Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере филиала Кооппром Березинского райпо.
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной политики;
- определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии;
- проанализировать ассортиментную политику филиала Кооппром Березинского райпо;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
“Белорусский государственный
экономический университет”
Кафедра управления
коммерческой
деятельностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Коммерческая деятельность
на тему:
Ассортиментная политика
и ее роль в коммерческой
деятельности организации (на
примере филиала
Кооппром Березинского
райпо)
Студентка
ФЭУТ, 3 курс, ДГЗ А.И.Зинкевич
Руководитель Н.П.Пономарёва
кандидат экономических наук,
доцент
МИНСК 2011
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.
Многие руководители, полагаясь только на собственный опыт, проблемы со сбытом относят к объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело к субъективным. Опыт показывает, что на большинстве малых и средних предприятиях трудно получить ответ на вопрос: «Какова ассортиментная политика Вашего предприятия? На какие сегменты рынка ориентировано Ваше предложение? Каким ассортиментным стратегиям Вы привержены?»
К сожалению, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Я считаю, что первостепенное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента и установление такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять.
Тема моей курсовой работы «Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации». Актуальность выбранной темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере филиала Кооппром Березинского райпо.
Цель
работы предопределила постановку и
необходимость решения
-
овладеть достаточными
-
определить особенности
-
проанализировать
-
внести рекомендации по
Объектом данного исследования является филиал Кооппром Березинского райпо, а предметом – ассортиментная политика данного предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из трех глав. В ней последовательно раскрываются поставленные во введении задачи, описываются и анализируются различные точки зрения на них. Первая глава посвящена теоретическому обзору исследуемой проблемы: раскрывается сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия в литературном аспекте, определяются ее цели, задачи и принципы, исследуются факторы, влияющие на выбор ассортиментной стратегии, технология планирования ассортимента товара на промышленном предприятии.
Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта и производится развернутый анализ ассортиментной политики филиала Кооппром Березинского райпо.
Третья глава посвящена рекомендациям по повышению эффективности ассортиментной политики исследуемого предприятия.
Для более подробного и всестороннего раскрытия моей темы были использованы разнообразные источники: книги, указы, статьи, ресурсы интернета.
1.Теоретические
основы формирования
ассортиментной
политики торгового
предприятия
1.1
Сущность ассортиментной
политики. Влияние внешних
и внутренних факторов
на ассортиментную политику
предприятия
В условиях развития
Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка. (ВИНОГРАДОВА)
Стратегия
формирования ассортимента товаров
в организациях должна быть направлена
на его развитие, обновляемость, комплексность
предложения населению и
Современная ассортиментная политика предполагает решение трех взаимосвязанных задач:
-
удовлетворение спроса
-
гибкое реагирование на
-
обеспечение финансовой
Ассортиментная политика организации включает в себя: сегментацию рынка и выбор целевых рынков; изучение требований потребителей к товарам, методам продаж, сервису, услугам; определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации; определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов; разработка стратегии реализации товаров.
Сегментация рынка – один из важнейших инструментов ассортиментной политики, и от того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит конкурентоспособность организации. Сегментация рынка и выбор целевых рынков предполагает формирование ассортимента товаров, исходя из комплекса различных групп потребителей. Знание различий между отдельными типами потребителей и их запросами дает возможность коммерческим работникам более тесно увязывать потребности с предложением товаров и услуг на стадиях их закупки и реализации.
При выборе целевого рынка торговая организация должна:
-
оценить свои сильные и слабые
стороны, оказывающие
-
провести анализ факторов
-
сформировать стратегию
-
провести организационно-
-
внести при необходимости
Изучение
требований потребителей к товарам,
методам продаж, сервису и услугам
является важной составляющей ассортиментной
политики организации. Учитывая требования
населения, можно создать
Фактически
ассортиментную политику должен определять
потребитель, так как он является
реальным заказчиком товаров и услуг.
Промышленные предприятия и организации
торговли должны выступать в роли
исполнителей требований потребителей,
обеспечивая и поддерживая
Определение ассортимента товара наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую деятельность организации, осуществляется с учетом следующих подходов:
-
совокупный ассортимент
- широта и глубина ассортимента должны быть ориентированы на требования конкретного покупателя. Широкий ассортимент товаров позволяет ориентироваться на требования потребителей и стимулировать продажу, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.
Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов, осуществляется на основе маркетинговых исследований.
В соответствии с концепцией жизненного цикла товар проходит ряд стадий:
-
первая стадия – внедрение,
т.е. появление товара на
-
вторая стадия – рост. На этой
стадии происходит увеличение
реализации до желаемого
-
третья стадия – зрелость, при
которой достигается
-
четвертая стадия – спад. Данная
стадия характеризуется
В ассортименте торговой организации должны присутствовать товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Организация исследования и учет стадий жизненного цикла товаров позволяет создавать оптимальный ассортимент, принимать обоснованные решения изменения цен на различных этапах реализации товара, обеспечивать конкурентные позиции организации.
Стратегии реализации товара должна разрабатываться с учетом общей коммерческой стратегии организации на товарном рынке. Такой подход обеспечивает достижение целей организации, объединяет все элементы коммерческой работы и позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.