Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации (на примере филиала Кооппром Березинского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере филиала Кооппром Березинского райпо.
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной политики;
- определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии;
- проанализировать ассортиментную политику филиала Кооппром Березинского райпо;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач2.docx

— 92.40 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  “Белорусский государственный  экономический университет” 
 

Кафедра управления

коммерческой  деятельностью 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Коммерческая деятельность

на тему:  Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации (на примере  филиала Кооппром Березинского райпо) 
 
 
 

Студентка 

ФЭУТ, 3 курс, ДГЗ               А.И.Зинкевич

                                           

Руководитель Н.П.Пономарёва  

кандидат экономических  наук,

доцент

                                                                                        

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3-4

 

ВВЕДЕНИЕ

     На  современном этапе развития экономики  Республики Беларусь особую актуальность приобретают вопросы улучшения  управления ассортиментом товаров  народного потребления. Между тем  в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия  промышленности недостаточно учитывают  изменения спроса при формировании своих производственных программ, а  торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия  на промышленность по совершенствованию  производимого ассортимента товаров.

     Многие  руководители, полагаясь только на собственный опыт, проблемы со сбытом относят к объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело к субъективным. Опыт показывает, что на большинстве малых и средних предприятиях трудно получить ответ на вопрос: «Какова ассортиментная политика Вашего предприятия? На какие сегменты рынка ориентировано Ваше предложение? Каким ассортиментным стратегиям Вы привержены?»

     К сожалению, руководство многих предприятий  недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений  экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

     Я считаю, что первостепенное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента и установление такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять.

       Тема моей курсовой работы  «Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации». Актуальность выбранной темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.

     Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере филиала Кооппром Березинского райпо.

     Цель  работы предопределила постановку и  необходимость решения следующих  взаимосвязанных задач исследования:

     - овладеть достаточными теоретическими  знаниями в области ассортиментной  политики;

     - определить особенности формирования  товарного ассортимента на промышленном  предприятии;

     - проанализировать ассортиментную  политику филиала Кооппром Березинского райпо;

     - внести рекомендации по повышению  эффективности ассортиментной политики  предприятия.

     Объектом  данного исследования является филиал Кооппром Березинского райпо, а предметом – ассортиментная политика данного предприятия.

     Структурно  курсовая работа состоит из трех глав. В ней последовательно раскрываются поставленные во введении задачи, описываются и анализируются различные точки зрения на них. Первая глава посвящена теоретическому обзору исследуемой проблемы: раскрывается сущность и содержание ассортиментной политики промышленного предприятия в литературном аспекте, определяются ее цели, задачи и принципы, исследуются факторы, влияющие на выбор ассортиментной стратегии, технология планирования ассортимента товара на промышленном предприятии.

     Во  второй главе дается организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта и производится развернутый анализ ассортиментной политики филиала Кооппром Березинского райпо.

     Третья  глава посвящена рекомендациям по повышению эффективности ассортиментной политики исследуемого предприятия.

       Для более подробного и всестороннего  раскрытия моей темы были использованы разнообразные источники: книги, указы, статьи, ресурсы интернета.

 

1.Теоретические основы формирования ассортиментной     политики торгового предприятия 

1.1 Сущность ассортиментной политики. Влияние внешних и   внутренних факторов на ассортиментную политику предприятия 

       В условиях развития конкуренции  и возрастания неопределенности  внешней по отношению к предприятию  среды все более необходимым  становится стратегический подход  к управлению ассортиментом. Такой  подход обеспечивает разработка  ассортиментной политики организации.  Ассортиментная политика организации  - система мер стратегического  характера, направленная на формирование  конкурентоспособной модели, обеспечивающей  устойчивые позиции предприятия  на рынке и получение необходимой  прибыли.

     Эта политика является центральным элементом  коммерческой стратегии предприятия  на рынке. Главной ее целью в современных  условиях хозяйствования является определение  набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка. (ВИНОГРАДОВА)

     Стратегия формирования ассортимента товаров  в организациях должна быть направлена на его развитие, обновляемость, комплексность  предложения населению и сбалансированность. Отсутствие в продаже нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий  запросам потребителей ассортимент  порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности работы организации. Сбалансированным является ассортимент, сочетающий различные виды и разновидности  товаров в группе и разные группы товаров организации.

