует тенденцию к снижению средней стоимости договора за с исключением договоров, заключаемых на срок свыше 4 лет.

Структура лизинговой деятельности по федеральным округам  и субъектам.

Число филиалов лизинговых компаний в 2011 увеличилось двукратно (на 116%), всего 892 филиала и представительства во всех федеральных округах РФ. 80% опрошенных компаний имеют филиалы в нескольких регионах.

В целом географическая структура  стала более яркой. В 2011 году доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2010 годом сократилась до 33%, в совокупности с Центральным федеральным округом объем приходящегося на центральную часть рынка составляет 46% (годом ранее – 60%).

Насыщенный рынок московского  региона не продемонстрировал столь  значительный прирост, как остальные  округа, где годом ранее наблюдался значительный отток лизингового  бизнеса. Лидером роста стали  Санкт-Петербург и СЗФО, где топ-3 крупнейших компаний аккумулировал 50% рынка, при этом единственный контракт лидера региона «Ильюшин Финанс, Ко» составил четверть от общего объема сделок. Также значительные объемы пришлись на компании, базирующиеся в этом регионе – «Северную Венецию», «Балтийский Лизинг» и «Интерлизинг».

Следующими лидером по росту  объема бизнеса стали Уральский  ФО, Южный и Северо-Кавказский федеральные  округа. При этом если в Сибирском  округе доминируют компании, специализирующиеся на оборудовании и железнодорожном  транспорте, то в Южном и СК округах  большая часть бизнеса пришлась на компании, предоставляющие услуги автолизинга, как грузового, так и частного.

Также значительный прирост показывает Приволжский регион, где крупнейшими  компаниями стали «Сбербанк Лизинг», «Газтехлизинг», и Европлан. «Сбербанк Лизинг» входил в тройку крупнейших компаний практически во всех округах РФ.

При этом рынок сохраняет структуру  по распределению лизингополучателей. Доли регионов практически не изменились в сравнении с прошлым годом. В тоже время число лизингополучателей увеличилось более чем двукратно (на 130%).

Финансирование  лизинговой деятельности.

Структура финансирования лизинговой деятельности не претерпела за год  значительных изменений. Сохраняется  тенденция к увеличению роли собственных средств компаний. В конце 2009 года только 7,4% деятельности компании осуществлялось за счет собственного капитала, в конце 2010 этот показатель равнялся 13%, в 2011 – 14%. Что в первую очередь связано с возрастающими объемами деятельности компаний, пользующихся государственным фондированием.

Доля авансовых платежей незначительно сократилась –  до 19%. Резкий рост уровня ликвидности  банковской системы, вынуждающий банки  активнее распределять средства, вызвал рост доли финансирования за счет получения банковских кредитов на 2%, за счет кредитов, полученных от российских банков – на 4%.

Средневзвешенная ставка привлечения заемных средств лизинговыми компаниями в 2011 году равнялась 12,65%, без учета данных по компаниям, входящим в банковский холдинг. По данным Центрального Банка в среднем организации из нефинансового сектора привлекали в 2011 году рублевые кредиты на срок свыше 1 года под 11,12%. Наличие разрыва свидетельствует о более осторожном подходе банков оценке финансовой устойчивости лизинговых компаний.

В целом в отношении  процентных ставок наблюдается значительно большая выравненность их уровня в сравнении с прошлым годом. Основной массе небольших и средних независимых компаний приходится привлекать средства под 13% процентов годовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Выявлена динамика развития таких форм обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Проведенный анализ сегодняшнего состояния сферы арендных и лизинговых сделок позволяет утверждать, что данный сегмент российской экономики еще недостаточно развит, но в то же время прослеживается тенденция к постепенному увеличению объемов лизинговых сделок, заключенных российскими предприятиями, растет число лизинговых компаний. Однако все еще существуют факторы, тормозящие развитие отрасли, такие как:

- низкая доступность долгосрочного финансирования;

- неразвитость системы защиты прав собственника в суде;

- низкий уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей;

- неразвитость вторичных рынков оборудования.

Преодоление данных факторов является совместной задачей как государственных институтов, так и непосредственно специалистов лизингового сектора.

Следует заметить, что, несмотря на отмену лицензирования лизинговой деятельности, повышается не только количество лизинговых компаний, но и растет профессиональная подготовка сотрудников компаний, все-таки повышается общий уровень экономического образования руководителей отечественных  предприятий. Все это говорит о перспективах развития отрасли, что и подтверждается в работе анализом развития сектора лизинговых услуг.

