Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоритическое изучение принципов и механизма функционирования банковской системы в целом и особенностей становления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Методы исследования: анализ и синтез, описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатов являются комплексность и системность проведенного исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

Количественные  и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

Главной целью  социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011 – 2015 годах является рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

За предстоящее  пятилетие планируется обеспечить рост реального  ВВП на 162 – 168 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 170 – 176 процентов, промышленной продукции – на 154 – 160 процентов, производства сельскохозяйственной продукции – на 139 – 145 процентов, а также инвестиций в основной капитал на уровне 190 – 197 процентов.

Исходя из указанной цели определены следующие  приоритеты социально-экономического развития страны:

    • развитие человеческого потенциала;
    • радикальная модернизация всех секторов экономики в целях создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
    • стимулирование предпринимательства и инициативы;
    • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    • развитие импортозамещающих производств;
    • устойчивое развитие регионов;
    • строительство качественного и доступного жилья;
    • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Достижению  высоких темпов экономического роста  и благосостояния населения в  рамках реализации указанных приоритетов  будут способствовать развитие науки  и инноваций, создание условий для  привлечения иностранных инвестиций в экспортоориентированные и  импортозамещающие производства, дальнейшее совершенствование  бюджетно-налоговой, антимонопольной и ценовой политики, а также модернизация экономических институтов и либерализация экономических отношений, что станет залогом высокоэффективного функционирования банковской системы страны.

Будет осуществлен  комплекс эффективных мер для  вхождения Республики Беларусь не позднее 2015 года в число пятидесяти стран  с  наиболее высоким уровнем человеческого потенциала.

Изменится технологическая  и отраслевая структура экономики, которая станет более наукоемкой, основанной на высокотехнологичном производстве, что станет возможным благодаря созданию национальной инновационной системы. Во всех отраслях экономической деятельности произойдет переход к обновлению основных средств.

Инвестиционная  деятельность будет направлена на модернизацию более трети существующих и создание около 1 млн. новых рабочих мест. В  структуре экономики увеличатся доля производств с высокой добавленной  стоимостью и удельный вес сферы  услуг. Произойдет активизация экономики  за счет широкого встраивания в нее  институтов частной собственности  и свободного от административных барьеров предпринимательства.

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти  в число тридцати стран с наиболее благоприятными условиями ведения  бизнеса, привлекательными для зарубежных инвесторов. Наряду с дальнейшим внедрением и развитием рыночных принципов в экономике политика государства в области банковской деятельности будет направлена на обеспечение стабильности, повышение конкуренции, поощрение деловой инициативы, укрепление доверия к банковскому сектору.

При принятии решений, затрагивающих деятельность банков, будут  учитываться установленные законодательством требования по обеспечению финансовой надежности банков, в том числе по осуществлению надлежащего управления рисками, соблюдению нормативов безопасного функционирования и формированию резервов на покрытие убытков. Развитие банковского сектора планируется в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. Участие банков в финансировании потребностей экономики предполагается осуществлять исключительно на конкурсной и добровольной основе, что наряду с реформированием системы финансирования государственных программ и соответствующими институциональными преобразованиями в секторе финансовых посредников повысит прозрачность деятельности банков, а также эффективность ее регулирования. При формировании условий деятельности банков, прежде всего с преобладающей долей государства в уставных фондах, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.

Ожидается снижение прямого влияния государства  на банковский сектор посредством участия  в акционерном капитале. Будут  сформированы благоприятные условия  для иностранных и внутренних инвестиций, в том числе благодаря  обеспечению безоговорочной защиты прав собственности и принятию мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на финансовом рынке Республики Беларусь. В то же время данная задача не должна решаться путем ослабления пруденциальных требований со стороны Национального банка, чтобы не привлечь в банковский сектор страны спекулятивный и ненадежный капитал. Предусматривается совершенствование  пруденциальных требований и ограничений  в соответствии с лучшей международной  практикой, что повысит устойчивость банковского сектора и, следовательно, его инвестиционную привлекательность.

В целях усиления конкуренции в банковском секторе  планируются создание правового  поля антимонопольного регулирования  и защиты конкуренции на рынке  банковских продуктов и услуг, дальнейшее повышение уровня транспарентности банковского сектора, снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков.

Основной  тенденцией институционального развития останется функционирование универсальных  банков, предлагающих постоянно расширяющийся комплекс продуктов и услуг [15].

Приоритетной  целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь  в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности  отечественных производителей и  важным ценовым сигналом для экономики.

В 2011 – 2015 годах  сохранится режим привязки обменного  курса белорусского рубля к стоимости  корзины иностранных валют. При  этом не исключается возможность  совершенствования самого механизма  корзины (в частности, пересмотр  долей иностранных валют, ежегодное  уточнение центрального значения и  ширины коридора колебаний стоимости  корзины).

Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях и задачах денежно-кредитной  политики будет содействовать улучшению  понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и  реализуемых мер. Кроме того, благодаря  четкому разъяснению подходов, лежащих  в основе принимаемых в денежно-кредитной  сфере решений, усилится воздействие  денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.

Вместе с  тем для совершенствования монетарной политики в настоящее время и  в среднесрочной перспективе  необходимо создание ряда условий в  других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы  также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой  стабильности. Достижение обозначенных целей в области совершенствования регулирования деятельности банков создаст благоприятные условия для стабильного развития банковского сектора Республики Беларусь, повышения устойчивости и эффективности его функционирования. 

К концу 2015 года банковский сектор, аккумулируя новейшие достижения и технологии банковского  дела, должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную часть экономики Республики Беларусь, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Наряду с нарастающим привлечением иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста.

Прогнозируется, что за 2011 – 2015 годы на фоне роста  прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь требования банков к экономике возрастут в 2,7 раза. По отношению к ВВП к концу 2015 года требования банков к экономике составят 70 процентов.

Отношение активов  к ВВП может достичь 85 процентов  при их абсолютном росте в 2,3 раза, при этом объем банковских услуг  возрастет в 3,5 раза.

Таким образом, в своем развития банковская система  Республики Беларусь прошла несколько  этапов: этап бурного экстенсивного  роста, когда развитие системы происходило  в основном за счет увеличение количества банков; этап интенсивного роста, когда банки стремились к диверсификации предлагаемых банковских услуг, максимизации удовлетворения клиентов и когда происходила ликвидация созданных ранее маломощных банков; современный этап развития банковской системы, для которого характерно доминирование группы крупнейших банков, во главе с Национальным банком и зрелая и последовательная политика в данной сфере.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в настоящее время ведущие банки и банковские системы мира уже не являются просто финансовыми институтами, они принимают активное участие во внешней и внутренней политике, оказывают огромное влияние на формирование экономической мощи страны. Успехи банковских систем Запада объясняются правильной политикой руководителей, использованием прогрессивных банковских технологий, обильным привлечением иностранного капитала как в банковские структуры, так и в целом в экономику.

На основе анализа опыта ряда стран с  переходной экономикой, в частности  Польши, Чехии, Словакии 1990-годов и  Японии послевоенного периода можно  сделать вывод, что эти страны столкнулись со схожими проблемами, как и Республика Беларусь после  обретения независимости. Однако поступательная и жесткая государственная политика на первоначальном этапе реформ и  определенная либерализация банковского  сектора и привлечение иностранного капитала в дальнейшем привели к  поступательному и эффективному развитию банковских систем этих стран.

В своем развития банковская система Республики Беларусь прошла несколько этапов: этап бурного  экстенсивного роста, когда развитие системы происходило в основном за счет увеличение количества банков; этап интенсивного роста, когда банки  стремились к диверсификации предлагаемых банковских услуг, максимизации удовлетворения клиентов и когда происходила  ликвидация созданных ранее маломощных банков; современный этап развития банковской системы, для которого характерно доминирование группы крупнейших банков, во главе с Национальным банком и  зрелая и последовательная политика в данной сфере.

Банковская  система Республики Беларусь остается ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые рынки и институты, надежно функционирующая платежная система и система надзора позволят обеспечить финансовую стабильность в стране как важнейшее условие поддержания положительной динамики экономического развития Республики Беларусь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Банковская система Японии: история и современность / А. Баландин // Банковское дело. – 2007. - № 7.

2 Ковзанадзе, И.В. Особенности развития банковских систем бывших социалистических стран // Вопросы экономики. 2003. - №5. С. 135-140.

3 Макроэкономика: Учебн. Пособие / под общ. Ред. Э. Л. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с.

4 Масленников, В. В. Зарубежные банковские системы. Иваново.: Талка, 1999. – 360 с.

5 Миллер, Р. Л., Ван-Хуз, Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник М.: ИНФРА – М. 2000. – 879 с.

6 Национальный банк Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 17.11.2013

7 Банки и небанковские  кредитные организации и их  операции: Учебник / Под ред. Е.Ф.  Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 491 с.

8 Банковский кодекс Республики  Беларусь: по состоянию на 1 августа  2009 г. – Минск: Национальный  центр правовой информации Республики  Беларусь, 2009. – 175 с.

9 Библиотека кредитов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://o-kreditah1.ru/konspekt-lekczij-po-kreditam/129-organizaciya-kommercheskix-bankov-ix-klassifikaciya-osnovnye-funkcii-kommercheskogo-banka.html. – Дата доступа: 15.11.2013

10 Википедия. Свободная  энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org›Эмиссия денег. – Дата доступа: 17.11.2013

11 Деньги, кредит, банки / Под. ред. Г.И. Белоглазовой : учебник.  – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат., 2009. – 620 с.

12 Деньги, кредит, банки: учебник  / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко,  О.И. Румянцева [и др.]; под ред.  проф. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск:  БГЭУ, 2007. – 444 с.

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности её развития в Республике Беларусь