Банкротство и ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3.

Содержание

Введение______________________________________________________2
1. Несостоятельность ( банкротство) предприятий
1.1 Понятие и Виды банкротства___________________________5
1.2 Стадии и Признаки банкроства_________________________8
1.3 Причины банкротства_________________________________9
1.4 Меры по предупреждению банкротства__________________12
2. Порядок осуществления процедур банкротства. Роль и деятельность арбитражного суда.________________________________________13
3. Ликвидация фирм и предприятий____________________________16
3.1 Виды ликвидации юридического лица_____________________17
3.2 Принятие решения по ликвидации юридического лица_______18
3.3 Ликвидационная коммисия______________________________18
3.4 Официальное объявление о ликвидации юридического лица__19
4. Особенности банкротства некоторых категорий должников______21
4.1 Градообразующие организации___________________________21
4.2 Сельскохозяйственные организации_______________________22
4.3 Финансовые организации________________________________22
4.4 Стратегические организации и предприятия________________23
4.5 Субъекты естественных монополий________________________24
Заключение____________________________________________________25
Список использованной литературы_______________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 114.62 Кб (Скачать файл)

 • на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.

 

1.3. Причины банкротства фирм и предприятий

 

  Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

     •   экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

•    социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за

рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные

притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

•    правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую

деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации

предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественнойпродукции.

•    природно-климатические и экологические: наличие материальных

ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.

    Внутренние факторы:

     •    материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития

техники и технологии, внедрением в производство научных открытий,

совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.

•    организационные — факторы, обусловленные совершенст­вованием

организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы:

а) организация производства: размещение предприятия по территории

страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабжения и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контроля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ремонта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организациявнутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;

б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда;

организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственныхвредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой ипроизводственной дисциплины; развитие коллективных форм труда;

совершенствование системы  стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

в) организация управления: формирование организационной структуры;

создание экономичной  и действенной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­икой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

• социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда.

         К ним относятся:

  • материальная и моральная заинтересованность;
  • уровень квалификации работников;
  • уровень культуры труда;
  • отношение к труду;
  • изменение форм собственности на средства производства;
  • результаты труда и т.п.

 

1.4 Меры по предупреждению банкротства

 

Одной из мер по предупреждению банкротства является Досудебная санация.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником  имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными  лицами в целях предупреждения банкротства.

        Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

  Осуществляемые в  рамках досудебной стадии мероприятия  могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

 

2. Порядок установления банкротства. Роль и деятельность Арбитражного суда.

   В настоящее время общая процедура банкротства регламентируется и критерии несостоятельности определяются вышеуказанным федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  Для возбуждения дела о банкротстве необходимо, чтобы должник (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обладал признаками банкрота. Для предпринимателя такими признаками является неудовлетворение указанных в законе требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником.

В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий  – лицо, назначаемое арбитражным  судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы  по денежным обязательствам; участники  собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный  орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ.

  В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

  • наблюдение (продолжительность — не более семи месяцев);
  • финансовое оздоровление (продолжительность — не более двух лет);
  • внешнее управление (продолжительность — не более 18 месяцев; возможно продление не более чем на шесть месяцев);
  • конкурсное производство (продолжительность — шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться на срок до шести месяцев);
  • мировое соглашение.

Для контроля за проведением  процедуры банкротства создается собрание и, при определенных условиях, комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр требований кредиторов должника.

Предприятие считается банкротом  после признания факта о его  несостоятельности арбитражным  судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве  и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства –  соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия  свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Российское законодательство не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков  банкротства. Если имеются возможности  восстановить деятельность предприятия  с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные  реорганизационные процедуры, в  том числе назначение арбитражным  судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры  принимаются арбитражным судом  после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать  свои отношения с кредиторами.

Процедура банкротства завершается  либо ликвидацией должника-юридического лица, либо удовлетворением кредиторов. Преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство в Российской Федерации являются преступлениями.

В зависимости  от обстоятельств дела арбитражный  суд:

1.   Принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;

2.   При выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации.

3. Признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие  судебные инстанции.

 

3. Ликвидация фирм  и предприятий

 

 Ликвидация юридического лица (фирмы, предприятия) — прекращение существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

    Ликвидация юридического лица также рассматривается, как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которых определен законом.

В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Юридическое лицо объявляется  банкротом, если меры а процессе его  санации не привлекли к ожидаемым  результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

 

3.1 Виды ликвидации юридического лица

Условно все основания  ликвидации юридического лица можно  разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В  первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий