Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:20, реферат

Краткое описание

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.08 Кб (Скачать файл)

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень  безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению  с августом 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Рис.1.4.2 Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в  августе 2012

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 28,3% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 30,3%, среди городских - 27,1%.

Наличие опыта работы. В  численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность  по сравнению с августом 2011г. уменьшилась  на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.

В августе 2012г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).

 

Рис.4.1.3 уровень безработных  по методологии МОТ по федеральным  округом

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

2.Проблемы занятости населения

Основные тенденции и  проблемы в сфере занятости. Отход  от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма  хозяйствования, вхождение России в  систему междуна родного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с ря дом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и по рождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозна чившихся в середине 90-х годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение  численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение  занятых между государственным  и негосударственным секторами  экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в  частном секторе, развитие малого  пред принимательства, значительное увеличение числа самозанятых, разви тие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации  отраслевой занятости: абсолют ное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обес печение населения, кредитование, финансы, страхование и др.

- глубокое изменение структуры  занятости в промышленности (ускоренный  рост численности промышленно-производственного  пер сонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);

- возникновение рынков  детского труда, рабочих мест  для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.),

- легализацию безработицы  и быстрое ее распространение  на территории России в связи  с сокращением спроса на рабочую  силу;

- трансформацию скрытых  резервов рабочей силы в "подавленную" (латентную) безработицу;

- усиление процессов текучести,  высвобождения рабочей силы,

- трудовой миграции, изменение  ее направлений и форм,

- активное развитие неформального  сектора и рост занятости в  теневой экономике

Массовая занятость населения  в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении  спроса и предложения рабочей  силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической  бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее  воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные  элементы регулирования, что привело к сохранению практики содержания излишней численности за нятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвраще ния к нормальной работе, сдерживанию применения процедур банк ротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;

- усилению уравниловки  в оплате труда и пенсионном  обеспе чении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы,

- "размытости" фактического  положения человека в соответствии  со статусом занятости и незанятости.  Имеется в виду практика рабо ты зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их де ятельности, и т.п.

- Вместе с тем ряд  достигнутых в прошлом завоеваний  в деле гаран тированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой рабо ты и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.

Ожидаемая активизация процессов  отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи  с переходом к новому этапу  реформирования экономики может  вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повы шение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной  стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля.

Основным принципом корректировки  и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально- государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроиз водства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образо вания, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

К числу важнейших принципов, которые  должны учитываться в ходе корректировки  политики занятости на всех уровнях  ее реализа ции с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии пред принимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаи модействия интересов труда и капитала под контролем государства.

Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она  не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестици онной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-эконо мических преобразований.

Основное направление корректировки  социально-экономической стратегии  реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспечен ным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодейству ющих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны на средне срочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспече нию эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скры той безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях. К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:

- содействие развитию  малого предпринимательства на  разных уровнях управления;

- разработка концепции  обеспечения занятости и выжива ния населения малых городов различного типа в условиях обваль ного спада производства и разрушения сложившейся региональ ной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;

- стимулирование вложений  в человека, накопления "человечес кого капитала" (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалифи кации и переподготовку), в наращивание профессионального мастер ства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.

Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости. К числу  главных направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах  восстановления дове рия населения к курсу реформ следует отнести:

- ориентацию экономической  политики на содействие расшире нию занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления про изводства, преодоление практики несвоевременной выплаты заработ ной платы и возврат накопившейся задолженности;

- становление эффективного  рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

- отладку механизма увязки  формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подго товки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТОМ РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.

Соответственно основными  направлениями государственного регулирования  в сфере занятости являются:

- выработка и введение  действенных стимулов ускорения  становления многосекторного хозяйства,  расширяющего масштабы занятости  и возможности выбора работниками  соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование  государственного сектора экономики,  его предпринимательского и непредпринимательского  сег ментов для сохранения рабочих мест;

- реальная и повсеместная  поддержка малого и среднего  предпринимательства,

- законодательное оформление  существования кооперативной собственности  и народных предприятий, отвечающих  российским традициям, с целью  легализации реальной занятости,  в том числе в "челночном"  бизнесе, инофирмах;

Информация о работе Безработица