Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Рассмотрены различные лизинговые схемы в российской практике, сегодняшнее состояние и перспективы развития лизинга в российской экономике.
Возрастание самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга. 5
1.1. Виды и формы аренды и лизинга. 5
1.2. Преимущества и недостатки арендных и лизинговых сделок . 13
2. Современное состояние рынка лизинга в России 18
Заключение …….28
Список использованной литературы ……………………..………………………..……..…31
Структура рынка лизинга по договорам.
В 2011 году лизинговыми компаниями было заключено 48 736 договоров. Структура рынка значительно не менялась. По-прежнему подавляющее большинство договоров, 46,3%, заключается на срок от 25 до 36 месяцев. Также пользуются популярность договора сроком от 13 до 24 месяцев, на их долю приходится 36,09%.
Рост числа сделок с
ликвидным автотранспортом и
оборудованием привела к
Средняя стоимость договоров, заключаемых на срок до 3 лет достаточно низка – 2,38 млн рублей. Что может свидетельствовать об умеренной политике в отборе контрагентов сделок и самих предметов лизинга.
График 1. Срочная структура сделок изменилась в сторону увеличившейся популярности краткосрочных договоров.
График 2. Рынок демонстрирует тенденцию к снижению средней стоимости договора за с исключением договоров, заключаемых на срок свыше 4 лет.
Структура лизинговой деятельности по федеральным округам и субъектам.
Число филиалов лизинговых компаний в 2011 увеличилось двукратно (на 116%), всего 892 филиала и представительства во всех федеральных округах РФ. 80% опрошенных компаний имеют филиалы в нескольких регионах.
В целом географическая структура стала более яркой. В 2011 году доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2010 годом сократилась до 33%, в совокупности с Центральным федеральным округом объем приходящегося на центральную часть рынка составляет 46% (годом ранее – 60%).
Насыщенный рынок московского региона не продемонстрировал столь значительный прирост, как остальные округа, где годом ранее наблюдался значительный отток лизингового бизнеса. Лидером роста стали Санкт-Петербург и СЗФО, где топ-3 крупнейших компаний аккумулировал 50% рынка, при этом единственный контракт лидера региона «Ильюшин Финанс, Ко» составил четверть от общего объема сделок. Также значительные объемы пришлись на компании, базирующиеся в этом регионе – «Северную Венецию», «Балтийский Лизинг» и «Интерлизинг».
Следующими лидером по росту объема бизнеса стали Уральский ФО, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом если в Сибирском округе доминируют компании, специализирующиеся на оборудовании и железнодорожном транспорте, то в Южном и СК округах большая часть бизнеса пришлась на компании, предоставляющие услуги автолизинга, как грузового, так и частного.
Также значительный прирост показывает Приволжский регион, где крупнейшими компаниями стали «Сбербанк Лизинг», «Газтехлизинг», и Европлан. «Сбербанк Лизинг» входил в тройку крупнейших компаний практически во всех округах РФ.
При этом рынок сохраняет структуру
по распределению
Финансирование лизинговой деятельности.
Структура финансирования лизинговой деятельности не претерпела за год значительных изменений. Сохраняется тенденция к увеличению роли собственных средств компаний. В конце 2009 года только 7,4% деятельности компании осуществлялось за счет собственного капитала, в конце 2010 этот показатель равнялся 13%, в 2011 – 14%. Что в первую очередь связано с возрастающими объемами деятельности компаний, пользующихся государственным фондированием.
Доля авансовых платежей незначительно сократилась – до 19%. Резкий рост уровня ликвидности банковской системы, вынуждающий банки активнее распределять средства, вызвал рост доли финансирования за счет получения банковских кредитов на 2%, за счет кредитов, полученных от российских банков – на 4%.
Средневзвешенная ставка привлечения заемных средств лизинговыми компаниями в 2011 году равнялась 12,65%, без учета данных по компаниям, входящим в банковский холдинг. По данным Центрального Банка в среднем организации из нефинансового сектора привлекали в 2011 году рублевые кредиты на срок свыше 1 года под 11,12%. Наличие разрыва свидетельствует о более осторожном подходе банков оценке финансовой устойчивости лизинговых компаний.
