Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель работы: теоритическое изучение принципов и механизма функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Методы исследования: анализ и синтез, описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатов являются комплексность и системность проведенного исследования.
В настоящее время денежное обращение, денежное хозяйство и всю банковскую систему в целом недостаточно представлять как совокупность денежных отношений и функций банковских организаций. Сюда также можно отнести различные принципы, нормы и правила организации.
Можно выделить несколько способов организации банковской системы в различных странах мира:
В двухуровневой
системе первый уровень представлен
центральным банком страны, второй
- коммерческими банками, подразделяющиеся
на универсальные и специализир
Первоначально
термин «центральный банк» подразумевал
самый крупный банк, находившийся
в центре системы. Затем такие
банки постепенно монополизировали
некоторые специфические
Что же касается коммерческих банков, то в их роли выступают юридические лица, выполняющие соответствующие банковские операции, получающие прибыль и выплачивающие налоги в бюджет государства.
Функции коммерческих банков:
1.2 Роль центрального банка в банковской системе
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Правительства во все времена понимали, что банковское дело может быть довольно прибыльным. Поэтому, от случая к случаю использовали центральный банк для обложения своих граждан косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде дохода от эмиссии денег, что вытекало из исключительного права центральный банк создавать деньги, и экономической прибыли, которую центральный банк получал в силу своей монополии на предоставление банковских услуг индивидам и фирмам.
Исторически
так сложилось, что одной из важных
функций является выполнение им роли
фискального агента государства. Даже
если политика государства социально
направлена, и оно не стремится
получить максимальную прибыль от банковской
деятельности и осуществления денежно-
Что касается
организации и структуры
Обычно выделяют следующие цели банковского надзора:
1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
2) защита
клиентов банка от «системного
риска», защита страхового фонда
или собственных фондов
3) обеспечение
доверия вкладчиков и
В некоторых
странах осуществление
Таким образом, современная банковская система - это важнейшая сфера национальной экономики любой развитой страны. Главенствующая роль в банковской системе принадлежит центральным банкам. Центральный банк выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование. Также, важная роль в кредитном механизме принадлежит коммерческим банкам, которые выполняют соответствующие банковские операции, получают прибыль и выплачивают налоги в бюджет государства.
2 Опыт становления банковских систем в переходных странах
Если говорить о странах с переходной экономикой (а именно о группе стран постсоциалистического лагеря), то стоит отметить, что за последние десять-двадцать лет развитие банковского сектора в этих странах происходило в необычайно сложных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и ее банковского сектора от распределительных отношений и административных методов управления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей роли государства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными с финансовой глобализацией. Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или о центральном банке.
На первоначальном
этапе в странах с переходной
экономикой наблюдался серьезный макроэкономический
дисбаланс, вызванный кризисом государственных
финансов, неэффективностью доминировавшего
государственного сектора экономики
(в том числе и
В ходе реформ бывшие социалистические страны сделали чрезмерную ставку на открытость своих экономик для иностранных инвесторов. Это не привело к существенному росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, но зато повысило привлекательность их финансовых и валютных рынков для спекулятивного капитала [2, с. 135].
Рассмотрим подробнее ситуацию в некоторых бывших социалистических странах.
Так, по сравнению с аналогичными странами состояние и динамика развития польской банковской системы выглядят очень перспективно. Законом о реструктуризации кооперативных банков была введена трехступенчатая структура кредитной кооперации (кооперативные банки, региональные банки, Банк продовольственного хозяйства) предусмотрены меры по поддержанию ликвидности и платежеспособности кооперативных банков (предполагается солидарная ответственность всех кооперативных банков, объединенных в региональный банк), определены источники финансирования убытков кооперативного банковского сектора.
Другая важная особенность банковской системы Польши – значительное присутствие иностранного капитала. В стране функционируют 15 банков со 100-процентным иностранным участием, 3 отделения и 37 представительств иностранных банков [4, С.215-228].
Заслуживает внимания последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации банков, который осуществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. Реструктуризация польских банков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.
Национальный банк Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенцию эмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского надзора. Однако, удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило привлекательность польской банковской системы для иностранных инвесторов.
Большой интерес представляет исследование банковских систем Чехии и Словакии. Чехия, имея более выгодные стартовые позиции, не испытывала в первой половине 90-х годов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, не достаточно адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских банках стали преобладать негативные тенденции, связанные с превышением допустимых норм кредитования и низким качеством кредитного портфеля, что привело к серьезному банковскому кризису. Вместе с тем в 1990-е годы доля плохих кредитов в совокупном кредитном портфеле чешских банков находилась на достаточно высоком уровне (в 1994-1995 гг. – 38%, в 1996 г. – 35%, в начале 2000-х годов – 30%). В 1996-1997 гг. банковская система Чехии пережила системный банковский кризис. Центральный банк и правительство Чехии в целях недопущения дальнейшей дестабилизации ситуации были вынуждены реализовать дорогостоящую (12% ВВП) программу реструктуризации проблемных банков.
В настоящее время в банковской системе Чехии очень сильны позиции иностранного капитала, прежде всего немецкого, австрийского и французского. Банковская система Чехии, как и Польши, органично интегрирована в банковскую систему Европейского союза [2, с. 137].
В отличие
от Чехии Словакия, оставшись практически
без кадрового потенциала, менее
промышленно развитая, изначально столкнулась
с серьезными экономическими трудностями
и была вынуждена реализовать
жесткую денежно-кредитную