Определены основные аспекты  нормативно-правовой базы лизинговых сделок. Основными документами, регулирующими  деятельность лизинговых компаний, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный  закон  "О финансовой аренде (лизинге)" и Налоговый кодекс РФ в части регулирования налогообложения лизинговых сделок. На основе вышеперечисленных документов были систематизированы и выделены ключевые моменты гражданско-правового, налогового регулирования операций лизинга в свете российского законодательства.

Анализ позволил выявить  основные преимущества аренды и лизинга в сравнении с другими способами финансирования капитальных вложений (в частности с кредитованием) такие как:

- гибкий подход, разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора - на чьем балансе учитывается оборудование);

- отнесение лизинговых платежей лизингополучателем на расходы (на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) в полном объеме. Вышеупомянутые положения ведут к снижению налога на прибыль, поскольку лизингополучатель и лизингодатель, увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Данные выводы имеют высокую практическую значимость и находят свое отражение в практической части работы.

Комплексность оценки применения лизинговой схемы (с точки зрения лизингополучателя и лизингодателя) нашла свое отражение в курсовой работе. Разработанная методика оценки лизинговых схем для участников сделки, полученная путем последовательного анализа, может быть представлена в следующем виде:

- расчет лизинговых платежей - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингодателя;

- расчет платежей по кредитному продукту, сопоставимому со сроком действия лизинговой схемы;

- расчет экономии по налогам для лизинговой схемы и кредитного продукта;

- расчет приведенной стоимости лизинговых платежей, кредитного продукта и налоговой экономии на основании метода дисконтирования денежных потоков;

- сравнительная оценка финансовых результатов лизинговой схемы и кредита - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингополучателя.

Методика оценки эффективности  лизинговых схем позволяет проанализировать возможности лизинга по сравнению  с банковским кредитованием.

Практическая часть работы содержит анализ современного состояния лизинга в России и иллюстрирует актуальность исследования. Изучив состояние и перспективы развития лизинга, можно сказать, что он становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Власти, продекларировав  политику благоприятствования лизингу, как инвестиционному инструменту  за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению  не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

Лизинг не является дешевой  заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами, пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).

Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов "своих" клиентов банка. Но потенциал лизинга  в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана  огромная работа.

Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки  вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде  переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли. Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума, так как при максимально благоприятных условиях объем лизинговой отрасли может за 5 - 7 лет дорасти до $70 млрд. Пока суммарная стоимость сделок финансовой аренды в России оценивается примерно в $44 млрд.

На отечественном лизинговом рынке только начали применяться  усложненные модификации финансовой аренды (оперативный и возвратный лизинг), а также продукты, ориентированные  на конкретные группы клиентов (экспресс - и полносервисный лизинг).

Все эти изменения будут  способствовать дальнейшему росту  сектора лизинговых услуг в России и появлению более сложных  и перспективных видов лизинга, а также схем финансирования этих сделок, которые будут помогать развивать  экономику страны.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что  цель курсовой работы, посвященная такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг и состоявшая в оценке современного состояния и перспектив развития лизинга в Российской Федерации, а также выявлении преимуществ арендных и лизинговых схем и оценки их эффективности в деятельности предприятий в российской практике инвестиционного финансирования была реализована, что нашло свое отражение как в теоретической, так и в практической частях работы.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая), СПС Консультант плюс, 2013
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), СПС Консультант плюс, 2013
    3. Федеральный Закон от 29.10.1998г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 08.05.2010г.) // СПС Консультант плюс, 2013
    4. Территория лизинга: учебник / Издательство Политехнического университета, Санкт-Петербург: 2010г. – 46 с.
    5. В. А. Горемыкин. Лизинг / В. А. Горемыкин / Издательство "Филинъ, Информцентр XXI века": 2008 г. – 25 с.
    6. В.Д. Газман. Лизинг. Статистика развития / В.Д. Газман – М.:Юринформцентр: 2009г. – 97 с.
    7. Финансовая аренда; лизинг: учебник / Л. В. Лемешевская. — Минск: Книжный Дом: Мисанта. - 2010 - 120с.
    8. Абдуллина С.Н., Якупова Н.М., Чикурина Н.В., Лизинг: Учеб.пособие -Казань: Изд-во КФЭИ, 2011г. – 61 с.
    9. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие. - М., 2009г. - 14 с.
    10. Ивасенко А.Г. Лизинг. Экономическая сущность и перспективы развития. Учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2010г. – 39 с.
    11. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2008г. – 18 с.

Информация о работе Аренда и лизинг