Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа
Объект исследования – уровень жизни населения в современной России.
Предмет исследования – бедность как социальный феномен.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение современного состояния бедности в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие бедности. Комплекс показателей бедности
1.2. Концепции определения бедности
1.3. Понятие нищеты и ее причины
2. АНАЛИЗ БЕДНОСТИ В РОССИИ
2.1. Прожиточный минимум в России
2.2. Бедность как фактор снижения качества жизни населения в России
2.3. Специфика российской бедности
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ
3.1. Модель российского мониторинга бедности
3.2. Институциональное решение проблемы бедности в России
3.3. Пути преодоления бедности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как уже отмечалось, национальные системы мониторинга большинства развитых стран, в отличие от России, опираются на множество однокритериальных и согласованных линий бедности. Если распространить данный опыт на Россию, то целесообразной представляется разработка трех групп линий бедности, в каждой из которых представлены пороговые значения для выделения общей и экстремальной бедности.
Первая группа — для целей текущего мониторинга и принятия управленческих решений. Она включает абсолютную монетарную линию бедности, рассчитанную на основе прожиточного минимума, и абсолютную монетарную социальную линию бедности для установления минимального гарантированного дохода. В перспективе целесообразен переход от абсолютного монетарного к относительному монетарному порогу.
Вторая группа — для решения аналитических задач — включает относительную и субъективную немонетарные линии бедности. Для комплексного анализа, включая выделение согласованной бедности, целесообразно использовать три критерия: прожиточный минимум (абсолютная монетарная линия бедности), индекс депривации (относительная немонетарная линия бедности) и субъективную немонетарную линию бедности. В эту группу также включена национальная немонетарная линия, относящая к крайне бедным всех, кто имеет уровень потребления калорий ниже рекомендуемого в соответствии с медицинскими нормами. Необходимость проведения международных сопоставлений обуславливает формирование третьей группы линий бедности, объединяющей относительную и абсолютную монетарные границы бедности. Первая определяется на уровне 60% от медианного дохода, а вторая исчисляется исходя из оценки стоимости дневного потребления на уровне 2,15 долларов США, пересчитанного в национальную валюту по паритету покупательной способности.
В развитие национальной
методологии определения и
Бедность как экономическая и социальная категория является относительной во времени и пространстве, поэтому подходы к ее измерению постоянно трансформируются под влиянием экономических, социальных, политических и институциональных факторов. Методические подходы к оценке бедности должны быть согласованы с обозначившимися тенденциями динамики развития и достигнутым уровнем экономического, политического и социального развития; с системой приоритетов государственной политики в области экономики и социальногоразвития; с существующей системой организации источников данных о бедности и перспективами их совершенствования.
Любая концепция
определения и измерения
Однако в монетарном измерении абсолютная, относительная и субъективная линии бедности представляют собой ряд не альтернативных, а эволюционных линий бедности. Относительная выше абсолютной, субъективная, в свою очередь, выше относительной, а денежное измерение снимает проблему исключения из числа бедных при переходе к линиям более высокого порядка. В случае немонетарных линий при переходе от одной линии к другой или от монетарной к немонетарной часть бедных теряет этот статус по той причине, что ряд форм проявления бедности не находит своего отражения в динамике денежных доходов населения. Для повышения степени состоятельности и непротиворечивости оценок бедности используют метод совмещения различных определений, результатом которого является выделение сегментов полностью согласованной, частично согласованной и однокритериальной бедности.
3.2. Институциональное решение проблемы бедности в России
Институциональная структура экономики любой страны - это, прежде всего, результат прошлых действий государства и спонтанного эволюционного отбора наиболее эффективных институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Такие меры хотя и деформируют институциональную структуру в отрасли, но в незначительной степени.
Особенности, определяющие специфические черты российского характера и общественного устройства государства, которые препятствуют уменьшению бедности и неравенства, - это: неразделимое слияние собственности и власти; точка опоры, вынесенная вовне, связанная с верховной государственной властью; массовая установка на патерналистское государство; низкая ценность человеческой жизни и личности.
Институты, которые поддерживают рыночные трансакции, тем самым могут влиять на бедных. Исследования, проведенные в отдельных странах, а также работы эмпирического характера по сопоставлению положения в разных странах в значительной степени способствуют более глубокому пониманию институционального развития и развития рынка.
Снижение уровня бедности в России признано одним из приоритетов политики государства, но пока позитивные изменения на региональном уровне более заметны в снижении глубины бедности, в меньшей степени - в выводе из этого состояния. Мешает не только медленный рост доходов бедного населения и сохранение значительного неравенства по доходу, но и неэффективность существующей системы социальной защиты. Значительные риски роста бедности возникают в связи с повышением цен на услуги ЖКХ и предстоящей реформой этого сектора. На сегодняшний момент мы имеем расколотое общество, без среднего класса, объединить которое можно только при опосредующей роли самого государства. Реальная цель развития государства РФ закреплена в статье 7 Конституции России: повышение уровня жизни, обеспечение безопасности и достойной жизни граждан РФ. [13]
Внедрение стратегий сокращения и преодоления бедности в обществе в практику работы служб социальной защиты населения предполагает создание благоприятного общественного мнения и условий для проявления инновационной активности всех участников процесса, участвующих в реализации социальной политики.
