Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:20, реферат
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.
Возрастной состав безработных.
Средний возраст безработных
в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь
до 25 лет составляет среди безработных
32,3%, в том числе в возрасте
15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень
безработицы отмечался в
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.
Рис.1.4.2 Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в августе 2012
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля
застойной безработицы
Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.
В августе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).
Рис.4.1.3 уровень безработных по методологии МОТ по федеральным округом
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
2.Проблемы занятости населения
Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему междуна родного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с ря дом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и по рождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозна чившихся в середине 90-х годов, можно назвать:
- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,
- активное перераспределение
занятых между государственным
и негосударственным секторами
экономики в пользу последнего,
ускоренный рост занятости в
частном секторе, развитие
- процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолют ное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обес печение населения, кредитование, финансы, страхование и др.
- глубокое изменение структуры
занятости в промышленности (ускоренный
рост численности промышленно-
- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.),
- легализацию безработицы
и быстрое ее распространение
на территории России в связи
с сокращением спроса на
- трансформацию скрытых
резервов рабочей силы в "
- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы,
- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм,
- активное развитие
Массовая занятость населения
в неформальной экономике искажает
представления о его реальных
доходах и уровне жизни, социальной
стратификации общества, соотношении
спроса и предложения рабочей
силы, действительных масштабах безработицы.
Она свидетельствует о
В 90-е годы серьезное деформирующее
воздействие на процессы реструктуризации
занятости оказывали
- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспе чении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы,
- "размытости" фактического
положения человека в
- Вместе с тем ряд
достигнутых в прошлом
Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повы шение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет.
В сложившейся ситуации рост безработицы,
являющейся фактором углубления бедности
и социальной нестабильности в обществе,
превращается в одну из наиболее значимых
угроз экономической
Основным принципом
К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализа ции с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии пред принимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаи модействия интересов труда и капитала под контролем государства.
Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестици онной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-эконо мических преобразований.
Основное направление
- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выжива ния населения малых городов различного типа в условиях обваль ного спада производства и разрушения сложившейся региональ ной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;
- стимулирование вложений в человека, накопления "человечес кого капитала" (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалифи кации и переподготовку), в наращивание профессионального мастер ства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.
Меры по стабилизации ситуации
в сфере занятости. К числу
главных направлений
- ориентацию экономической политики на содействие расшире нию занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления про изводства, преодоление практики несвоевременной выплаты заработ ной платы и возврат накопившейся задолженности;
- становление эффективного
рынка труда, предполагающее
- отладку механизма увязки
формирующегося рынка
Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:
- выработка и введение
действенных стимулов
- целенаправленное формирование
государственного сектора
- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства,
- законодательное оформление
существования кооперативной