Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа
Каждый день мы сталкиваемся с множеством ситуаций, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Рынки с асимметричной информацией 6
1.1 Понятие, виды и последствия асимметрии информации 6
1.2 Рынок подержанных автомобилей 8
1.3 Рынок страхования 9
1.4 Рынок труда 10
2 Способы регулирования асимметрии информации 12
2.1 Рыночные сигналы 12
2.2 Аукционы 13
2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования 15
2.4 Устранима ли асимметрия информации? 16
3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Проблема информационной асимметрии
в Республике Беларусь до некоторой
степени решается на основе репутаций,
гарантий. Однако в наиболее сложных
ситуациях и при жизненно важных
обстоятельствах необходимо вмешательство
государства в следующих
- ценовая политика;
- прямое участие в производстве;
- контроль за производством и сбытом.
Регулирование цен со стороны государства
должно воспрепятствовать
Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. В Республике Беларусь государство организует общественную систему здравоохранения, образования, реализует программы обязательного государственного страхования, устраняя тем самым проблему отрицательного отбора и морального риска.
Примером государственного регулирования,
направленного на защиту рынка подержанных
автомобилей от асимметричной информации,
является Указ Президента Республики
Беларусь от 25. 11. 2005 г. № 545, предусматривающий
создание свободных складов для
размещения иностранных автотранспортных
средств, прицепов, кузовов и двигателей
к ним. Такие склады предназначены
для хранения и перепродажи этих
товаров, а также для предпродажной
подготовки - проверки и оценки их технического
состояния. Потребитель может заранее
на основе заключения независимых экспертов
составить представление о
Чтобы блокировать последствия асимметричности информации, государство может использовать следующие инструменты:
1) Лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности, для чего обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков субъекта;
2) Стандартизацию и сертификацию,
причём на такие товары, как
продукты питания или
3) Контроль рекламной активности
продавцов, препятствующий
Итак, асимметрия информации в Республике Беларусь имеет свои особенности. При наличии информационной асимметрии нередко необходимо государственное вмешательство в рыночную экономику, что, впрочем, не гарантирует безусловного решения этой проблемы, поскольку изъяны свойственны не только рынку, но и государству. Вместе с тем при пассивном отношении к провалам рынка, среди которых асимметричная информация занимает важное место, потери неизбежны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, одной из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией - это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.
Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником).
На рынках с асимметрией информации выделяют два вида проблем - неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Пример неблагоприятного отбора - рынок «лимонов», модель, предложенная Джорджем Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Пример морального риска - рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полной информацией о качестве товара или объекте сделки.
Существуют различные меры и
способы регулирования
В Республике Беларусь асимметричность информации имеет свои особенности. Для снижения морального риска на рынках страхования применяются различные способы, такие как создание анкет или специальных предложений в виде вакцинации населения. Также широкое применение в области регулирования асимметрии информации в Беларуси получили такие методы, как ценовая политика, прямое участие в производстве, контроль за производством и сбытом, лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль за рекламной деятельностью.
Подводя итог, можно сказать, что в научном мире сделали существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебное пособие. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 368 с.
2) Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Неопределенность и риск в экономике: Курс лекций. – Минск 2009. – 128 с.
3) 50 лекций по микроэкономике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 50.economicus.ru. – Дата доступа: 20. 11. 2012.
4) Новости Tut.by. [Электронный ресурс] – Режим доступа: news.tut.by. – Дата доступа: 20. 11. 2012.
Правикова М.В., ФМ, 2 к., ДКИ-1, 03.12.2012
Информация о работе Асимметричность информации в рыночной экономике