Важнейшую роль
в качестве институтов, определяющих
состояние жизнедеятельности
Таким образом, главными целями развития человека признаны: долгая и здоровая жизнь; приобретение, расширение и обновление знаний; доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни. Процессы рыночной трансформации и глобализации требуют уточнения составляющих институционального механизма государственного регулирования снижения бедности. Основными элементами такого механизма являются: перераспределение доходов с целью их выравнивания; реформирование системы адресной социальной помощи; разработка и использование социальных индикаторов; разработка и использование программы борьбы с бедностью; формирование системы защиты от безработицы; развитие нового института накопительных пенсий. Развитие по принципу «благосостояние для большинства» зависит от процесса формирования среднего класса. Расколотое общество объединить может только эффективное государство, которому вменены следующие обязательства: по отношению к обществу - ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности, получая отдачу в виде легитимности власти и общественной поддержки; по отношению к бизнесу - гарантирование прав собственности, благоприятного предпринимательского климата и поддержки за рубежом, получая отдачу в виде поддержки со стороны капитала и соблюдения законов.
Баланс между обществом и бизнесом строится по принципу «социально-ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его проектов». Так обеспечивается социальная консолидация. Эффективное развитие экономики и социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти. Государство в рыночной экономике должно выступать в следующих ролевых функциях: организации экономического порядка; предпринимательства на основе государственной собственности; выражения общественных целей и интересов. Рынок труда и занятость – это институт рыночной экономики, в которых можно дополнительно выделить институтами законодательство о труде и занятости. В экономической науке ведутся дискуссии о зрелости существующих институтов. Серьезной институциональной проблемой в российской науке является исключение из конституционального и трудового законодательства понятие «права о труде» Для решения институциональных проблем считаем целесообразным включить в законодательство понятие «право на труд» как элемент равноправия и справедливости и «стоимости рабочей силы» как основы регулирования вознаграждения за труд. Развитие рабочих мест и поддержка находящихся под риском увольнений работников, реализуемая в рамках общей экономической, финансово-кредитной политики и за счет собственных средств работодателей, позволяет частично снять угрозу значительного роста открытой безработицы.
Таким образом, можно говорить о необходимости продуманной государственной программы эффективного регулирования заработной платы, которая позволила бы преодолеть такое негативное явление современной России, как трудовая бедность. При этом надо помнить, что экономический рост в России прямо не ведет к сокращению уровня бедности вследствие огромной дифференциации доходов и наличия теневого сектора экономики.
Без государственной экономической политики, направленной на справедливое распределение и перераспределение результатов экономического роста, проблему бедности не решить.
Основные направления государственной политики сокращения бедности в докризисный и кризисный период остаются без изменений (совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста; развитие социальной политики; сбалансированная региональная политика; расширение и углубление процесса участия; разработка и развитие системы мониторинга). Однако существенный акцент в условиях кризиса делается на макроэкономическую стабильность и создание платформы для обновления экономики, проведения стратегических реформ и наращивания возможностей для повышения уровня благосостояния населения в будущем.
В современных условиях регулирование политики по снижению уровня бедности через целевые программы является наиболее эффективным. При этом цели программ регионального уровня должны быть направлены прежде всего на активизацию организационно-хозяйственного потенциала региона для реализации механизма самонастройки, самообеспечения в современных условиях социальной жизни. Во всех случаях бедность - это состояние, которое ведет к осложнению, а иногда и к разрыву социальных связей. Регулирование социальных связей позволит преодолеть бедность. Именно в случае восстановления или строительства новых социальных связей с учетом типа развития или трансформации общества возникает возможность формирования необходимого количества.
3.3 Пути преодоления бедности в России
Проблема бедности существует в любом обществе в той или иной мере. Для России это одна из острейших социальных проблем на сегодняшний день. Ведь бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития: достойной работе, качественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей и молодежи и реализации творческого начала. Низкий уровень доходов совместно с их поляризацией приводит к социальной напряженности в обществе, препятствует его успешному развитию, вызывает кризисные явления, как в семье, так и в целом государстве.
Нарастающая в российских городах бедность вызывает серьезную тревогу.
Резкое снижение уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность в городах.
Глубина, продолжительность и масштаб бедности - важнейшие показатели состояния общества и эффективности мер, ориентированных на ее сокращение.
Городская бедность становится одной из острейших проблем, стоящих перед органами городского самоуправления.
Одной из основных проблем разработки стратегий борьбы с бедностью является достоверная информация о масштабах бедности на уровне поселений. Практически в каждом российском городе приняты программы, посвященные социальной защите населения, в городских бюджетах определены расходы на социальную помощь малоимущим слоям населения. Основой муниципальной борьбы с бедность являются экономические меры.
Бедным свойственен ряд черт: ожидание негативных результатов и пессимистический стиль поведения, неверие в справедливость, низкая самооценка, влияющая на уровень притязаний и мотивации. Заставить людей работать невозможно, если раньше государство заставляло, то сейчас ему всё равно, работаем мы или нет. Мы сами строим свою жизнь и выбираем свой уровень жизни. У нас богатая страна, но бедные люди. Наше питие и безалаберность отправили многих за черту бедности, в связи с этим, снизился интеллектуальный уровень, люди хотят много получать, но ничего для этого не делать.