Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью написания данной работы является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
- оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
- оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы аудита оплаты труда
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита оплаты труда. 5
1.2 Цель и задачи аудита оплаты труда. 7
1.3 Источники аудиторской проверки оплаты труда 9
Глава II. Аудиторская проверка оплаты труда в ООО «Гуд Маркет»
2.1 Краткая экономическая характеристика и оценка системы внутреннего контроля аудита оплаты труда 10
2.2 Планы программы аудита оплаты труда 13
2.3 Рекомендации и выводы по аудиту учета оплаты труда 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Общество «Гуд Маркет» действует на основании Устава, Гражданского Кодекса и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак предприятия и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
В соответствии с Уставом часть чистой прибыли, размер которой определяется Общим собранием, распределяется пропорционально количеству долей, которыми владеют участники.
Кроме того, необходимо отметить, что прибыль направляется на обновление товарного ассортимента, совершенствование материально-технической базы, функционирование деятельности общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.
Основной деятельностью ООО «Гуд Маркет» является получение максимальной прибыли посредством удовлетворения материальных и социальных потребностей его участников и населения.
Основная функция предприятия - розничная торговля в неспециализированных магазинах.
Общество вправе осуществлять и иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ. Отдельные виды деятельности - при наличии лицензии.
Согласно Уставу предприятия высшим органом общества является общее собрание его участников, которое может быть очередным и внеочередным.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором (единым исполнительным органом общества), который подотчетен и избирается общим собранием участников общества на 3 года.
При оценке эффективности
и надежности системы внутреннего
контроля в целом, контрольной среды
и отдельных средств контроля
аудиторская организация
Система внутреннего контроля ООО «Гуд Маркет» должна включать в себя:
надлежащую систему бухгалтерского учета;
контрольную среду;
отдельные средства контроля.
Произведем оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля в ООО «Гуд Маркет», касающейся учета оплаты труда.
Учет оплаты труда осуществляет бухгалтер при непосредственном контроле главного бухгалтера. Начисление заработной платы производится автоматизированным способом в программе «1С: Зарплата, кадры» на основании нарядов и табелей. И далее, сформированные бухгалтерские проводки попадают в общую сетевую бухгалтерскую прогамму, где формируются различного рода группировочные ведомости.
Организованная система учета исключает возможность ошибки, в частности, арифметической, при начислениях, в сводах и группировках. При этом должностные оклады работников на повременной системе оплаты труда контролируются по штатному расписанию, составленному ПЭО предприятия и утвержденному руководителем. У рабочих-сдельщиков расценки также экономистами контролируются в программе и в нарядах.
Как видно из данного описания, возможность ошибки при начислении зачислении заработной платы ООО «Гуд Маркет» минимальна.
Таблица 1.
Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда
№ п/п |
Содержание |
Ответы |
Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава: |
||
1 |
Личные карточки (ф № Т-2) |
Да |
2 |
Приказ о предоставлении отпуска (ф № Т-6) |
Нет |
3 |
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (ф № Т-8) |
Да |
4 |
Ведутся ли на рабочих трудовые книжки |
Нет |
5 |
Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени |
Да |
6 |
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |
Да |
7 |
Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы |
Да |
8 |
Применяется ли ПК для расчета удержаний |
Да |
9 |
Перечисляется ли на получателя в срок заработная плата на счет «Депонированная оплата труда»? |
Да |
10 |
Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой «Депонированная оплата труда» в своде по начислению и удержанию оплаты труда? |
Да |
11 |
Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников? |
Да |
12 |
Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? |
Нет |
13 |
Все ли ставки и оклады по оплате труда соответствуют штатному расписанию? |
Да |
14 |
Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда? |
Да |
15 |
Подписывают ли ведомости лица, составившие их? |
Да |
16 |
Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры? |
Нет |
17 |
Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании |
Нет |
18 |
Разработаны ли инструкции по учету удержаний с оплаты труда? |
Нет |
19 |
Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному, медицинскому страхованию и пенсионному фонду |
Да |
20 |
Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда |
Да |
17/20*100%=85%
Таким образом, система СВК работает эффективно и риск контроля можно оставить на прежнем уровне.
2.2. Планы программы аудита оплаты труда.
Начальным этапом проведения аудита является планирование аудиторской проверки. Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности хозяйственных операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета. Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ, определение объема и времени проведения аудиторских процедур, а также разработку аудиторской программы.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Программа документально оформляется, т.е. обозначается номер или код каждой проводимой аудиторской процедуры. Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления плана и программы проверки аудитор определяет сам Прежде всего, целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др. Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.
Учет рабочего времени, соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы работников, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.). Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в отпуске, расчетам премий и других видов оплат, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
При проверке применяются такие
методы сбора аудиторских
При расчете начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.
К основным видам удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.). Для этой цели необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность этой информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода
Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а дебетовые данные по сч. 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др. Прежде всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения взносов и платежей, перечисляемых в бюджет.
Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные ошибки:
не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
не ведутся табели учета рабочего времени (ф. №Т-2);
не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков;
неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц;
неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.
Наряду с проверкой
аналитических и синтетических
данных расчетов по оплате важное значение
приобретает работа по улучшению
организации этого участка