Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:20, реферат

Краткое описание

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.08 Кб (Скачать файл)

- становление и развитие  муниципальной собственности;

- разработка комплексной  и региональных программ создания  и сохранения рабочих мест, рассчитанных  на нормализацию условий жизнеобеспечения  населения; подготовка организационных  и норма тивно-правовых основ для реализации таких программ, отладка ме ханизма их информационного обеспечения и финансирования;

- введение обязательной  социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;

-совершенствование отношении  социального партнерства за счет  включения в договоры всех  уровней мероприятий по созданию  и сохра нению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения  труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить  доходность «спекулятивного» сектора  экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень  мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих  мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно – оно как раз самый неэффективный  в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать  новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется  просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и  излишним человеколюбием.  Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места – и только малая часть может открывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме.  Капитанами индустрии называл этих людей Шумпетер. Именно они открывают новые рынки, загоняют в угол нерасторопных конкурентов и без тени сомнений выбрасывают тысячи рабочих на улицу. Но в отличие от Англии двухсотлетней давности сегодня капитаны индустрии – в основном наемные специалисты, а не собственники. Это профессиональные менеджеры и управленцы – типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно средний класс – союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает).    Но чтобы представители среднего класса могли занять на рынке труда стратегическую позицию, старая постсоветская структура занятости должна быть разрушена.

В идеале в России следует создать  максимально гибкий, но по возможности  легализованный рынок труда, гарантирующий  низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим  ростом заработной платы). Для этого  придется немало поработать прежде всего над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров – это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы – это уровень, характерный  для развитых стран с низким уровнем  безработицы, таких как США.

Есть еще одна проблема, с которой  российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько  остро стоит проблема территориальной  мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой – более 20 раз, второй – 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь  экономические факторы, связанные  с рынком жилья, – даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для  внутренней миграции – субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого  жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье  оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает, предложение. Это дефицит, административно  распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может  получить его в другом. Значит, переехать  он может, только поменявшись. А возможность  обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс – жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения – собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность на жилы все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица