Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:20, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3.
Введение______________________________________________________2
1. Несостоятельность ( банкротство) предприятий
1.1 Понятие и Виды банкротства___________________________5
1.2 Стадии и Признаки банкроства_________________________8
1.3 Причины банкротства_________________________________9
1.4 Меры по предупреждению банкротства__________________12
2. Порядок осуществления процедур банкротства. Роль и деятельность арбитражного суда.________________________________________13
3. Ликвидация фирм и предприятий____________________________16
3.1 Виды ликвидации юридического лица_____________________17
3.2 Принятие решения по ликвидации юридического лица_______18
3.3 Ликвидационная коммисия______________________________18
3.4 Официальное объявление о ликвидации юридического лица__19
4. Особенности банкротства некоторых категорий должников______21
4.1 Градообразующие организации___________________________21
4.2 Сельскохозяйственные организации_______________________22
4.3 Финансовые организации________________________________22
4.4 Стратегические организации и предприятия________________23
4.5 Субъекты естественных монополий________________________24
Заключение____________________________________________________25
Список использованной литературы_______________________________27
• на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.
1.3. Причины банкротства фирм и предприятий
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
• экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;
• социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за
рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные
притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.
• правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую
деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации
предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественнойпродукции.
• природно-климатические и экологические: наличие материальных
ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.
Внутренние факторы:
• материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития
техники и технологии, внедрением в производство научных открытий,
совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.
• организационные — факторы, обусловленные совершенствованием
организации производства,
труда и управления; выбором организационно-
а) организация производства: размещение предприятия по территории
страны; организация транспортных
связей; специализация, кооперация и разделение,
организация материально-технического
снабжения и сбыта продукции; организация
энергоснабжения, ремонтного обслуживания;
организация системы контроля за качеством;
организационно-техническая подготовка
производства; проведение текущего и капитального
ремонта; организация бесперебойной работы
оборудования; повышение сменности работы
оборудования; организациявнутрипроизводствен
б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда;
организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственныхвредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой ипроизводственной дисциплины; развитие коллективных форм труда;
совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;
в) организация управления: формирование организационной структуры;
создание экономичной и действенной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой полиикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;
• социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда.
К ним относятся:
1.4 Меры по предупреждению банкротства
Одной из мер по предупреждению банкротства является Досудебная санация.
Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
Осуществляемые в
рамках досудебной стадии
2. Порядок установления банкротства. Роль и деятельность Арбитражного суда.
В настоящее время общая процедура банкротства регламентируется и критерии несостоятельности определяются вышеуказанным федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Для возбуждения дела о банкротстве необходимо, чтобы должник (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обладал признаками банкрота. Для предпринимателя такими признаками является неудовлетворение указанных в законе требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником.
В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.
В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:
Для контроля за проведением
процедуры банкротства
Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.
Российское законодательство
не преследует цели обязательной ликвидации
предприятия при наличии
Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица, либо удовлетворением кредиторов. Преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство в Российской Федерации являются преступлениями.
В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:
1. Принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;
2. При выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации.
3. Признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.
Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции.
3. Ликвидация фирм и предприятий
Ликвидация юридического лица (фирмы, предприятия) — прекращение существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.
Ликвидация юридического лица также рассматривается, как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которых определен законом.
В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.
Юридическое лицо объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.
3.1 Виды ликвидации юридического лица
Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.