В целом в отношении процентных ставок наблюдается значительно большая выравненность их уровня в сравнении с прошлым годом. Основной массе небольших и средних независимых компаний приходится привлекать средства под 13% процентов годовых.
Заключение
В ходе исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Выявлена динамика развития таких форм обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Проведенный анализ сегодняшнего состояния сферы арендных и лизинговых сделок позволяет утверждать, что данный сегмент российской экономики еще недостаточно развит, но в то же время прослеживается тенденция к постепенному увеличению объемов лизинговых сделок, заключенных российскими предприятиями, растет число лизинговых компаний. Однако все еще существуют факторы, тормозящие развитие отрасли, такие как:
- низкая доступность долгосрочного финансирования;
- неразвитость системы защиты прав собственника в суде;
- низкий уровень знаний о лизинге потенциальных лизингополучателей;
- неразвитость вторичных рынков оборудования.
Преодоление данных факторов является совместной задачей как государственных институтов, так и непосредственно специалистов лизингового сектора.
Следует заметить, что, несмотря
на отмену лицензирования лизинговой
деятельности, повышается не только количество
лизинговых компаний, но и растет профессиональная
подготовка сотрудников компаний, все-таки
повышается общий уровень экономического
образования руководителей
Определены основные аспекты нормативно-правовой базы лизинговых сделок. Основными документами, регулирующими деятельность лизинговых компаний, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" и Налоговый кодекс РФ в части регулирования налогообложения лизинговых сделок. На основе вышеперечисленных документов были систематизированы и выделены ключевые моменты гражданско-правового, налогового регулирования операций лизинга в свете российского законодательства.
Анализ позволил выявить основные преимущества аренды и лизинга в сравнении с другими способами финансирования капитальных вложений (в частности с кредитованием) такие как:
- гибкий подход, разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора - на чьем балансе учитывается оборудование);
- отнесение лизинговых платежей лизингополучателем на расходы (на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) в полном объеме. Вышеупомянутые положения ведут к снижению налога на прибыль, поскольку лизингополучатель и лизингодатель, увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Данные выводы имеют высокую практическую значимость и находят свое отражение в практической части работы.
Комплексность оценки применения
лизинговой схемы (с точки зрения
лизингополучателя и
- расчет лизинговых платежей - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингодателя;
- расчет платежей по кредитному продукту, сопоставимому со сроком действия лизинговой схемы;
- расчет экономии по налогам для лизинговой схемы и кредитного продукта;
- расчет приведенной стоимости лизинговых платежей, кредитного продукта и налоговой экономии на основании метода дисконтирования денежных потоков;
- сравнительная оценка финансовых результатов лизинговой схемы и кредита - оценка эффективности лизинговой сделки для лизингополучателя.
Методика оценки эффективности лизинговых схем позволяет проанализировать возможности лизинга по сравнению с банковским кредитованием.
Практическая часть работы содержит анализ современного состояния лизинга в России и иллюстрирует актуальность исследования. Изучив состояние и перспективы развития лизинга, можно сказать, что он становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекларировав
политику благоприятствования лизингу,
как инвестиционному
Лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами, пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов "своих" клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую экономику для получения уверенной прибыли. Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума, так как при максимально благоприятных условиях объем лизинговой отрасли может за 5 - 7 лет дорасти до $70 млрд. Пока суммарная стоимость сделок финансовой аренды в России оценивается примерно в $44 млрд.
На отечественном лизинговом
рынке только начали применяться
усложненные модификации
Все эти изменения будут способствовать дальнейшему росту сектора лизинговых услуг в России и появлению более сложных и перспективных видов лизинга, а также схем финансирования этих сделок, которые будут помогать развивать экономику страны.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно утверждать, что цель курсовой работы, посвященная такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг и состоявшая в оценке современного состояния и перспектив развития лизинга в Российской Федерации, а также выявлении преимуществ арендных и лизинговых схем и оценки их эффективности в деятельности предприятий в российской практике инвестиционного финансирования была реализована, что нашло свое отражение как в теоретической, так и в практической частях работы.
Список используемой литературы