Банковский надзор в системе государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

При выделении банковского надзора и контроля как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать:
а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);
б) специальный состав надзорно-контрольных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере;
в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого надзора и контроля (например, кредитные организации);
г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;
д) специальные методы и формы надзорно-контрольной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние банковской системы.docx

— 196.54 Кб (Скачать файл)

Анализ банковского законодательства позволяет сделать вывод, что  пруденциальный надзор отличается от других видов банковского надзора тем, что его предметом являются государственные стандарты, обеспечивающие устойчивость банковской системы и кредитных организаций.

Задача пруденциального надзора, по мнению О.Н. Антиповой состоит “в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации, в целях проведения действенных мероприятий для преодоления выявленных негативных явлений и тенденций”.

Соответствующие полномочия и процедуры банковского надзора  за соблюдением кредитными организациями  государственных стандартов закреплены в нормативных актах Банка  России.

Надзор осуществляется на основании ежемесячных балансов кредитной организации, к которым  прилагаются соответствующие справки  с расчетами фактических значений обязательных экономических нормативов и расшифровка отдельных балансовых счетов, подписываемые руководителем  и главным бухгалтером кредитной  организации. Ответственность за достоверное  и правильное составление расчетов обязательных экономических нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета нормативов несут  банки. При этом банки, у которых  отозвана лицензия на совершение банковских операций, обязательные экономические  нормативы не рассчитывают.

Помимо надзора за соблюдением  кредитными организациями экономических  нормативов Банк России следит за соблюдением  ими норм обязательных резервов, депонируемых в Банке России, за финансовым положением и т.п.

Предметом направлений банковского  надзора является надзор Банка России за соблюдением кредитными организациями  установленных им правил осуществления  банковских операций, включая наличных и безналичных расчетов в РФ, правил денежного обращения, порядком ведения  кассовых операций и т.п. Кроме того, в рамках банковского надзора  Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями федеральных  законов (например, антимонопольных, о  защите прав потребителей банковских услуг), нормативных правовых актов  Президента РФ, Правительства РФ, касающиеся банков и банковской деятельности. В рамках банковского надзора  Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями требований к банковской безопасности, требований к банковской инфраструктуре. В ходе банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями  требований банковского законодательства и Банка России к профессиональным и личным качествам руководителей  кредитных организаций. Именно в  процессе надзорно-контрольной деятельности Банк России проверяет соблюдение кредитными организациями своих предписаний и предупреждений, направленных на устранение обнаруженных правонарушений и недостатков.

В зависимости от того, на какой стадии государственного управленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора. Так, в момент создания кредитной организации банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.

В заключение необходимо отметить, что изучение особенностей банковского надзора, определение его места в механизме надзорно-контрольной деятельности РФ способствует не только развитию науки банковского права, но и может иметь вполне осязаемые практические результаты, связанные с улучшением надзорно-контрольной деятельности в банковской системе РФ.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1) Конституция РФ

2) Нормативные документы ЦБ РФ

3) «Закон о Банках и  банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1

4) «Закон о ЦБ РФ»  от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

5) Интернет источники  (КонсультантПлюс, официальный сайт ЦБ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Банковский надзор в системе государственного финансового контроля