Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:20, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. С каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3.
Введение______________________________________________________2
1. Несостоятельность ( банкротство) предприятий
1.1 Понятие и Виды банкротства___________________________5
1.2 Стадии и Признаки банкроства_________________________8
1.3 Причины банкротства_________________________________9
1.4 Меры по предупреждению банкротства__________________12
2. Порядок осуществления процедур банкротства. Роль и деятельность арбитражного суда.________________________________________13
3. Ликвидация фирм и предприятий____________________________16
3.1 Виды ликвидации юридического лица_____________________17
3.2 Принятие решения по ликвидации юридического лица_______18
3.3 Ликвидационная коммисия______________________________18
3.4 Официальное объявление о ликвидации юридического лица__19
4. Особенности банкротства некоторых категорий должников______21
4.1 Градообразующие организации___________________________21
4.2 Сельскохозяйственные организации_______________________22
4.3 Финансовые организации________________________________22
4.4 Стратегические организации и предприятия________________23
4.5 Субъекты естественных монополий________________________24
Заключение____________________________________________________25
Список использованной литературы_______________________________27
Принудительная ликвидация юридического лица
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:
Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.
Добровольная ликвидация юридического лица
Ликвидация предприятия может быть добровольной, по решению участников или иного органа, уполномоченного учредительными документами, или принудительной по решению суда по иску уполномоченного государственного или муниципального органа.
3.2 Принятие решения о ликвидации юридического лица
Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.
Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ¾ голосов общего собрания акционеров. После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации. Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.
С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.
3.3 Ликвидационная комиссия
Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию — ликвидатора. Кандидаты на эту роль должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Это обусловлено тем, что на ликвидационную комиссию возлагаются широкие полномочия по управлению всеми делами ликвидируемого лица. В том числе к ней переходит и право распоряжения денежными средствами компании. Поэтому следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.
3.4 Официальное объявление о ликвидации юридического лица
Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для этого нужно дать объявление в журнал "Вестник государственной регистрации", уполномоченную публиковать подобного рода сведения
Если речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется в журнал "Вестник государственной регистрации". В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».
Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.
Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:
1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;
2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;
3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;
4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;
5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:
Затем выполняются обязательства перед:
Требования каждой последующей
очереди удовлетворяются после
полного удовлетворения требований
предыдущей очереди. В случае недостаточности
средств от продажи имущества
для полного удовлетворения всех
требований одной очереди, претензии
удовлетворяются
6. Разработку ликвидационного
баланса ликвидационной
4. Особенности банкротства некоторых категорий должников.
Действующее законодательство о банкротстве устанавливает некоторые особенности, с которыми осуществляются процедуры банкротства ряда категорий организаций – должников.
Рассмотрим типы таких должников и выделим основные особенности их банкротства.
4.1 Градообразующие организации.
Градообразующие организации - это компании, численность работников которых превышает 25% от численности работающего населения населенного пункта, в котором они расположены. Кроме того, к ним относятся и организации с численностью работников более 5 тыс. человек.
Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления в отношении градообразующих организаций вводятся под поручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа такого предприятия может быть осуществлена только при условии, что его покупатель принимает на себя обязательства по сохранению 50% рабочих мест на срок в три года.
4.2 Сельскохозяйственные организации.
К данной категории
относятся организации, для которых
производство, переработка
Все процедуры банкротства
в отношении
Преимущественное
право покупки имущества
4.3 Финансовые организации.
К данной категории
относятся кредитные
Отличительной чертой
процедуры банкротства
Другая особенность
заключается в возможности
При банкротстве
профессионального участника
4.4 Стратегические предприятия и организации.
К данной категории
относятся федеральные
Для признания таких предприятий банкротами установлен более длительный по сравнению с обычным период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной размер задолженности перед кредиторами (500 тыс. руб.).
Кроме того закон устанавливает дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия (стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления).
С учетом специфики деятельности, осуществляемой стратегическим предприятием, законом установлено требование о том, что внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, направленных на выполнение государственного оборонного заказа.
При продаже стратегического предприятия должно сохраняться целевое назначение его имущества.
4.5 Субъекты естественных монополий
Банкротство
субъектов естественных
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции. Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику-субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. При этом указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом. Кроме того, арбитражному суду должны быть представлены доказательства неудовлетворения их в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника первой и второй очереди: 1) имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов; 2) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в производстве (ст.59 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве»).