Асимметричность информации в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Каждый день мы сталкиваемся с множеством ситуаций, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Рынки с асимметричной информацией 6
1.1 Понятие, виды и последствия асимметрии информации 6
1.2 Рынок подержанных автомобилей 8
1.3 Рынок страхования 9
1.4 Рынок труда 10
2 Способы регулирования асимметрии информации 12
2.1 Рыночные сигналы 12
2.2 Аукционы 13
2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования 15
2.4 Устранима ли асимметрия информации? 16
3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh_po_Makre.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Проблема информационной асимметрии в Республике Беларусь до некоторой  степени решается на основе репутаций, гарантий. Однако в наиболее сложных  ситуациях и при жизненно важных обстоятельствах необходимо вмешательство  государства в следующих формах:

- ценовая политика;

- прямое участие в производстве;

- контроль за производством и сбытом.

Регулирование цен со стороны государства  должно воспрепятствовать производителям низкокачественной продукции воспользоваться  преимуществами в издержках. Примером регулирования цен в Республике Беларусь является установление минимальных  предельных цен на алкогольную продукцию. Следует, однако, отметить, что эффективность  данной меры безусловна, поскольку низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.

Возможно также прямое участие  государства в производстве продукции  и оказании услуг, с которыми связана  существенная информационная асимметрия. В Республике Беларусь государство  организует общественную систему здравоохранения, образования, реализует программы  обязательного государственного страхования, устраняя тем самым проблему отрицательного отбора и морального риска.

Примером государственного регулирования, направленного на защиту рынка подержанных  автомобилей от асимметричной информации, является Указ Президента Республики Беларусь от 25. 11. 2005 г. № 545, предусматривающий  создание свободных складов для  размещения иностранных автотранспортных средств, прицепов, кузовов и двигателей к ним. Такие склады предназначены  для хранения и перепродажи этих товаров, а также для предпродажной  подготовки - проверки и оценки их технического состояния. Потребитель может заранее  на основе заключения независимых экспертов  составить представление о качестве товаров.

Чтобы блокировать последствия  асимметричности информации, государство  может использовать следующие инструменты:

1) Лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности, для чего обычно требуется документальное подтверждение профессиональных навыков субъекта;

2) Стандартизацию и сертификацию, причём на такие товары, как  продукты питания или лекарственные  препараты, сертификация государственными  органами предусматривается в  обязательном порядке. В 1995 г.  принят Закон Республики Беларусь  «О сертификации продукции, работ  и услуг», создана Национальная  система сертификации Республики  Беларусь;

3) Контроль рекламной активности  продавцов, препятствующий размещению  ложной или вводящей в заблуждение  рекламы. В Республике Беларусь  действует Закон «О рекламе», одной из целей которого является  ограждение потребителей от недостоверной  информации, усугубляющей проблему  вытеснения добросовестных продавцов  заведомо недобросовестными. 

Итак, асимметрия информации в Республике Беларусь имеет  свои особенности. При наличии информационной асимметрии нередко необходимо государственное  вмешательство в рыночную экономику, что, впрочем, не гарантирует безусловного решения этой проблемы, поскольку  изъяны свойственны не только рынку, но и государству. Вместе с тем  при пассивном отношении к  провалам рынка, среди которых асимметричная  информация занимает важное место, потери неизбежны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, одной из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией - это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.

Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает  ряд экономических проблем. Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником).

На рынках с асимметрией информации выделяют два вида проблем - неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Пример неблагоприятного отбора - рынок «лимонов», модель, предложенная Джорджем Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Пример морального риска - рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полной информацией о качестве товара или объекте сделки.

Существуют различные меры и  способы регулирования асимметрии информации, представляющие собой государственное  регулирование, действие рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее.

В Республике Беларусь асимметричность информации имеет свои особенности. Для снижения морального риска на рынках страхования применяются различные способы, такие как создание анкет или специальных предложений в виде вакцинации населения. Также широкое применение в области регулирования асимметрии информации в Беларуси получили такие методы, как ценовая политика, прямое участие в производстве, контроль за производством и сбытом, лицензирование, стандартизация и сертификация, контроль за рекламной деятельностью.

Подводя итог, можно сказать, что в научном  мире сделали существенный шаг в  понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью  избавиться от ее негативных последствий  невозможно.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебное пособие. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 368 с.

2) Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Неопределенность и риск в экономике: Курс лекций. – Минск 2009. – 128 с.

3) 50 лекций по микроэкономике. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 50.economicus.ru. – Дата доступа: 20. 11. 2012.

4)  Новости Tut.by. [Электронный ресурс] – Режим доступа: news.tut.by. – Дата доступа: 20. 11. 2012.

 

 

Правикова М.В., ФМ, 2 к., ДКИ-1, 03.12.2012


Информация о работе Асимметричность информации в рыночной экономике