Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:03, реферат
При выделении банковского надзора и контроля как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать:
а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);
б) специальный состав надзорно-контрольных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере;
в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого надзора и контроля (например, кредитные организации);
г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;
д) специальные методы и формы надзорно-контрольной деятельности.
Анализ банковского
Задача пруденциального надзора, по мнению О.Н. Антиповой состоит “в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации, в целях проведения действенных мероприятий для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций”.
Соответствующие полномочия
и процедуры банковского
Надзор осуществляется на
основании ежемесячных балансов
кредитной организации, к которым
прилагаются соответствующие
Помимо надзора за соблюдением кредитными организациями экономических нормативов Банк России следит за соблюдением ими норм обязательных резервов, депонируемых в Банке России, за финансовым положением и т.п.
Предметом направлений банковского надзора является надзор Банка России за соблюдением кредитными организациями установленных им правил осуществления банковских операций, включая наличных и безналичных расчетов в РФ, правил денежного обращения, порядком ведения кассовых операций и т.п. Кроме того, в рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями федеральных законов (например, антимонопольных, о защите прав потребителей банковских услуг), нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, касающиеся банков и банковской деятельности. В рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями требований к банковской безопасности, требований к банковской инфраструктуре. В ходе банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями требований банковского законодательства и Банка России к профессиональным и личным качествам руководителей кредитных организаций. Именно в процессе надзорно-контрольной деятельности Банк России проверяет соблюдение кредитными организациями своих предписаний и предупреждений, направленных на устранение обнаруженных правонарушений и недостатков.
В зависимости от того, на какой стадии государственного управленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора. Так, в момент создания кредитной организации банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.
В заключение необходимо отметить, что изучение особенностей банковского надзора, определение его места в механизме надзорно-контрольной деятельности РФ способствует не только развитию науки банковского права, но и может иметь вполне осязаемые практические результаты, связанные с улучшением надзорно-контрольной деятельности в банковской системе РФ.
Список использованных источников
1) Конституция РФ
2) Нормативные документы ЦБ РФ
3) «Закон о Банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1
4) «Закон о ЦБ РФ» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
5) Интернет источники (КонсультантПлюс, официальный сайт ЦБ)
Информация о работе Банковский надзор в системе государственного финансового контроля