     Современная ассортиментная политика предполагает решение трех взаимосвязанных задач:

     - удовлетворение спроса конкретных  групп потребителей;

     - гибкое реагирование на требования  рынка;

     - обеспечение финансовой устойчивости организации.

     Ассортиментная  политика организации включает в  себя: сегментацию рынка и выбор целевых рынков; изучение требований потребителей к товарам, методам продаж, сервису, услугам; определение ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации; определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов; разработка стратегии реализации товаров.

     Сегментация рынка – один из важнейших инструментов ассортиментной политики, и от того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит конкурентоспособность организации. Сегментация рынка и  выбор целевых рынков предполагает формирование ассортимента товаров, исходя из комплекса различных групп потребителей. Знание различий между отдельными типами потребителей и их запросами дает возможность коммерческим работникам более тесно увязывать потребности с предложением товаров и услуг на стадиях их закупки и реализации.

     При выборе целевого рынка торговая организация  должна:

     - оценить свои сильные и слабые  стороны, оказывающие непосредственное  влияние на целевой рынок;

     - провести анализ факторов внешней  среды и степени их влияния  на целевой рынок. В результате  анализа устанавливается насколько  согласуются между собой предполагаемое  развитие целевого рынка и  внешняя среда, оцениваются связи  действующих целевых рынков с  общим рынком потребительских  товаров;

     - сформировать стратегию развития  целевого рынка. Этот этап сопровождается  определением цели освоения нового рынка, отражающей избранную позицию организации;

     - провести организационно-технологические  мероприятия, направленные на  реализацию товаров целевого  рынка;

     - внести при необходимости корректировки  в стратегию целевого рынка. 

     Изучение  требований потребителей к товарам, методам продаж, сервису и услугам  является важной составляющей ассортиментной политики организации. Учитывая требования населения, можно создать конкурентоспособный  ассортимент, сохранить конкурентные позиции на потребительском рынке, сформировать позитивный имидж организации.

     Фактически  ассортиментную политику должен определять потребитель, так как он является реальным заказчиком товаров и услуг. Промышленные предприятия и организации  торговли должны выступать в роли исполнителей требований потребителей, обеспечивая и поддерживая сбалансированность спроса и предложения.

     Определение ассортимента товара наиболее предпочтительного  для потребителей и обеспечивающего  экономическую деятельность организации, осуществляется с учетом следующих  подходов:

     - совокупный ассортимент товаров  должен быть рентабельным;

     - широта и глубина ассортимента  должны быть ориентированы на требования конкретного покупателя. Широкий ассортимент товаров позволяет ориентироваться на требования потребителей и стимулировать продажу, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

     Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих  жизненных циклов, осуществляется на основе маркетинговых исследований.

     В соответствии с концепцией жизненного цикла товар проходит ряд стадий:

     - первая стадия – внедрение,  т.е. появление товара на рынке  и первые продажи;

     - вторая стадия – рост. На этой  стадии происходит увеличение  реализации до желаемого уровня;

     - третья стадия – зрелость, при  которой достигается предельный  уровень продаж;

     - четвертая стадия – спад. Данная  стадия характеризуется уменьшением  объема реализации, связанным с  вытеснением товара более конкурентоспособным.

     В ассортименте торговой организации  должны присутствовать товары, находящиеся  на разных стадиях жизненного цикла. Организация исследования и учет стадий жизненного цикла товаров позволяет создавать оптимальный ассортимент, принимать обоснованные решения изменения цен на различных этапах реализации товара, обеспечивать конкурентные позиции организации.

     Стратегии реализации товара должна разрабатываться  с учетом общей коммерческой стратегии  организации на товарном рынке. Такой  подход обеспечивает достижение целей  организации, объединяет все элементы коммерческой работы и позволяет  наиболее эффективно использовать имеющиеся  ресурсы.

Информация о работе Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации (на примере филиала Кооппром Березинского райпо)